Дело 2-1785/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Масловой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
13 апреля 2011 года
материалы гражданского дела по заявлению ООО «Инмарко» об обжаловании действия судебного пристава-исполнителя,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Инмарко» обратилось в суд с требованием об оспаривании действий (бездействий), ненормативных правовых актов судебного пристава-исполнителя. Просят признать незаконными бездействия судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области Бисембаева Р.Ж., выразившееся в невынесении Постановления об окончании исполнительного производства №, признать незаконными Постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным требование от ДД.ММ.ГГГГ о принятии меры по трудоустройству инвалидов до исполнения квоты 47 человек, признать незаконным требование от ДД.ММ.ГГГГ о принятии меры по трудоустройству инвалидов до исполнения квоты 48 человек. Общество полагает, что Еще до момента поступления постановления о возбуждении исполнительного производства ООО «Инмарко» самостоятельно предпринимало действия по добровольному исполнению судебного решения - уплатило государственную пошлину (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, копия прилагается), создавало рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. На момент исполнения решения суда квота была рассчитана из среднесписочной численности работников и составила 47 человек. 7 инвалидов уже работало в ООО» Инмарко». ДД.ММ.ГГГГ приказом о внесении изменений в штатное расписание предприятия №-П в ООО «Инмарко» было создано 40 рабочих мест для исполнения квоты рабочих мест по приему инвалидов. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Инмарко» сообщило в отдел судебных приставов по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области о добровольном исполнении решения суда и представило документы, подтверждающие полное исполнение судебного решения ДД.ММ.ГГГГ (копия сообщения прилагается). В связи с фактическим исполнением судебного решения в соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ исполнительное производство должно было быть окончено. Однако ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление о взыскании исполнительского сбора. ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное Постановление было получено представителем ООО «Инмарко» Кулешовой А.В. Также вместе с Постановлением было вручено Требование о принятии в срок до ДД.ММ.ГГГГ мер по трудоустройству инвалидов до исполнения установленной квоты. Общество полагает, что судебное решение исполнено в соответствии с действовавшим законодательством. Работодатель не может принять на работу необходимое количество инвалидов по объективным причинам - в связи с отсутствием необходимого количества обратившихся граждан, с которые возможно было бы заключить трудовой договор на тех условиях, которые предложены Обществом.
Представитель заявителя Кулешова А.В., действующая на основании доверенности (л.д. 6) в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Кроме того, дополнила, что приходившие на предприятие граждане отказывались подписать трудовой договор, поскольку их либо не устраивал размер заработной платы, либо отдаленность от места жительства. Приходили также такие люди, у которых отсутствовала необходимая работодателю квалификация.
Представитель УФССП по Омской области Еськов А.В. (копия доверенности на л.д. 63), в судебном заседании доводы жалобы не признал, суду пояснил, что ООО «Инмарко» до настоящего времени не исполнило в полном объеме решение Куйбышевского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не исполнена установленная квота для трудоустройства инвалидов, как это установлено ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», не все рабочие места инвалидов аттестованы, специальное рабочее место не создано. Кроме того, пояснил, что квота по приему на работу инвалидов определяется от списочного количества рабочих мест на предприятии по итогам предшествующего квартала и может меняться в большую или меньшую сторону.
Судебный пристав-исполнитель отдела № 2 ЦАО г. Омска УФССП по Омской области Бесимбаев Р.Ж. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, полагает, что предъявленные требования законны и обоснованны. Должник не предоставил сведений о том, что квота по приему на работу инвалидов исполнена в полном объеме.
Представитель ГУ Государственной службы занятости населения Омской области Макейкин Н.А., действующий на основании доверенности (л.д. 222), доводы жалобы не признал, суду пояснил, что ООО "Инмарко" представляло в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона о занятости в бюджетное учреждение Омской области "Центр занятости населения Центрального округа города Омска" следующую информацию о вакансиях для инвалидов: ДД.ММ.ГГГГ - 42 вакансии; ДД.ММ.ГГГГ - 41 вакансию; ДД.ММ.ГГГГ - 40 вакансий. В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № бюджетными учреждениями службы занятости населения Омской области на заявленные ООО "Инмарко" вакансии было направлено 30 человек. Из числа направленных безработных граждан большинство не были трудоустроены, в связи с неподходящими условиями труда, а также отсутствием заявленной вакансии.
