Дело 2-186/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04.02.2011 года
Куйбышевский районный суд г.Омска
в составе председательствующего судьи Емельяновой Е.В.,
при секретаре Мелехиной Е.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска к Штукерт В.Ф. о взыскании земельного налога и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее Инспекция) обратилась в суд с указанным иском. В обосновании требований указала, что по данным Федеральной регистрационной службы по Омской области Штукерт В.Ф. является правообладателем земельного участка, находящегося по адресу: .... В адрес налогоплательщика было направлено уведомление ... об уплате земельного налога в размере 266 643,52 рубля за 2008, 2009 года. Также ответчику было направлено требование ... об уплате недоимки по земельному налогу в сумме 266 643,52 рубля и пени 1 102,15 рубля, задолженность по налогу и пени ответчиком добровольно не погашена. Просит взыскать со Штукерт В.Ф. указанную недоимку и пени.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Гейко Л.Т. (л.д.14) требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Штукерт В.Ф. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.
Представитель ответчика по доверенности Юдин А.А. (л.д.15) в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что истцом пропущен пресекательный срок на подачу искового заявления в суд, предусмотренный с. 48 НК РФ. Статьей 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговые органы в случаях, предусмотренных Кодексом, исчисляют налоговую базу на основе имеющихся у них данных по итогам каждого налогового периода (пункт 5 статьи 54 НК РФ). Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), исчисляется в установленном порядке налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 НК РФ) на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктами 11 и 12 статьи 396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами муниципальных образований. Таким образом, Кодексом и другими федеральными законами обеспечено своевременное представление указанными государственными органами в налоговые органы сведений, необходимых для учета налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления налоговыми органами земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также для своевременного направления налоговых уведомлений соответствующим налогоплательщикам, т.е. не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа. Конкретные сроки уплаты земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пункты 1 и 4 статьи 397 Кодекса).
Пунктом 3.2 Решения Омского городского Совета от 16 ноября 2005 г. N 298 "О земельном налоге на территории города Омска", установлено, что на основании налоговых уведомлений, полученных не позднее 15 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом, физические лица, не имеющие статуса предпринимателей, вносят соответствующие платежи не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, недоимка по земельному налогу за 2008 г. возникла у ответчика после даты предусмотренной ст. 52 НК РФ и п. 3.2 Решения Омского городского Совета, т.е. после 15 июля 2009 года (на 16.07.2009 г.), так как истец должен был своевременно не позднее 15 июня 2009 года направить налоговое уведомление ответчику. Следовательно, установленный трехмесячный срок направления требования истек 16.10.2009 года. Фактически налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2008 год, которое должно содержать расчет налога подлежащего к уплате не направлялось ответчику. Истцом в адрес ответчика направлен после 07.05.2010 г. расчет налога за 2009 год, в котором он указал перерасчет налога за 2008 год, чем нарушен срок предусмотренный ст. 52 НК РФ и п. 3.2 Решения Омского городского Совета от 16 ноября 2005 г. N 298 "О земельном налоге на территории города Омска". Требование об уплате налога направленно ответчику 14.08.2010 г.. Согласно ст. 48 НК РФ срок на обращение в суд должен исчисляться с 23.10.2009 г., т.е. по истечении 8 дней. Срок на обращение в суд с заявлением истек 23.04.2010. Поскольку заявление было направленно в суд 07.12.2010 года, т.е. за пределами пресекательного срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ, оно не может быть удовлетворено.
Кроме этого, представитель ответчика указал, что НК РФ не установлены порядок и сроки перерасчета сумм земельного налога, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также порядок и сроки привлечения к уплате указанных налогов таких налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате этих налогов при наличии у налоговых органов сведений о соответствующих объектах налогообложения.
Так же налоговым органом не предоставлено доказательств направления ответчику и получения им налогового уведомления ... на уплату физическим лицом земельного налога за 2008 и 2009 г.
Истцом неверно исчислена налоговая база по земельному налогу за 2008 и 2009 год. На основании ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, при этом ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В соответствии с п. 1и4ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Результаты оценки кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории муниципального образования г. Омск утверждены постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 г. N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36". Данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., принадлежащего ответчику, в названном постановлении Правительства № 174-П не указано.
В налоговом уведомлении ... налоговая база за 2008 г определена в размере 8 888117 руб. и за 2009 год в размере 8888117 руб., что не является правильным, поскольку согласно выписки из государственного кадастра недвижимости на 05.08.2010 кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 7 0865 270,3 руб.. В соответствии со статьей 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Аналогичный порядок вступления в силу распространяется также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в связи с чем требования налогового органа о взыскании налога за 2008 год заявлено необоснованно.
Представитель третьего лица Росреестра по Омской области Аверина А.Д. иск налоговой инспекции поддержала, пояснив, что истцом верно исчислена налоговая база, на основании сведений из УФАКОН. Доводы об обратной силе закона представителем истца применены неверно, истец имел право направить ответчику требование об уплате налога за 2008 год.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит требования, подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст.3, п.1 ч.1 ст.23, ст.45 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик обязан самостоятельно и своевременно исполнять обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах сборах.
В соответствии со ст.69 НК РФ при наличии недоимки у налогоплательщика ему направляется требование об уплате налога - письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Из смысла ст. 70 НК РФ следует, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 396, 397 Налогового кодекса РФ и п.3 Решения Омского городского совета от 16.11.2005 года № 298 «О земельном налоге на территории города Омска» налогоплательщик обязан уплачивать земельный налог на основании налоговых уведомлений, полученных не позднее 15 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом, физические лица, не имеющие статуса предпринимателей, вносят соответствующие платежи не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.1,4 ст.391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра. Согласно ст.393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. По смыслу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Согласно ч. 2 п.п. 6 решения Омского городского Совета т 16 ноября 2005 г. N 298 "О земельном налоге на территории города Омска" для земельного участка истца установлена ставка 1,5 как для прочих земельных участков.
