дело № 2-153/2011 решение от 25.01.2011 г. по иску Казанцевой Е.Х. к ГУ ОРОФСС



Дело № 2-153/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2011 года г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Бажиной Т.В.,

при секретаре Воробьевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

гражданское дело по иску Казанцевой Е.Х. к Государственному учреждению Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Омской области о взыскании компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указала, что она является инвалидом 2 группы 2 степени, имеет заболевание «<данные изъяты>». Согласно выписки из медицинской карты стационарного больного № от 19.08.2009г. БУЗОО «КМХЦ МЗ ОО» ей 27.08.2008г. проведена операция - установка тотального эндопротеза тазобедренного сустава. Данное медицинское изделие приобреталось ею из собственных средств в ООО «Компания «Отечество» по договору от 18.02.2008г. ГУ ФСС РФ данная сумма - 98260 рублей - была компенсирована на основании ее заявления и подтверждающих документов. Согласно выписки из медицинской карты стационарного больного № от 27.11.2009г. БУЗОО «КМХЦ МЗ ОО» ей проведена 20.10.2009г. операция - вскрытие абсцесса, 11.11.2009г. проведена операция - удаление эндопротеза, некрэктомия, установка двухкомпонентного спейсера «Биомет». Рекомендовано: прохождение МСЭ с внесением в индивидуальную программу реабилитации необходимости повторной операции с использованием эндопротеза тазобедренного сустава. Установленный в результате проведения данной операции индивидуальный эндопротез тазобедренного сустава артикулирующий спейсер «Биомет» приобретался ею за наличный расчет в сумме 92230 рублей в ООО «Компания «Отечество» 09.11.2009г. на основании предварительного договора купли - продажи, на основании которого 09.12.2009г. между сторонами был заключен основной договор купли - продажи вышеназванного протеза. В конце октября - начале ноября 2010г. она вновь обратилась в ГУ ОРО ФСС РФ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез тазобедренного сустава - артикулирующего спейсера «Биомет» в сумме 92230 рублей. Согласно ответу за подписью заместителя управляющего ГУ ОРО ФСС РФ ей в выплате было отказано в связи с тем, что операция по установке тазобедренного сустава проведена 11.11.2009г., сам эндопротез приобретен 09.12.2009г., а индивидуальная программа реабилитации инвалида разработана 03.12.2009г. Согласно справки от 10.04.2010г., а также выписного эпикриза от 13.04.2010г. из НУЗ «ОКБ» на ст. Омск - Пассажирский ОАО «РЖД», 31.03.2010г. ей проведена третья операция: тотальное эндопротезирование правого тазобедренного сустава протезом «Биомет». Предоперационный диагноз: неатикулирующий спейсер правого тазобедренного сустава. Состояние после эндопротезирования. Глубокая инфекция, вне обострения. Установленное медицинское изделие также приобреталось ею из собственных средств в сумме 160926 рублей в ООО «Компания «Отечество». Данная сумма также как и первоначальная была компенсирована ответчиком ГУ ОРО ФСС РФ на основании ее заявления и подтверждающих финансовых документов.

В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240, ответчик обязан предоставить истцу протез либо компенсировать его стоимость в денежном выражении. Истец приобрела за свой счет эндопротез, перенесла операцию по его установлению. Полагает, что вышеуказанный отказ является незаконным. В связи с чем просит признать незаконным отказ ГУ ОРО ФСС РФ от №. №л о выплате Казанцевой Е. Х. компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез тазобедренного сустава в сумме 92230 рублей. Взыскать солидарно с ГУ ОРО ФСС РФ, Министерства труда и социального развития Омской области в свою пользу в счет компенсации стоимости технического средства реабилитации 92230 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 рублей, а также расходы по оформлению доверенности в сумме 700 рублей.

Истец Казанцева Е. Х. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель истца Графов И. И. (в соответствии с полномочиями доверенности), исковые требования поддержал в полном объеме, указав суду, что средства по данной статье расходов ответчик в лице ФСС получает, однако по назначению на выплату компенсаций не использует.

