Дело № 2- 4386/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Пархоменко Г.Л.,
при секретаре Тупикиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2010года гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Омска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Омская энергосбытовая компания» об оспаривании действий ОАО «Омская энергосбытовая компания»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Омска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Омская энергосбытовая компания» с вышеуказанными требованиями. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой города установлено, что ОАО «Омская энергосбытовая компания» с 01.01.2008 по настоящее время нарушаются требования законодательства Российской Федерации о предоставлении коммунальных услуг гражданам при осуществлении действий по начислению платы за электроэнергию гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета электроэнергии, потребленную в местах общего пользования многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета электрической энергии. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Так, установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 3-я Молодежная, 63, не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии. Следовательно, оплата коммунальной услуги электроснабжение гражданам должна производиться по показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии, при их наличии.
Однако, согласно направляемым ОАО «Омская энергосбытовая компания» квитанциям по оплате коммунальной услуги электроснабжения установлено, что ОАО «Омская энергосбытовая компания» в нарушение требований пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предъявляет к оплате жителям указанного дома, имеющим индивидуальные приборы учета электроэнергии, объемы электроэнергии, потребленной в местах общего пользования, ссылаясь на то, что нормативы потребления электроэнергии в местах общего пользования утверждены постановлением Правительства Омской области от 13.12.2006 № 158-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению населением при отсутствии приборов учета» (далее - постановление Правительства Омской области № 158-п).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги электроснабжение, утвержден Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила установления нормативов).
Абзацем 2 пункта 2 Правил установления нормативов определено, что норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Правилами установления нормативов предусмотрено утверждение единого норматива потребления электроэнергии, учитывающего как внутриквартирное потребление, так и потребление электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома. Утверждение отдельного норматива потребления электроэнергии в местах общего пользования Правилами установления нормативов не предусмотрено.
Правительством Омской области в рамках предоставленных полномочий принято постановление № 158-п.
Указанным постановлением утверждены нормативы потребления коммунальной услуги электроснабжения для жилых помещений, не оборудованных общими (квартирными) приборами учета электроэнергии, с учетом степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с требованиями Правил установления нормативов в нормативы, утвержденные данным постановлением, включены расходы на электроэнергию, потребляемую в местах общего пользования.
На основании изложенного действия ОАО «Омская энергосбытовая компания» по предъявлению к оплате гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета электрической энергии, услуг по электроснабжению мест общего пользования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 3-я Молодежная, 63, при отсутствии общедомового прибора учета электроэнергии с использованием составляющей норматива потребления коммунальной услуги электроснабжение, установленного постановлением Правительства Омской области № 158-п, противоречит положениям Жилищного кодекса РФ и пункту 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Указанными действиями ОАО «Омская энергосбытовая компания» нарушает права потребителей коммунальной услуги электроснабжение, проживающих в многоквартирном жилом доме № 63 по ул. 3-я Молодежная в г. Омске, квартиры которых оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, а также в иных многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, что подтверждается квитанциями по оплате электроэнергии иных многоквартирных домов.
Таким образом, предъявление к оплате гражданам, в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета, электроэнергии, потребленной в местах общего пользования в представленных многоквартирных домах города Омска, также является незаконным по вышеуказанным основаниям.
Срок действия приведенного нарушения следует исчислять с 01.01.2008. До указанного момента электроэнергия, потребленная в местах общего пользования, к оплате гражданам не предъявлялась, так как оплачивалась за счет средств, вносимых гражданами за содержание и ремонт жилья.
Руководством ОАО «Омская энергосбытовая компания» грубо нарушаются требования действующего законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам, что влечет за собой существенное ущемление их прав, гарантированных государством.
На основании изложенного прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц, так как количество многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, постоянно меняется (в связи с установкой общедомовых приборов учета электроэнергии на многоквартирные дома, ранее не оборудованные таковыми, поломкой общедомовых приборов учета электоэнергии и т.д.), меняется и количество лиц, проживающих в таких многоквартирных домах и пользующихся указанной услугой.
Просил суд признать незаконными действия ОАО «Омская энергосбытовая компания» по предъявлению гражданам, проживающим в многоквартирных домах, в которых отсутствуют (неисправны) общедомовые приборы учета, при наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета электроэнергии, к оплате услуг по электроснабжению мест общего пользования с использованием составляющей норматива потребления коммунальной услуги электроснабжение, установленного постановлением Правительства Омской области от 13.12.2006 № 158-п. Обязать ОАО «Омская энергосбытовая компания» прекратить указанные незаконные действия. Обязать ОАО «Омская энергосбытовая компания» произвести перерасчет платы за электроснабжение мест общего пользования гражданам, указанным в пункте 1 требований, начиная с 01.01.2008. Взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законом порядке.
