Дело 20612/2011 Решение от 28.02.2011 по иску Сарсекеева С.С. к ГУ УПФ РФ в ЦАО г.Омска о признании права на досрочное назначение пенсии по старости



Дело №2-612/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011 года

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Емельяновой Е.В.

при секретаре Мелехиной Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарсекеева С.С. к ГУ УПФ РФ в ЦАО г.Омска о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с указанным иском, указав, что решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска, оформленным протоколом ... от 03.07.2009 г., ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по мотивам отсутствия необходимого специального стажа. Данный отказ является незаконным и нарушает его права, поскольку его трудовой стаж складывается из следующих периодов:

1. С 27.08.1974 г. по 11.11.1974 г. и с 30.11.1976 г. по 15.06.1977 г. в Доме пионеров ... в должности руководителя фотокружка,

2. С 22.06.1977 г. по 31.07.1994 г. в ... станции юных техников в должности руководителя фотокружка и с 22.03.1988 г. по 14.06.1988 г. в должности методиста,

3. С 01.08.1994 г. по 31.10.1999 г., с 01.01.2001г. по 02.05. 2005 г. и с 01.10. 2008 г. по 08.04.2009 г. в ... станции юных техников в должности педагога дополнительного образования. Считает, что спорные периоды его работы в должности руководителя кружка следует отнести к педагогической деятельности, а Дом пионеров и Станцию юных техников считать дошкольными учреждениями, так как в них проводилась учебная и воспитательная работа с детьми дошкольного и школьного возраста.

При включение периодов работы с 27.08.1984 г. по 11.11.1974 г. и с 30.11.1976 г. по 15.06.1977 г. в Доме пионеров ..., с 22.06.1977 г. по 31.07. 1994 г. в ... станции юных техников в должности руководителя фотокружка, с 01.08.1994 г. по 31.10.1999 г. в ... станции юных техников в должности педагога дополнительного образования, будут выполненными необходимые условия, установленные п. 12 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Также при определении стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик незаконно исключил период службы в Вооружённых Силах СССР с 11.11.1974 по 15.11.1976 г., поскольку в тот период времени до 1993 г., действовали Списки, утверждённые постановлением Совета Министров и СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с пунктом 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам, и другим работникам» в стаж по специальности, кроме работы в учреждениях, которая даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитываются периоды прохождения службы в составе Вооружённых Сил СССР. Период службы в армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правого регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, в связи с чем подлежит включению в специальный стаж независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права. Считает, что его педагогический стаж с учётом оспариваемых периодов ко времени обращения с заявлением о назначении пенсии составил более 25 лет, что дает ему право на досрочную пенсию с даты обращения. Просит назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж периоды работы:

1. служба в армии с 11.11.1974 г. по 15.11.1976 г.,

2.с 27.08.1974 г. по 11.11.1974 г., с 30.11.1976 года по 15.06. 1977 г. в Доме пионеров ... в должности руководителя фотокружка,

3.с 22.06.1977 г. по 31.07.1994 г. в ... станции юных техников в должности руководителя фотокружка,

4. с 22.03.1988 г. по 14.06.1988 г в должности методиста там же,

5.с 01.08.1994 г. по 31.10.1999 г., с 01.01.2001 по 02.05.2005 г., с 01.10.2008 г. по 08.04. 2009 г. в ... станции юных техников в должности педагога дополнительного образования.

В судебном заседании истец иск поддержал по этим же основаниям.

Представители истца Сивирин М.Л. и Кобзев Ю.А. иск также поддержали, указали, что иное применение пенсионного законодательства влечет дискриминацию пенсионных прав истца, поскольку ранее граждане, работающие на этих же должностях уходили на пенсию по льготным основаниям. Считают, что работа в качестве руководителя фотокружка и методиста является тождественной работе педагога дополнительного образования. Учреждения, в которых работал истец, являются детскими дошкольными и школьными, что дает истцу право на пенсию. Кроме этого анализ представленных суду документов о характере работы истца (должностные инструкции, приказы по личному составу, уставы, лицензии) позволяют сделать вывод о том, что работа истца носила характер работы педагога дополнительного образования. Не поддержали в судебном заседании требования в включении в стаж периодов работы с 01.02.2001 года по 31.08.2003 года, с 01.10.2008 года по 08.04.2009 года, поскольку не представлено доказательств, что истец в спорные периоды выполнял нагрузку педагога дополнительного образования на полную ставку.

