Дело 2-6734/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Пархоменко Г.Л.,
при секретаре Тупикиной О.В., рассмотрев 28 декабря 2010 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сатюков В.Ф к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска о назначении досрочно трудовой пенсии, суд
УСТАНОВИЛ:
Сатюков В.Ф обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФ РФ в Центральном АО г. Омска с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости по пп. 20 п.1 ст. 27 Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, его стаж составляет более 33 лет. ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ УПФ РФ в Центральном АО г. Омска ему отказано в назначении досрочно трудовой пенсии. ГУ УПФ РФ в Центральном АО г. Омска не включило в специальный стаж период учебы в клинической ординатуре в Омском <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>.
Просил суд обязать ответчика назначить досрочно пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Сатюков В.Ф исковые требования уточнил, просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж период <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ «Городская клиническая стоматологическая поликлиника № 1» в должности врача-стоматолога ортопедического отделения по совместительству на 0,5 ставки, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Пояснил, что клиническая ординатура- это не учеба. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расценивает как повышение квалификации врача, был врачом, врачом и остался, ему выплачивалась заработная плата, был уволен с предыдущего места работы, и поступил в ординатуру. Заработная плата выплачивалась ему <данные изъяты>. Также работал <данные изъяты>, это была ставка лечебная и педагогическая. К функциональным обязанностям относилось выполнение лечебной работы на базе <данные изъяты>. Он учил студентов лечить, готовил из них врачей. Работал по совместительству с 1983 по 1984 год. Ему выплачивалась заработная плата. Представленная выписка из должностной инструкции действует по сей день, и всегда действовала. Других доказательств, подтверждающих осуществление им лечебной деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 06. 02.1992 представлять не будет, считает, что данный факт им полностью доказан, представленными документами.
Представитель истца Сатюков В.В, действующий на основании ордера, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.
Представитель ответчика Дегтеренко М.П, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому период работы в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 06. 02.1992 в должности <данные изъяты> не зачтен в специальный стаж, так как Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 правом на досрочное назначение пенсии пользуется средний медицинский персонал и врачи лечебно-профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377 и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395 указанная должность и учреждение не предусмотрены.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 указанная должность и учреждение так же не предусмотрены.
Также не подтверждена работа в структурных подразделениях,предусмотренных п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Кроме того, лечебная деятельность не подтверждена. Период учебы в <данные изъяты> с 01.09.1981 по 01.09.1983 не зачтен в специальный стаж, так как в соответствии с Положением о клинической ординатуре, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.02.1993 № 23, клиническая ординатура- часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в РФ. Основной задачей обучения врачей в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики. Обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы. В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п.1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 зачету в специальный стаж подлежит только работа в должностях и учрежденияхпоименованных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Кроме того, указанный период не зачтен и в страховой стаж, так как в соответствии с вышеуказанным Положением, врачи прошедшие по конкурсу в клиническую ординатуру, освобождаются от работы, за время обучения выплачивается стипендия, что противоречит ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 в соответствии с которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности которые выполнялись на территории РФ при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на заработную плату.
Считает ссылку истца на Постановление Конституционного Суда № 11-П от 03.06.2004, безосновательной, так как в данном Постановлении вопрос о включении в специальный стаж медицинской деятельности периода учебы в ординатуре не рассматривался.
В связи с изложенным, продолжительность льготного стажа Сатюков В.Ф определена с исключением вышеуказанных периодов. В результате специальный стаж заявителя составил с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и с учетом постановления Конституционного суда № 2 - П 22-09-22.В удовлетворении исковых требований просил отказать. Также пояснил, что против включения в специальный стаж истца периода работы по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> не возражает, в случае предоставления документальных подтверждений, они и сами включили бы данный период.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, следует, что периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1379 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.01.2002 № 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в РФ", "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу вышеуказанных законов применяются в части, им не противоречащей.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 № 173-ФЗ, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы для назначения досрочной пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц.
Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Сатюков В.Ф ДД.ММ.ГГГГ принят в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ отчислен из <данные изъяты> в связи с окончанием срока обучения, работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <адрес>, где работает по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой, справками, уточняющими условия труда, архивными справками и выписками (л.д.30-38,7-8,9,11,12).
Согласно справке, уточняющей условия труда, истец во время работы в <данные изъяты> № <адрес> на полную ставку с сохранением средней заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы (л.д.9).
Из решения ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сатюков В.Ф отказано в назначении досрочно трудовой пенсии на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска в связи с отсутствием специального трудового стажа, предусмотренного п.п. 20 п. 1. ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ (л.д.6,13-15).
Согласно копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> № Сатюков В.Ф принят на должность врача стоматолога ортопедического отделения на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44), согласно копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ Сатюков В.Ф освобожден от совместительства 0,5 ставки врача ортопеда с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45), на основании решения горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> № переименована в стоматологическую поликлинику № (л.д.35). Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (л.д.21) следует, что Сатюков В.Ф зачислен на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на 1983/1984 учебный год после <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ переведен на полную ставку, приказом ректора № от ДД.ММ.ГГГГ уволен с ДД.ММ.ГГГГ, приказом ректора № от ДД.ММ.ГГГГ зачислен на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с окладом за пед.работу 120 рублей в месяц и за лечебную 120 рублей в месяц, приказом ректора № от ДД.ММ.ГГГГ уволен с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В доказательство заявленных требований истцом представлена выписка из должностной инструкции <данные изъяты> которой предусмотрено выполнение лечебной работы в объеме ставки врача по одной из отделений клиники.
Оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Сатюков В.Ф о включении в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Истец в спорные периоды находился на курсах повышения квалификации, до их прохождения и после, осуществлял лечебную деятельность в медицинских учреждениях, получал в данные периоды заработную плату по месту работы. Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения истцом профессиональных должностных обязанностей, невключение в специальный стаж (в том числе в льготном исчислении) периодов нахождения медицинского работника по направлению работодателя на курсах повышения их квалификации или ином виде профессионального обучения влечет необоснованное ограничение объема его пенсионных прав, суд считает необходимым включить в его специальный стаж указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Также подлежат удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ <данные изъяты> по совместительству на 0,5 ставки. Суд полагает достаточными представленных доказательств, подтверждающих деятельность истца в качестве <данные изъяты> в указанный период, что подтверждает занятие истца лечебной деятельностью, соответствует требованию действующего пенсионного законодательства.
Суд не находит основания для удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж для назначения досрочно трудовой пенсии по старости периода учебы в клинической ординатуре в Омском государственном медицинском институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, поскольку отсутствуют доказательства лечебной деятельности истца в должности врача. Представленная истцом выписка из должностной инструкции без даты не может являться доказательством выполнения лечебной работы Сатюков В.Ф в объеме ставки врача в одной из отделений клиники. Наличие оклада за лечебную работу в указанный период также не доказывает работу истца в качестве врача, как и не является доказательством работы в должности врача наличие высшего медицинского образования. Представленные истцом ежедневники с записями фамилий, при отсутствии медицинских карт и иных официальных документов, также не могут служить доказательством, подтверждающим осуществление истцом лечебной деятельности в спорный период в лечебном учреждении.
Не является лечебной деятельностью и обучение в клинической ординатуре в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно записи в трудовой книжке и архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ Сатюков В.Ф обучался по <данные изъяты> <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно протоколу комиссии ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ составлял 22 года 9 месяцев 22 дня по постановлению № 781, 22 года 9 месяцев 22 дня по постановлению КС 2П. По состоянию на вышеуказанную дату, с учётом включенных судом спорных периодов специальный стаж истца не достигает необходимый стаж 30 лет, на основании чего, с учетом ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ, суд не находит оснований для назначения пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЦАО г. Омска включить Сатюков В.Ф в специальный стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> совместительству на 0,5 ставки.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Судья решение вступило в законную силу 02.03.2011 Судья Г.Л. Пархоменко
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2011