Дело № 2-357/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Масловой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
03 февраля 2011 года
материалы гражданского дела по иску прокурора Центрального административного округа г. Омска, действующего в интересах государства, неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ЦАО г. Омска, действуя в интересах России, неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванными требованиями, мотивируя их тем, что в ходе проверки соблюдения противопожарного законодательства в деятельности БУЗ ОО «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова» выявлены нарушения Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: в административном корпусе необходимо обеспечить вторыми эвакуационными выходами этажи здания, в корпусе № 1 и № 2 выходы из подвального этажа здания не выполнены обособленными непосредственно наружу, в отделении № 25 не выполнена высота дверных проемов в свету 1,9 метров, в детском отделении № 10, 12 необходимо выполнить выход из подвала непосредственно наружу, изолированно от лестничной клетки, не выполнена высота дверных проемов в свету 1,9 метров; в диспансере не выполнена система дымоудаления в коридоре без естественного освещения; столярный цех (при проверке здание законсервировано, не эксплуатируется, ранее было выявлено, что не обеспечена защита электрокабелей, питающих станки от механических повреждений, необходимо увеличить высоту двери выхода из столярного цеха до 2-х метров). Общие мероприятия по всем зданиям: не выполнена ширина лестничных маршей и лестничных площадок 1,35 м., не вынесен из подвального этажа детского отделения архив. Просит обязать БУЗ ОО «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель прокуратуры ЦАО г. Омска ст.помощник прокурора Вишнивецкая Я.В. заявленные требования поддержала, указала, что и в настоящее время часть нарушений противопожарного законодательства, указанные в исковом заявлении не устранены.
Представители ответчика в судебном заседании Шутковская Н.С., Кандалинцева В.А. исковые требования признали, пояснили, что к настоящему времени большая часть нарушений устранена, для устранения указанных нарушений законодательства необходимы значительные материальные затраты, внебюджетных средств ответчика на это не хватает. Министерством здравоохранения Омской области выделяются бюджетные средства, проводятся аукционы для определения исполнителей.
Представитель третьего лица - Министерства здравоохранения Омской области Зеленская Е.Л. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что часть работ по устранению нарушения противопожарного законодательства в настоящее выполнена.
Представитель Отдела надзорной деятельности ЦАО г. Омска ГУ МЧС по Омской области Лещев Е.А. в судебном заседании пояснил, что к настоящему моменту предписание об устранении нарушений противопожарного законодательства от 20.02.2009 года до сих пор в полном объеме не исполнено.
Выслушав участников процесса, изучив представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 34 Закона установлено, что граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора, предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Статьей 20 Закона установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 21 Закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
В соответствии со статьей 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно статье 1 указанного закона правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относится на ряду с прочими и приоритет мер но предупреждению терроризма.
Статьёй 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») установлены обязанности организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организации, учреждения и предприятия обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС); планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС.
Судом установлено, что 20 февраля 2009 года БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова" внесено предписание № 73/1/96 по устранению нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения 28 февраля 2010 года. (л.д. 16-19).
Актом проверки № 323 от 11 марта 2010 года установлено, что ряд пунктов вышеназванного предписания не выполнены, в том числе: в административном корпусе необходимо обеспечить вторыми эвакуационными выходами этажи здания, в корпусе № 1 и № 2 выходы из подвального этажа здания не выполнены обособленными непосредственно наружу, в отделении № 25 не выполнена высота дверных проемов в свету 1,9 метров, в детском отделении № 10, 12 необходимо выполнить выход из подвала непосредственно наружу, изолированно от лестничной клетки, не выполнена высота дверных проемов в свету 1,9 метров; в диспансере не выполнена система дымоудаления в коридоре без естественного освещения; столярный цех (при проверке здание законсервировано, не эксплуатируется, ранее было выявлено, что не обеспечена защита электрокабелей, питающих станки от механических повреждений, необходимо увеличить высоту двери выхода из столярного цеха до 2-х метров). Общие мероприятия по всем зданиям: не выполнена ширина лестничных маршей и лестничных площадок 1,35 м., не вынесен из подвального этажа детского отделения архив. (л.д. 10-11).
Судебным разбирательством установлено, материалами дела подтверждено, что ответчик принимал меры к устранению нарушений норм противопожарного законодательства. Выходы из подвального этажа обособленными, непосредственно наружу в корпусах № 1. №2; в отделении № 25 высота дверных проемов в свету 1,9 м в лечебных корпусах № 1, 2, 5, 7 и административном корпусе; в детском отделении № 10, 12 выход из подвала непосредственно наружу, изолированно от лестничной клетки, и высота дверных проемов в свету 1,9 м, в диспансере работы по выполнению системы дымоудаления в коридоре без естественного освещения, столярный цех ликвидирован на основании Приказа № 26А от 18.01.2010 года, п. 16 Предписания о выполнении ширины лестничных маршей и лестничных площадок не менее 1,35 м - в стадии выполнения. (л.д. 39-86).
Вместе с тем, остались неисполненными: п. 2- в административном здании не выполнены вторые эвакуационные выходы с каждого этажа высотой 1,9 метра и шириной не менее 1,2 метра; п. 58 - во всех зданиях не выполнена ширина лестничных маршей и лестничных площадок не менее 1, 35 метра; п. 62 - вынести из подвального этажа детского отделения архив; п. 17 - не выполнена ширина эвакуационного выхода на ул. Омская в свету выхода из лестничной клетки не менее 1,2 метра, что подтверждено ответом заместителя начальника отдела надзорной деятельности ЦАО г. Омска и не отрицается самим ответчиком. (л.д.139).
Согласно статье 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Результаты проведенной проверки свидетельствуют, что БУЗ ОО "Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова" допускаются грубые нарушения противопожарного законодательства, что недопустимо.
Выявленные нарушения в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку помещения в здании по адресу: <адрес> относятся к объектам с массовым пребыванием людей.
Указанный комплекс нарушений, выявленный в ходе проверки, может явиться поводом к планированию и проведению террористического акта, что в свою очередь неизбежно повлечет причинение вреда жизни и здоровью посетителей, работников, а также повлечет серьёзный имущественный вред обществу.
В связи с чем, исковые требования Прокурора ЦАО г. Омска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Противопожарное законодательство должно соблюдаться в соответствии с требованиями законодательства постоянно и планомерно.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПРК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие Бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова» по не устранению нарушений противопожарного законодательства незаконным.
Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова» устранить нарушения требований пожарной безопасности в части: в административном здании выполнить вторые эвакуационные выходы с каждого этажа высотой 1,9 метра и шириной не менее 1,2 метра; во всех зданиях выполнить ширину лестничных маршей и лестничных площадок не менее 1, 35 метра; вынести из подвального этажа детского отделения архив; выполнить ширина эвакуационного выхода на ул. Омская в свету выхода из лестничной клетки не менее 1,2 метра.
Взыскать с Бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова» в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в омский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья М.Л. Жидкова