Представитель прокуратуры ЦАО г. Омска Асламазов А. в судебном заседании мнение судебного пристава-исполнителя и представителя ГУ Государственной службы занятости населения поддержал в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 30 сентября 2010 года по делу № бездействие ООО "Инмарко", выразившееся в несоблюдении квоты для приема на работу инвалидов, признано незаконным, а также возложена обязанность по выполнению требований законодательства в части исполнения квоты для приема на работу инвалидов и созданию специального рабочего места. (т. 1 л.д. 109-111)
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено общее правило установления квоты для приема на работу инвалидов, согласно которому организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее двух и не более четырех процентов).
Постановлением Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п "О мерах по реализации Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" для организаций, имеющих численность работников более ста человек, определен размер квоты, который составляет 3 процента к среднесписочной численности работников, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" (далее - Закон о квотировании) организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о квотировании трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляется организацией по направлению бюджетных учреждений службы занятости населения Омской области (далее - центры занятости), а также по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию.
Для трудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, по направлению центров занятости, организация в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), пунктом 3 статьи 6 Закона о квотировании обязана ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости, расположенный по месту нахождения организации, информацию:
1) необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в том числе:
о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов;
о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности);
- об условиях и режиме труда;
2) о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Шулининой Н.С. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № по вышеуказанному решению. Постановление было направлено ООО «Инмарко» 03.12.2010, получено 06.12.2010. В постановлении о возбуждении исполнительного производства ООО «Инмарко» был дан пятидневный срок для добровольного исполнения судебного решения. (т. 1 л.д. 122, 11).
В обоснование своей позиции о надлежащем исполнении решения Куйбышевского районного суда от 30.09.2010 года ООО «Инмарко» указывает, что приказом № 98-П от 06декабря 2010 г. № 98-П изменено штатное расписание исоздано 40 рабочих мест для приема на работу инвалидов. (т.1 л.д. 124-137). Проведена аттестацию этих мест. (копия карт аттестации на л.д. 204-219 т. 1). В настоящее время заключен трудовой договор с работником, которому, в соответствии с индивидуальной картой реабилитации, требуется специальное рабочее место, приобретена необходимая мебель и с 10 декабря 2010 года проводится аттестация этого рабочего места (т. 1 л.д. 159-160).
Статья 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов. Работодатель обязан:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для
организации занятости инвалидов.
Согласно п.4 ст.7.1 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) принимающей для трудоустройства инвалидов (т. 2 л.д. 14-30).
В последующем в этот Закон были внесены изменения. Закон Омской области от 19.11.2010 N 1311-03 «О внесении изменений в Закон Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» был принят 11.11.2010 г. N 318 и опубликован в газете «Омский вестник», N 85, 26.11.2010. Законом Омской области от 19.11.2010 были внесены дополнения, согласно которым обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов (статьи 2, 6). Закон вступил в силу через десять дней после его официального опубликования, то есть 07.12.2010 г.
Несмотря на то, что на момент вступления в законную силу вышеназванных изменений, обязанности принять на специально созданные рабочие места инвалидов, у работодателя не было, суд не может согласиться с позицией ООО «Инмарко», что Общество исполнило решение суда в полном объеме 06.12.2010 года, то есть до окончания срока для добровольного исполнения решения.
Так, в соответствии с численностью состава работников, квота заявителя по состоянию на 21.02.2011 года составляла 47 человек, по состоянию на 17.03.2011 года составляла 48 человек, в настоящее время - 47 человек.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что на момент исполнения решения на предприятии уже было трудоустроено 7 инвалидов. (т. 1 л.д. 25-39), по состоянию на 01.02. 2011 года - 8 инвалидов (т. 1 л.д. 126).
