№ 2-780/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Зеновьева В.А.,
при секретаре Чебаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 24 февраля 2011 года
дело по иску Ивановой Н.И. к ГУ ОРО ФСС РФ о взыскании компенсации стоимости путёвки на санаторно-курортное лечение и средств реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Иванова Н.И. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ ОРО ФСС РФ, в котором указала, что она является инвалидом 3 группы по общему заболеванию. 21.10.2009 она обратилась в ГУ ОРО ФСС Филиал № 8 с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение. Однако путевку ей не предоставили. Просила взыскать в свою пользу с ответчика стоимость путевки на санаторно-курортное лечение и компенсацию за не обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации за 2010 год.
Истец Иванова Н.И. в судебном заседании дала суду пояснения, аналогичные содержанию заявления, дополнительно пояснив, что она неоднократно обращалась к ответчику, но ничего не получила. Ни путевки, ни средства реабилитации ей не предоставили. Просила взыскать 17 000 рублей стоимость путевки на санаторно-курортное лечение, стоимость ортезов 2 000 рублей, обуви 10 000 рублей, корсета 1 000 рублей. К ответчику ГУ ОРО ФСС РФ в письменной форме она не обращалась. В августе 2010 года была на приеме у специалиста, ей сказали еще рано, пришла в ноябре 2010 года, сказали денег нет. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ОРО ФСС РФ - Канушин Е.А. в судебном заседании иск не признал, и пояснил, что обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в том числе обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение), осуществлялось отделением Фонда в 2008 - 2010 годах в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и переданных Фонду социального страхования Российской Федерации. В 2008 году численность лиц, подавших заявление на предоставление путевки, составило 4963 человек. За 2008 год отделением Фонда было приобретено и выдано 5 875 путевок, из них по заявлениям не удовлетворенным в предыдущем году - 2 804 путевки (Письмо от 22.01.2009 № 02-06/25/232). В 2009 году численность лиц, подавших заявление на предоставление, путевки составило 8 586 человек. За 2009 год отделением Фонда было приобретено и выдано 6 159 путевок (Письмо от 01.03.2010 № 02-32/25/172). В 2010 году численность лиц, подавших заявление на предоставление путевки, составило 6 922 человек. За 2010 год отделением Фонда было приобретено и выдано 3 714 путевок (Письмо от 01.02.2011 №02-32/25/317).
Данные свидетельствуют о том, что количество лиц, обратившихся за обеспечением путевкой на санаторно-курортное лечение (2009, 2010 г.г.), превысило количество приобретенных отделением Фонда путевок на санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, переданные отделению Фонда средства федерального бюджета на обеспечение отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение в 2010 году были израсходованы в полном объеме. Об этом свидетельствует выписка из финансового отчета отделения Фонда за 2010 год (копия прилагается). Денежных средств в 2011 году отделению Фонда не выделили, что подтверждает справка от 11.02.2011 №02-34/07/557.
С заявлением на обеспечение техническими средствами реабилитации (ортопедическая обувь, корсет ортопедический на позвоночник, ортезы на коленные суставы) Иванова Н.И. в 2010 году в отделение Фонда не обращалась. Последнее обращение в отделение Фонда за указанными техническими средствами реабилитации было 07.12.2009 года (копия заявления с приложением прилагается). Отделением Фонда Ивановой Н.И. были выданы именные направление на получение технических средств реабилитации, на основании которых ФГУП «Омское протезно-ортопедическое предприятие» Минздрасоцразвития РФ 15.12.2009 были выданы 2 ортеза, 2 пары ортопедической обуви и корсет ортопедический на позвоночник (копии товарных накладных прилагаются).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В индивидуальной программе реабилитации инвалида Ивановой Н.И. рекомендовано бессрочно ортопедическая обувь 2 пары в год, 2 ортеза и корсет. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2007 № 321 утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены. Пунктами 7.4, 7.16, 8.1 установлено, что срок пользования ортезами нижних конечностей не менее 1 года, срок пользования корсетом не менее 6 месяцев, срок пользования ортопедической обувью не менее 6 месяцев. Учитывая что 15.02.2009 Иванова Н.И. получила 2 ортеза, 2 пары ортопедической обуви и корсет ортопедический на позвоночник то право на замену указанных технических средств реабилитации возникает не ранее 16 декабря 2010 года. На основании вышеизложенного, Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит в удовлетворении исковых требований Ивановой Н.И. отказать, так как они не основаны на нормах действующего законодательства.