Представитель истца Чудинова М.С, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, дополнительно пояснила, что считает, что ответчиком при расчетах применяется именно составляющая норматива, а не норматив. Отдельного норматива на места общего пользования нет. Письменные договоры не заключены. П.16 применяется при наличии индивидуальных приборов учета, и при отсутствии коллективных приборов учета. Нарушение прав потребителей заключается в том, что при применении начисления платы ответчик налагает дополнительную обязанность, не предусмотренную законом. Считает, что согласно Правилам, начисление должно происходить по составляющей прибора индивидуального учета.
Представитель ответчика ОАО «Омская энергосбытовая компания» Соболева Н.А, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. В представленном отзыве указала, что ОАО «Омская энергосбытовая компания» исковые требования не признает по следующим основаниям: Иск заявлен в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, что необоснованно, круг лиц определен - это граждане, проживающие в многоквартирных домах. Заявленные требования истца направлены на освобождение потребителей от оплаты коммунальной услуги - электроснабжение мест общего пользования, что противоречит действующему законодательству. Доводы истца и Правительства Омской области о применении утвержденного норматива на места общего пользования как составляющей необоснованны и опровергаются следующим: Постановлением Правительства Омской области от 13.12.2006 года 158-п утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета, которые указаны в приложении № 1. ОАО «Омская энергосбытовая компания» при установлении платы за электроснабжение мест общего пользования руководствуется не пунктом 25 постановления Правительства РФ № 306, а руководствуется постановлением Правительства Омской области № 158-п, которым утвержден норматив 7кВт/ч. Доводы в исковом давлении, что установленный Правительством Омской области норматив потребления электрической энергии в местах общего пользования многоквартирных жилых домов противоречит Правилам установления нормативов, не может быть принят во внимание судом, поскольку постановление Правительства Омской области от 13.12.2006 года № 158-п является нормативным актом. Обязателен для применения, в том числе и для ОАО «Омская энергосбытовая компания». Истцом выбран неверный способ защиты гражданских прав, иск должен быть заявлен не в интересах неопределенного круга лиц, а о признание нормативного акта недействительным.
Представитель третьего лица Правительства Омской области Фетисов В.В, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил требования истца удовлетворить и пояснил, что из совокупного толкования требования законодательства, следует, что данная величина не является нормативом сама по себе, а является составляющей, одной из трех. Необходимо применять три величины в совокупности. Лицо не может платить за места общего пользования при отсутствии приборов общедомового учета.
Представитель третьего лица Министерства экономики Омской области Чукреева Е.Н, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве подтвердила. Из представленного отзыва следует, что нормативы потребления электроэнергии, установленные постановлением Правительства Омской области от 13 декабря 2006 года № 158-п, не содержат отдельного норматива на электроснабжение содержания мест общего пользования многоквартирного дома. В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, нормативы применяются только при отсутствии как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета, либо при наличии общедомовых и частичном отсутствии индивидуальных приборов учета. Согласно пункту 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, при наличии в помещениях индивидуальных (квартирных) приборов учета и отсутствии коллективных (общедомовых), размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Исходя из изложенного, полагает действия ответчика по предъявлению потребителям услуг платы за электроснабжение мест общего пользования при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых (коллективных) необоснованными.
Представитель МУПЭП «Омскэлектро» г.Омска Хиневич С.Ав судебном заседании пояснила, что потребитель помимо квартирного потребления должен оплачивать места общего пользования, индивидуальные счетчики рассчитаны на внутриквартирное потребление. Представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в судебное заседание представила отзыв на исковое заявление в котором указала, что считает требования прокурора г.Омска законными и обоснованными. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" Правительство Омской области Постановлением «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению населением при отсутствии приборов учета» от 13 декабря 2006 г. N 158-п утвердило нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета.Указанным постановлением, в рамках предоставленных полномочий, Правительство Омской области установило единый норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению, в который включен расход электрической энергии, необходимый в том числе для содержания общего имущества многоквартирного дома.Ввиду того, что указанный норматив является единым, из него не может быть выделена и отдельно предъявлена для оплаты стоимость услуги по электроснабжению мест общего пользования многоквартирного жилого дома.Учитывая вышеизложенное, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по электроснабжению определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Полагает, что в настоящее время гарантирующий поставщик ОАО «Омская энергосбытовая компания» имеет право предъявлять гражданам-собственникам жилых помещений требования по оплате стоимости электрической энергии на общедомовые нужды, однако, при этом необходимо избрать иной порядок расчета.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы, приходит к следующему.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 данных Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 данных Правил.