Согласно ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с данными Управления Росреестра ответчик Штукерт В.Ф. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ... кадастровый номер ..., общей площадью ... кв.м. с 19.10.2007 года (л.д.24). Указанное обстоятельство представитель ответчика в суде не оспаривал.
Согласно данных полученных истцом из Управления Роснедвижимости по Омской области (л.д.34), кадастровая стоимость указанного земельного участка на 01.01.2008 года и 01.01.2009 году составляла 8 888 117 рублей.
Поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами права, истец при исчислении суммы налога использует сведения о кадастровой стоимости, полученные из специально уполномоченного органа в лице ФГК ЗКП по Омской области, сам истец не занимается исчислением кадастровой стоимости земельных участков, то доводы представителя ответчика о том, что для исчисления налога взята неверная кадастровая стоимость, суд отвергает. Ответчик не лишен возможности в ином судебном порядке оспорить установленную ФГК ЗКП по Омской области кадастровую стоимость его земельного участка. Порядок определения и правильность исчисления кадастровой стоимости земельного участка ответчика по состоянию на 01.01.2008 года и 01.01.2009 года не входят в предмет настоящего судебного разбирательства.
За 2008,2009 года у ответчика Штукерт В.Ф. образовалась задолженность по оплате земельного налога в размере 266 643,52 рубля (по 133 321,76 рублей за каждый год из расчета 8 888 117х1,5).
Порядок исчисления налога представитель ответчика в суде не оспаривал.
Ответчику Штукерт В.Ф. истцом было направлено налоговое уведомление ... об уплате земельного налога за 2008,2009 год в сумме 266 643,52 рубля (л.д. 5) от 07.05.2010 года, направленное 03.06.2010 года (л.д.39), а также требование ... по состоянию на 14.08.2010 года об уплате земельного налога (л.д.7), отправленное 20.08.2010 года (л.д.10), со сроком исполнения требования до 13.09.2010 года, которые ответчиком Штукерт В.Ф. исполнены не были.
Поскольку в установленный срок Штукерт В.Ф. не оплатил земельный налог, ему начислены пени на основании ст. 75 НК РФ в размере 1 102,13 рублей (л.д.9) за период с 16.07.2010 года по 31.07.2010 года. Расчет размера пени проверен судом и признан верным (266 643,52 х 0,000258333333 (1/300 от 7,75 %)=68,883 рубля в день х 16 дней просрочки= 1102,13 рублей.
Таким образом, задолженность ответчика по земельному налогу составляет 266 643,52 рублей, а также пени 1 102,13 рублей.
Доводы представителя ответчика в части пропуска срока для обращения в суд суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Федеральным Законом от 28.11.2009 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу с 1 января 2010 г., п.4 ст. 397 НК РФ был дополнен абз. 2 и 3, редакция которых была приведена судом выше
В соответствии с абз. 2 указанного пункта направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Таким образом, с 1 января 2010 года налоговый орган имеет право направить уведомление на уплату физическим лицом земельного налога, не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Иное понимание данной нормы основано на ошибочном толковании нормы права.
Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 г. № 298 «О земельном налоге на территории г. Омска» установлены порядок и сроки уплаты земельного налога физическими лицами, в данном решении предусмотрено, что физические лица, не имеющие статуса предпринимателей, на основании налоговых уведомлений, полученных не позднее 15 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом, вносят платежи не позднее 15 июля года, следующего за истекшим периодом.
Как указано выше ответчику было направлено налоговое уведомление, а затем требование со сроком уплаты до 13.09.2010 года.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, соответствующее исковое заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.
Исковое заявление предъявлено в суд 13.12.2010 года, что свидетельствует о том, что истцом срок на обращение в суд не пропущен.
Также суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что данное положение закона, касающееся обратной силы закона, противоречит ст. 5 НК РФ, где сказано, что не допускается ухудшение положения налогоплательщика.
Истец, направляя ответчику требование об уплате налога за 2008 год, руководствовался требованиями ст. 397 НК РФ, которым ему разрешено направлять уведомления налогоплательщику за три предшествующих года.
Указанное положение закона не противоречит ст. 5 НК РФ и не нарушает права ответчика, поскольку данная норма предусмотрена специальной нормой НК РФ, регламентирующей порядок уплаты земельного налога, следовательно, подразумевается что, вводя ее законодатель учел требований общей части НК РФ, на которую ссылается ответчик и счел возможным взыскание налога за 3 предшествующих года.
Доводы ответчика о том, что ответчику не было направлено уведомление об уплате налога за 2008 год суд отклоняет, поскольку в направленном ответчику в 2010 году требовании имеется ссылка на то, что произведен перерасчет налога за 2008 год, что суд считает достаточным для того, чтобы известить налогоплательщика о том, что к уплате предъявляется в том числе и налог за предшествующие годы. Более того, суд учитывает, что данная форма налогового уведомления была утверждена ФНС РФ, поэтому истец ее применяет на законном основании.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать в бюджет г.Омска государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, на основании ст. 333.19 НК РФ 5 877,46 рублей из расчета : (266 643,52 +1 102,13)-200 000х1 %+ 5200.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска удовлетворить в полном объеме.
Взыскать со Штукерт В.Ф. в соответствующий бюджет земельный налог в сумме 266 643,52 рубля, пени 1 102,13 рублей.
Взыскать со Штукерт В.Ф. в бюджет г. Омска государственную пошлину в размере 5 877,46 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.Емельянова
Мотивированное решение изготовлено 09.02.2011 года
Копия верна
Решение не вступило в законную силу
Судья
Секретарь