Представитель привлечённого к участию в деле ответчика Министерства труда и социального развития Омской области - Глущенко М.Ю. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2424-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В целях реализации Соглашения 30 декабря 2010 года Правительством Омской области принято постановление № 277-п "О мерах по реализации соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации". Согласно пункту 3 постановления Правительства Омской области № 277-и исполнение переданных Правительству Омской области на основании Соглашения федеральных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Омской области в форме субвенций. Постановлением № 277-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в 2011 году. Порядок определяет процедуры обеспечения соответствующих категорий граждан, указанных в Порядке, в 2011 году техническими средствами реабилитации, услугами, включенными в федеральный перечень, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также услугами по ремонту протезов, и путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Министерство является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям в связи со следующим. В соответствии с пунктом 11 Положения о Министерстве, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 23 мая 2008 года № 56, Министерство осуществляет организацию предоставления мер социальной поддержки в случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством. Министерство управляет деятельностью государственных учреждений социального обслуживания Омской области и организует контроль (подпункт 8 пункта 12 Положения о Министерстве). В полномочия Министерства входит осуществление от имени Омской области функции учредителя государственных учреждений Омской области (подпункт 7 пункта 13 Положения о Министерстве). Уполномоченным государственным учреждением Омской области по месту жительства истца является бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Родник" Ленинского административного округа города Омска" (далее - БУ "КЦСОН"), которое обладает всеми правами юридического лица. В соответствии с Уставом БУ "КЦСОН" функции учредителя от имени Омской области осуществляет Министерство как отраслевой орган исполнительной власти Омской области. Целями деятельности БУ "КЦСОН" являются оказание семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Согласно информации БУ "КЦСОН" в электронной базе, переданной на основании Соглашения Отделением Фонда, отсутствуют сведения в отношении истицы, подтверждающие обращение Ивановой Н.И. с соответствующими заявлениями в целях получения путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году и обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации в 2010 году. По информации БУ "КЦСОН" Отделением Фонда 15 декабря 2009 года Ивановой Н.И. были выданы 2 ортеза, 2 пары ортопедической обуви и корсет ортопедический на позвоночник, рекомендованные индивидуальной программой реабилитации инвалида Ивановой Н.И., сроки пользования которыми истекли лишь 16 декабря 2010 года. Кроме того, ни Законом № 181-ФЗ, ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон № 178-ФЗ), ни иными правовыми актами федерального и регионального законодательства, не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно части 1 статьи 6.3 Закона № 178-ФЗ гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с Законом № 178-ФЗ, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. В судебном заседании истицей подтвержден факт получения ею единовременной денежной выплаты в 2010 году. Учитывая, что Иванова Н.И. в 2010 году для получения технических средств реабилитации и путевки на санаторно-курортное лечение в Отделение Фонда не обращалась (отсутствуют сведения об обращении Ивановой Н.И. в электронной базе, переданной Отделением Фонда), у БУ "КЦСОН" отсутствует право на предоставление Ивановой Н.И. путевки на санаторно-курортное лечение и технических средств реабилитации за 2010 год. Законом «О социальной защите инвалидов» не предусмотрена конденсация санаторно-курортной путевки. Из Комплексного центра сведений об истице нет. Истица отказалась от набора денежных услуг и получает денежную выплату. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель привлечённого к участию в деле ответчика БУ Омской области ЛАО г.Омска «КЦСОН «Родник» Муравицкая А.Н. в судебном заседании иск не признала и просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд счёл необходимым в удовлетворении иска отказать.
Федеральный закон N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержит правовых норм, регулирующих порядок предоставления инвалидам путевок на санаторно-курортное лечение. Предоставление путевок осуществляется в рамках предоставления государственной социальной помощи.
