Дело № 2-868/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Пархоменко Г.Л.,
при секретаре Тупикиной О.В.,
рассмотрев 15 марта 2011 года в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Омска об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с вышеназванным заявлением, в котором указал, что согласно пункту 25 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного решением Омского городского Совета от 05.07.2006 № 377 «О Порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений» (в ред. от 21.04.2010),тарифы на услуги муниципальных предприятий и учреждений 3 группы (услуги учреждений здравоохранения, дополнительные услуги рынков, рекламные услуги, обслуживание объектов нежилого фонда, дополнительные транспортные услуги, дополнительные услуги в банях, услуги прачечных, услуги, оказываемые населению паспортными службами, услуги по содержанию ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуги дополнительного образования детей в образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских школах искусств и детских художественных школах, другие услуги, не вошедшие в 1 и 2 группы) устанавливаются соответствующим правовым актом руководителя уполномоченного структурного подразделения. Положение не соответствует законодательству. Факт отнесения департаментов к числу структурных подразделений администрации города Омска не наделяет их полномочиями по утверждению тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Делегирование таких полномочий администрацией города Омска своим структурным подразделением ни законодательным актом, ни распорядительным не предусмотрено.
Прокурор города Омска обращается в суд в связи с противоречием пункта 25 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного решением Омского городского Совета от 05.07.2006 № 377 «О Порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и Учреждений» (в ред. от 21.04.2010), требованиям пункта 4 части 1 статьи 17 и части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2010), поскольку вышеуказанная норма Порядка позволяет принимать правовые решения субъектам, не входящим в структуру органов местного самоуправления, что существенным образом нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории города Омска, в жилищно-коммунальной сфере, сфере здравоохранения и иных социальных сферах.
Просит суд признать пункт 25 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного решением Омского городского Совета от 05.07.2006 № 377 «О Порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений» (в ред. от 21.04.2010), противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия.
Представитель заявителя Тарасенко О.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявление уточнил, просил суд признать недействующим правовой акт с 11.12.2006, то есть с момента регистрации изменений, внесенных в Устав, в остальной части требования поддержал, доводы, изложенные в заявлении, подтвердил.
Представитель заинтересованного лица Кузнецова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования, с учетом уточнений, не признала, поддержала отзыв на заявление, в котором указала, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 22 Устава города Омска к полномочиям администрации г. Омска отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Администрация г. Омска, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Омска, реализует свои полномочия, в том числе полномочия по установлению тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений через структурные подразделения администрации г. Омска, входящие в структуру администрации г. Омска. Согласно положениям о структурных подразделениях администрации г. Омска руководители структурных подразделений вправе издавать приказы по вопросам своей деятельности. Принятие решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений правовым актом руководителя структурного подразделения администрации г. Омска осуществляется в соответствии с распределением обязанностей, установленными Мэром города Омска, положениями о соответствующих структурных подразделениях. Просила в удовлетворении заявления прокурору отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В судебном заседании установлено, что 05.07.2006 решением Омского городского Совета №377 утвержден Порядок принятия решений об установлении цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, который был официально опубликован 13.07.2006 в газете «Третья столица» (том 1 л.д.6).
Утвержденный Порядок обладает признаками нормативного правового акта, поскольку устанавливает правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Прокурор г. Омска обратился в суд с заявлением об оспаривании пункта 25 указанного нормативного акта, как несоответствующего требованиям пункта 4 части 1 статьи 17 и части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2010) определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 8 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 (в ред. от 21.07.2010 № 345), в структуру органов местного самоуправления города Омска входят Омский городской Совет, Мэр города Омска, администрация города Омска, контрольно-счетная палата города Омска.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 25 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного решением Омского городского Совета от 05.07.2006 № 377 «О Порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений» (с изменениями от 21.04.2010),тарифы на услуги муниципальных предприятий и учреждений 3 группы (услуги учреждений здравоохранения, дополнительные услуги рынков, рекламные услуги, обслуживание объектов нежилого фонда, дополнительные транспортные услуги, услуги прачечных, услуги, оказываемые населению паспортными службами, услуги по содержанию ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуги дополнительного образования детей в образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских школах искусств и детских художественных школах, другие услуги, не вошедшие в 1 и 2 группы) устанавливаются соответствующим правовым актом руководителя уполномоченного структурного подразделения.