Представитель ответчика Государственного учреждения Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Загорулько С. И. (в соответствии с полномочиями доверенности), исковые требования не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве /л.д.37-39/. Дополнительно пояснил, что надлежащим ответчиком с 01.01.2011г. является Министерство труда и социального развития Омской области, которому в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан перешли полномочия по компенсации расходов на данные мероприятия в случае осуществления этих расходов самим инвалидом.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области Терехова Н. Ю. /в соответствии с полномочиями доверенности/ исковые требования не признала, не отрицая при этом, что с 01.01.2011г. Министерству перешли полномочия по выплате компенсаций инвалидам за самостоятельно приобретенные ими технические средства реабилитации. Выплата указанных компенсаций за обязательства, не исполненные ГУ ОРО ФСС РФ до 01.01.2011г., по ее мнению, будет зависеть от того, заложены ли на эти цели денежные средства в бюджете для Министерства.

Представитель Министерства здравоохранения Омской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Представитель БУЗ ОО «КМХЦ Минздрава ОО» Сысоева О.С. (в соответствии с полномочиями доверенности) нашла исковые требования законными и обоснованными.

Представители ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» Шамшева Е.В., Черногор Н. М. (в соответствии с полномочиями доверенностей) доводы искового заявления нашли подлежащими удовлетворению по мотивам, приведенным в отзыве /л.д.50/.

Представитель ООО «Компания «Отечество» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Представитель МУЗ «ГКБ №7» Графов И. И. (в соответствии с полномочиями доверенности) согласился с доводами истца, найдя их подлежащими удовлетворению.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право человека на охрану здоровья в действующей Конституции РФ (ст. 41) обеспечивается системой гарантий, в числе которых едва ли не самой значимой является гарантия качественной, доступной и бесплатной (в объеме, предусмотренном федеральной (п. 15 ст. 5 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1) и региональными базовыми программами государственных гарантий медицинской помощи за счет бюджетов всех уровней, а также из фонда обязательного медицинского страхования.

Судом установлено, что Казанцева Е. Х. является инвалидом 2 группы 2 степени, что подтверждено справкой МСЭ серии МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №2135 от 03.12.2009г., истец нуждается в технических средствах реабилитации - эндопротез правого тазобедренного сустава /л.д.13/.

09.11.2009 года между Казанцевой Е. Х. и ООО «Компания «Отечество» заключен предварительный договор купли-продажи комплекта индивидуального эндопротеза тазобедренного сустава артикулирующего спейсера «Биомет» стоимостью 92230 рублей (л.д. ).

Согласно договора купли - продажи и товарному чеку от 09.12.2009 года истцом произведена оплата эдопротеза в указанной выше сумме (л.д.16-17).

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов определяется ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года. Согласно ст. 2 указанного закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

К компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов (ст. 4 закона) относится утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно ст. 11 закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р утвержден «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». В указанном Перечне в п. 8 графы «Технические средства реабилитации» включены протезы, в том числе, эндопротезы.

Согласно выписки из медицинской карты стационарного больного № от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «КМХЦ МЗ ОО» Казанцевой Е. Х. 27.08.2008г. проведена операция - установка тотального эндопротеза тазобедренного сустава /л.д.20/. Данное медицинское изделие приобреталось ею из собственных средств в ООО «Компания «Отечество» по договору от 18.02.2008г. /л.д.14-15/. ГУ ФСС РФ данная сумма - 98260 рублей - была компенсирована на основании ее заявления и подтверждающих документов, что не отрицалось представителем ГУ ОРО ФСС РФ в ходе рассмотрения дела.

Согласно выписки из медицинской карты стационарного больного № от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «КМХЦ МЗ ОО» Казанцевой Е. Х. проведена 20.10.2009г. операция - вскрытие абсцесса, 11.11.2009г. проведена операция - удаление эндопротеза, некрэктомия, установка двухкомпонентного спейсера «Биомет». Рекомендовано: прохождение МСЭ с внесением в индивидуальную программу реабилитации необходимости повторной операции с использованием эндопротеза тазобедренного сустава /л.д.22/. Установленный в результате проведения данной операции индивидуальный эндопротез тазобедренного сустава артикулирующий спейсер «Биомет» приобретался ею за наличный расчет в сумме 92230 рублей в ООО «Компания «Отечество» 09.11.2009г. на основании предварительного договора купли - продажи, на основании которого 09.12.2009г. между сторонами был заключен основной договор купли - продажи вышеназванного протеза /л.д.16-17/.