Федеральным законом "О государственной социальной помощи" предусматривается, что государственная социальная помощь предоставляется в натуральной форме путем получения социальных услуг или в денежной форме в виде получения ежемесячной денежной выплаты взамен социальных услуг.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определенииот 08 февраля 2007 года N 323-О-П, гражданин самостоятельно определяет приемлемую форму получения государственной социальной помощи - натуральную или денежную. Возможность конвертации Законом не предусматривается.
В соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная помощь в виде предоставления социальной услуги включает не только санаторно-курортное лечение, но и другие виды медицинской помощи, которые учитываются при определении размера государственных средств, направляемых на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг.
Согласно Положениюо Фонде социального страхования РФ, утвержденномуПостановлениемПравительства РФ от 12 февраля 1994 года N 10, денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются собственностью РФ, и могут быть использованы только в соответствии с их целевым назначением. Средства на выплату компенсации стоимости путевки Фонду социального страхования РФ на эти цели не выделяются.
Федеральный закон"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также не содержит правовых норм, дающих основания для выплаты денежной компенсации стоимости путевки в случае, если право на санаторно-курортное лечение не было реализовано инвалидом.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и санаторно-курортное лечение.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ),
В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р, санаторно-курортное лечение отнесено к реабилитационным мероприятиям.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что истец Иванова Н.И. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию (л.д.4-5).
21.01.2009 истец обращался к ответчику ГУ ОРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путёвки на 2010 год (л.д.6, 7-8).
Истцом не представлено письменных доказательств обращения в 2010 года к ответчику ГУ ОРО ФСС РФ для получения средств технической реабилитации или приобретения их за свой счет. В декабре 2009 года истцом были получены технические средства реабилитации, о чем свидетельствуют копии накладных (л.д.71-73).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2007 № 321 утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены. Пунктами 7.4, 7.16, 8.1 установлено, что срок пользования ортезами нижних конечностей не менее 1 года, срок пользования корсетом не менее 6 месяцев, срок пользования ортопедической обувью не менее 6 месяцев.
Из представленных ГУ ОРО ФСС РФ Сведений о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в части санаторно-курортного лечения за 2008-2010 г.г. следует, что ГУ ОРО ФСС РФ не может в полном объеме обеспечить заявки инвалидов на санаторно-курортное лечение в связи с ограниченностью средств поступающих из федерального бюджета (л.д.74-88).
Федеральным законом «О государственной социальной помощи» не предусмотрена возможность получения денежной компенсации за санаторно-курортное лечение, в случае если по каким-либо причинам такое лечение не было предоставлено.
Истица не приобретала путёвку за счёт имеющихся у неё средств.
Законом установлена с 2006 года лишь возможность замены по усмотрению гражданина получения государственной социальной помощи в натуре денежной выплатой.
По смыслу приведенного закона получение денежной выплаты не является компенсацией за неиспользованный набор социальных услуг, в том числе за санаторно-курортное лечение.
Из материалов дела следует, что у истца отсутствует право на денежную компенсацию неиспользованного санаторно-курортного лечения. Невозможно взыскание денежной компенсации стоимости путевки и в том случае, даже если она не была предоставлена в связи с упущениями в работе ответчика.
Независимо от причин, по которым истец не воспользовался своим правом на санаторно-курортное лечение в 2010 году, в силу приведенного закона он не вправе реализовать свое право на санаторно-курортное лечение за 2010 год в последующие годы или получить денежную компенсацию за неиспользованное санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах, основания для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации неиспользованного санаторно-курортного лечения отсутствуют.
На основании изложенного, суд счёл необходимым в удовлетворении искового заявления Ивановой Н.И. к Государственному учреждению Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Министерству труда и социального развития Омской области, БУ «КЦСОН» Родник» о взыскании компенсации стоимости путёвки на санаторно-курортное лечение и средств реабилитации отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Ивановой Н.И. к Государственному учреждению Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Министерству труда и социального развития Омской области, БУ «КЦСОН» Родник» о взыскании компенсации стоимости путёвки на санаторно-курортное лечение и средств реабилитации отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Омский областной суд, через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.03.2010.
Председательствующий
по делу: В.А. Зеновьев
Судья В.А. Зеновьев