Согласно п.2 решения Омского городского Совета № 377 пункт 25 Порядка принятия решений об установлении цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений вступает в силу с момента вступления в силу соответствующих изменений в Устав г. Омска.
22.11.2006 решением Омского городского Совета № 412 были внесены изменения и дополнения в Устав города Омска, а именно статья 22 Устава дополнена частью 3. Изменения в Устав зарегистрированы Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу 11.12.2006 (том 2 л.д.80-88).
В силу части 3 статьи 22 Устава полномочия должностных лиц местного самоуправления, являющихся должностными лицами администрации города Омска (первый заместитель Мэра города Омска, заместитель Мэра города Омска, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений администрации города Омска), осуществляются по вопросам местного значения, указанным в настоящей статье, в соответствии с распределением обязанностей, установленным Мэром города Омска, положениями о соответствующих структурных подразделениях.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 18 Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Омска, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 05.08.2005 № 380-п (в ред. от 28.10.2010) департамент городского хозяйства рассматривает предложения муниципальных предприятий и учреждений об установлении или изменении тарифов, готовит заключение о целесообразности установления тарифов.
В силу статьи 20 вышеуказанного Положения директор департамента имеет право вносить на рассмотрение Мэра города Омска проекты решений Омского городского Совета, постановлений и распоряжений Мэра города Омска по вопросам, отнесенным к компетенции департамента.
В силу части 10 статьи 17 Положения о департаменте здравоохранения администрации города Омска, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 390-п (в ред. от 09.12.2010) в сфере управления муниципальной системой здравоохранения города Омска департамент участвует в процессе формирования и согласования тарифов на медицинские услуги, оказываемые муниципальными учреждениями здравоохранения в рамках обязательного медицинского страхования, дает разрешение на оказание платных медицинских услуг муниципальным учреждениям здравоохранения.
Согласно части 2 пункта 23 вышеуказанного Положения директор департамента имеет право издавать приказы и распоряжения по вопросам деятельности департамента в пределах своей компетенции.
Аналогичные положения закреплены в Положениях о других структурных подразделениях администрации города Омска.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 22 Устава администрация г. Омска устанавливает в порядке, определенном решением Омского городского Совета, тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из вышеизложенного следует, что руководители департаментов не наделены полномочиями по утверждению тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Сам по себе факт отнесения департаментов к числу структурных подразделений администрации г. Омска не наделяет руководителя подразделения полномочиями по утверждению данных тарифов.
Делегирование таких полномочий администрацией города Омска своим структурным подразделениям ни законодательным актом, ни распорядительным не предусмотрено.
В этой связи, доводы представителя заинтересованного лица о том, что принятие решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений правовым актом руководителя структурного подразделения администрации г. Омска осуществляется в соответствии с распределением обязанностей, установленными Мэром города Омска, положениями о соответствующих структурных подразделениях, являются несостоятельными, поскольку не нашли своего подтверждения в судебном заседании, а также опровергаются вышеназванными положениями о Департаменте.
В силу вышеизложенного суд приходит к выводу, что пункт 25 Порядка принятия решений об установлении цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного решением Омского городского Совета от 05.07.2006 № 377 «О Порядке принятия решений об установлении цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений» (с изменениями от 21.04.2010) не соответствует требованиям пункта 4 части 1 статьи 17 и части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку вышеуказанная норма Порядка позволяет устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, руководителям соответствующих структурных подразделений, не наделенным такими полномочиями, что существенным образом нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории города Омска, в жилищно-коммунальной сфере, сфере здравоохранения и иных социальных сферах, а потому не может применяться на территории муниципального образования г. Омск со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч.ч. 2,3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Признать пункт 25 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного решением Омского городского Совета от 05.07.2006 № 377 «О Порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений» (с изменениями от 21.04.2010), противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Судья: Решение вступило в законную силу 22.04.2011. Судья Г.Л. Пархоменко
Мотивированное решение изготовлено 21.03.2011