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальную услугу электроснабжение в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Однако, как установлено в судебном заседании, ОАО «Омская энергосбытовая компания» начиная с 01.01.2008 года предъявляет гражданам, проживающим в многоквартирных домах, в которых отсутствуют (неисправны) общедомовые приборы учета, при наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета электроэнергии, к оплате услуг по электроснабжению мест общего пользования с использованием составляющей норматива потребления коммунальной услуги электроснабжения, установленного постановлением Правительства Омской области от 13.12.2006 №158-П.,что подтверждается квитанциями, представленными в материалы дела.
Поскольку данные действия ОАО «Энергосбытовая компания» противоречат требованиям Жилищного законодательства и не соответствуют Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, Данные действия следует признать незаконными.
Доводы представителя ответчика о том, что указанные действия являются правомерными, поскольку расчет по оплате услуг по электроснабжению мест общего пользования должен производится в соответствии с п.19 Правил, а также, произведен исходя именно из норматива потребления, коммунальных услуг по электроснабжению, населением при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Омской области № 158-п,а не из ее составляющей, судом не могут быть приняты во внимание, при этом суд исходит из следующего.
Как следует из содержания пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, данным пунктом Правил следует руководствоваться при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги следует определять исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В этой связи, довод истца о том, что оплата коммунальной услуги электроснабжение гражданам должна производиться при отсутствии коллективных(общедомовых) приборов учета, по показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии, при их наличии, является обоснованным.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги электроснабжение, утвержден Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила установления нормативов).
Абзацем 2 пункта 2 Правил установления нормативов определено, что норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
На основании пунктов 20, 24 Правил установления нормативов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы:
Согласно пункту 24 Правил установления нормативов решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.
На территории Омской области таким органом является Министерство экономики Омской области (подпункт 43.2 пункта 10 Положения о Министерстве экономики Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 19 февраля 2004 года № 33)
Из пункта 23 Правил установления нормативов следует, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Руководствуясь указанным пунктом Министерство экономики Омской области осуществило расчет норматива потребления электроэнергии, используя расчетный метод, который по смыслу пунктов 24, 25 раздела 2 приложения к Правилам установления нормативов представляет собой совокупность расходов электрической энергии из расчета на 1 потребителя, понесенных в связи с использованием электроприборов внутри жилого помещения, в местах общего пользования (7 кВт. ч в месяц на 1 человека), а также в связи с использованием лифта (7 кВт. ч в месяц на 1 человека).
Каждая из указанных расходных частей в отдельности не является нормативом и не может использоваться для расчета стоимости электроэнергии в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств в подтверждение обоснованности своих действий ответчиком в судебное заседание не представлено.
На основании изложенного действия ОАО «Омская энергосбытовая компания» по предъявлению к оплате гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета электрической энергии, услуг по электроснабжению мест общего пользования многоквартирного жилого дома, при отсутствии общедомового прибора учета электроэнергии с использованием составляющей норматива потребления коммунальной услуги электроснабжение, установленного постановлением Правительства Омской области № 158-п, противоречит положениям Жилищного кодекса РФ и пункту 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В этой связи требования истца об обязывании ответчика прекратить указанные незаконные действия являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Требования истца об обязании ОАО «Омская энергосбытовая компания» произвести перерасчет платы за электроснабжение мест общего пользования гражданам, проживающим в многоквартирных домах, в которых отсутствуют (неисправны) общедомовые приборы учета, при наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета электроэнергии, начиная с 01.01.2008 не подлежат удовлетворению, поскольку такое требование должно исходит от самого гражданина с учетом его волеизъявления.
Доводы представителя ответчика о том, что иск заявлен в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц необоснованно, круг лиц определен, является не состоятельным, поскольку данное исковое заявление не противоречит требований ст.45 ГПК РФ, на момент обращения с исковым заявлением в суд данный круг лиц определен не был.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ОАО «Омская энергосбытовая компания» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изожженного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ОАО «Омская энергосбытовая компания» по предъявлению гражданам, проживающим в многоквартирных домах, в которых отсутствуют (неисправны) общедомовые приборы учета, при наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета электроэнергии, к оплате услуг по электроснабжению мест общего пользования с использованием составляющей норматива потребления коммунальной услуги электроснабжения, установленного постановлением Правительства Омской области от 13.12.2006 №158-П.
Обязать ОАО «Омская энергосбытовая компания» прекратить действия по предъявлению гражданам, проживающим в многоквартирных домах, в которых отсутствуют (неисправны) общедомовые приборы учета, при наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета электроэнергии, к оплате услуг по электроснабжению мест общего пользования с использованием составляющей норматива потребления коммунальной услуги электроснабжения, установленного постановлением Правительства Омской области от 13.12.2006 №158-П.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ОАО «Омская энергосбытовая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Омска в течение 10 дней.
Судья: Г.Л. Пархоменко
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2010