Вместе с тем, как видно из приказа № 98-П от 06.12.2010 года, аналогичного приказа от 11.01.2011 года о внесении изменений в штатное расписание (т. 1 л.д. 124-125), большинство рабочих мест создано из расчета по 8-10 часов в неделю. Так, введены 13 штатных единиц оператора участка наклейки контейнеров по 0,1 ставки с оплатой 14 руб. 58 коп. за 1 час работы. Также введены 13 штатных единиц по 0,1 ставки подсобного рабочего.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Инмарко» из 1.5 штатных единиц оператора участка наклейки контейнеров искусственно создало 13 рабочих мест оператора участка наклейки контейнеров, при этом занятость людей составляет по 4 часа в неделю с соответствующей оплатой - не более 1000 руб. в месяц.
Аналогичная ситуация просматривается и по остальным созданным рабочим местам.
Кроме того, суд соглашается с мнением представителя ГУ Государственной службы занятости населения Омской области, что тарифная ставка для претендентов на специально созданные рабочие места для инвалидов занижена. Так, оклад, программиста SAP (п.2 Приказа № 98-П) составляет 5000 руб., в то время, как оклад программиста составляет 26387 руб. (штатное расписание от 11.02.2011 г. на л.д. 224). Оклад дизайнера-фотографа, чье рабочее место создано во исполнение квоты, составляет 5000 руб., а оклад дизайнера - 17848 руб. Также, имеет место явное несоответствие в окладе специалиста по закупкам, чье рабочее место создано во исполнение квоты (п. 5 приказа № 98-П) - 5000 руб. и в окладе специалиста по закупкам - не инвалида - 13214 руб. (т. 1 л.д. 226).
Аналогичная ситуация прослеживается и по другим специальностям - синхронный переводчик (оклад 5000 руб., при этом создано 3 рабочих места с 0.2 ставки каждое с оплатой по 903 руб. в месяц каждому); системный аналитик и системный администратор (создано по 2 рабочих места на 0.2 ставки с окладом по 5000 руб.). При этом обращают на себя внимание требования, которые Общество предъявляет к претендентам - опыт работы по специальности не менее 3 лет, опыт внедрения, знание специальных программ, иностранного языка и др.
В судебном заседании также установлено, что на рабочее место грузчика, выделенное для приема на него инвалида, был принят работник не инвалид (т. 2 л.д. ).
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводом представителя заявителя о том, что во исполнение решения Куйбышевского районного суда г. Омска от 30.09.2010 года Общество надлежащим образом создало рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой и принимало на эти рабочие места инвалидов.
Из представленных судебному приставу-исполнителю карт аттестации рабочих мест для всех вновь созданных рабочих мест истек срок действия для 6 типов рабочих мест. Карты-аттестации рабочих мест по условиям труда не содержат обязательного указания на Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». (т. 1 л.д. 143-158).
Кроме того, информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, общество предоставляет в ГУ Государственной службы занятости населения Омской области начиная с 13 января 2011 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соблюдение данной нормы Закона заявитель, по мнению суда, не представил суду убедительных доказательств, на которых основывал свои требования. ООО «Инмаро» не выполнено в полной мере своей обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов; не приняло должных мер по трудоустройству на созданные места инвалидов; не предоставляло в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
При таких обстоятельствах довод представителя заявителя о том, что ООО «Инмарко» со своей стороны исполнило все возложенные на него Законодательством обязанности по трудоустройству инвалидов, суд находит несостоятельным. Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 30.09.2010 года в части исполнения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных, аттестованных рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой не исполнено.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю представлено не было. В этом случае постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб. от 18.02.2011 года, а также требование о принятии мер по трудоустройству инвалидов до исполнения установленной квоты от 21.02.2011 года и от 17.03.2011 года, врученные заявителю в соответствии со ст. 6, 12, 14, 112, 115 Закона «Об исполнительном производстве», законны и обоснованны. Таким образом, оснований для удовлетворения заявления ООО «Инмарко» по их отмене удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования ООО «Инмарко» о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2011 года, требования от 21.02.2011 года, требования от 17.03.2011 года судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов № 2 ЦАО г. Омска УФССП по Омской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Решение вступило в законную силу 29.04.2011 года