Согласно справки от 10.04.2010г., 31.03.2010г. Казанцевой Е. Х. проведена третья операция: ревизионное тотальное эндопротезирование правого тазобедренного сустава ревизионным протезом «Биомет». Предоперационный диагноз: перипротезный остеомиелит правого тазобедренного сустава. Состояние установки артикулирующего спейсера - временного эндопротеза тазобедренного сустава /л.д.23-24/. Установленное медицинское изделие также приобреталось ею из собственных средств в сумме 160926 рублей в ООО «Компания «Отечество» /л.д.18-19/. Данная сумма, также как и первоначальная, была компенсирована ответчиком ГУ ОРО ФСС РФ на основании ее заявления и подтверждающих финансовых документов.

Как видно из ответа за подписью заместителя управляющего ГУ ОРО ФСС РФ от 23.11.2010г., истцу в выплате компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез сустава было отказано в связи с тем, что операция по установке тазобедренного сустава проведена 11.11.2009г., сам эндопротез приобретен 09.12.2009г., а индивидуальная программа реабилитации инвалида разработана 03.12.2009г. /л.д.8/.

Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 был определен механизм выплаты компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации. Так в соответствии с п. 14 Правил выплата компенсации инвалиду осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию).

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Согласно п/п «е» п.1 ст.2 «Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно - курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» к Министерству труда и социального развития Омской области перешли полномочия по компенсации расходов на данные мероприятия, в том числе, в случае осуществления этих расходов самим инвалидом до 01.01.2011г. /л.д.51-60/.

Заявление Казанцевой Е. Х. передано Министерству труда и социального развития Омской области на основании Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается реестром личных заявлений, подписанным представителями обеих сторон /л.д. /.

Таким образом, действующим законодательством инвалиду предоставляется право на получение технических средств реабилитации в виде эндопротезов.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» направлен на дополнительную защиту прав инвалидов. Наличие иного порядка получения медицинской помощи не может ограничивать выбор инвалида на ее получение.

Согласно предоставленным в материалы дела документам истцом было приобретено указанное средство технической реабилитации и проведена операция по его установке. Тот факт, что Казанцева Е. Х. была направлена на обследование в бюро МСЭ после проведения операции - 03.12.2009г. - не может влиять на ее право на получение оспариваемой суммы компенсации, поскольку, как следует из представленных документов, операция, проведенная 20.10.2009г., носила экстренный характер /л.д.22/.

Истец обратилась в ГУ ОРО ФСС РФ с заявлением о выплате компенсации за указанное средство технической реабилитации и приложила к нему документы, подтверждающие расходы. Вместе с тем ответчик - ГУ ОРО ФСС РФ - истцу в выплате отказал.

Отказ от оплаты компенсации не основан на действующем законодательстве, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению. Поскольку протез приобретен истцом в рамках прав, предоставленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в настоящее время Министерству труда и социального развития Омской области перешли полномочия по компенсации расходов на данные мероприятия, постольку надлежащим ответчиком по делу следует признать Министерство труда и социального развития Омской области, оснований для взыскания стоимости эндопротеза с ГУ ОРО ФСС РФ не имеется.

Удовлетворение основного требования является основанием для удовлетворения требования истца о взыскании суммы оплаты услуг представителя. С учетом положений ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит ко взысканию 700 рублей - расходы по оформлению доверенности /л.д. 46-47/.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа ГУ ОРО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате Казанцевой Е. Х. компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез тазобедренного сустава в сумме 92230 рублей, поскольку при вынесении данного решения ГУ ОРО ФСС РФ действовал в рамках предоставленных ему полномочий, правом расширительного толкования законодательных норм ГУ ОРО ФСС РФ не наделен.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Казанцевой Е.Х. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства труда и социального развития Омской области в пользу Казанцевой Е.Х. в счет компенсации стоимости технического средства реабилитации 92230 (девяносто две тысячи двести тридцать) рублей.

Взыскать с Министерства труда и социального развития Омской области в пользу Казанцевой Е.Х. в счет компенсации расходов на оплату услуг представителя 5000 рублей /пять тысяч рублей/, 700 рублей /семьсот рублей/ - в счет компенсации расходов на оформление доверенности.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Решение вступило в законную силу 23.03.2011 года