Представитель ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном административном округе г.Омска Дегтеренко М.П. по доверенности в деле с исковым заявлением не согласился, представил письменный отзыв, суду указал, что доводы истца и его представителей о тождественности профессий педагога дополнительного образования и руководителя фотокружка, методиста являются ошибочными. В постановлениях Правительства, которые регулируют порядок назначения пенсии № 781 и 1067, нет должностей ни руководителей фотокружка, ни методистов, поэтому оснований считать данными должности тождественными не имеется. А поскольку стаж истца составил мене 16 лет и 8 месяцев, то все последующие периоды также не подлежат зачету в специальный стаж.

Представители третьего лица БОУ ДОД «Омская областная станция юных техников» Сарычева Т.М., Хмара А.В. позицию истца поддержали, пояснив, что работа истца носила все время педагогический характер, в связи с чем истец имеет право на досрочную пенсию по старости.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрив в судебном заседании пенсионное дело истца, суд находит, что иск заявлен необоснованно и не подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон №173-Ф3). В силу указания в статье 7 Закона №173-Ф3 общий возраст выхода на пенсию по старости составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Правилами, исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы для назначения досрочной пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 указал что, у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе, стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из вышеприведенного положения следует, что при оценке права истца на досрочную пенсию необходимо учитывать нормы, как ранее действовавшего, так и действующего законодательства, то есть статью 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», регулировавшую вопросы назначения пенсии на льготных основаниях до 1 января 2002 года, и подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Исчисление сроков выслуги лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, по состоянию на 01.01.2002г. осуществлялось с применением Списка, утвержденного Советом Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, а также Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, действующими соответственно до 1 ноября 1999 года и до 12 ноября 2002 года.

Судом установлено, что 08.04.2009 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

Протоколом от 03.07.2009 года ему в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого для назначении пенсии специального стажа (л.д.15-18).

В судебном заседании установлены следующие периоды работы и службы истца в соответствующих должностях:

2. с 27.08.1974 г. по 11.11.1974 г. в Доме пионеров ... в должности руководителя фотокружка,

1. служба в армии с 11.11.1974 г. по 15.11.1976 г.,

3. с 30.11.1976 года по 15.06. 1977 г. в Доме пионеров ... в должности руководителя фотокружка,

4. с 22.06.1977 г. по 31.07.1994 г. в ... станции юных техников в должности руководителя фотокружка

5. с 22.03.1988 г. по 14.06.1988 г в должности методиста там же,

6.с 01.08.1994 г. по 31.10.1999 г., с 01.01.2001 по 02.05.2005 г., с 01.10.2008 г. по 08.04. 2009 г. в ... станции юных техников в должности педагога дополнительного образования (л.д.11-14).

Суд считает, что заявленные истцом исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

1. Период службы в армии с 12.11.1974 по 15.11.1976 не подлежит зачету в специальный стаж, так как в соответствии с п.1 Разъяснения Минтруда и социального развития РФ от 17.10. 2003г № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»» утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.10.2003 г № 70, правовых оснований для применения Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г № 1397 не имеется. В соответствии с вышеуказанным Разъяснением указанный порядок подсчета стажа применяется только в том случае, если с учетом такого порядка гражданин до дня отмены (01.10.1993г.) закона полностью выработал необходимый специальный стаж 25 лет. Специальный стаж истца на 01.10.1993г. 25 лет не составляет. Кроме того, в соответствии с п. 4 Положения о порядке исчисления стажа, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в выслугу лет, при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Указанное условие в случае с истцом не соблюдено.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии засчитываются периоды работы лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в должностях и учреждениях поименованных Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 г и Списком должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29. 10. 2002 № 781 соответственно. Период службы в армии не относится к таким периодам работы.

Ссылка истца на ст. 10, Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» несостоятельна, так как данный закон не затрагивает пенсионного обеспечения граждан, а касается пенсионных вопросов военнослужащих.

2. Периоды работы истца с 27.08.1974 по 11.11.1974 г., с 30.11.1976 по 15.06.1977 г. в доме пионеров ... и с 22.06.1977 г. по 31.07.1994 г. на ... станции юных техников в должности руководителя фотокружка не может быть зачтен в специальный стаж по следующим основаниям.

Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 данная должность и учреждение «Дом пионеров» не поименованы.

Обращаясь в суд с указанным иском, истец считает, что работа в должности руководителя фотокружка и педагога дополнительного образования являлась тождественной, что подтверждается совокупностью представленных им доказательств.

С данными доводами суд согласиться не может, поскольку ни одним из перечисленных Списков тождество профессий не предусмотрено. Несмотря на то, что действительно из представленных истцом документов можно сделать вывод, что истец занимался какими-то вопросами педагогической деятельности, что следует из приказов об установлении нагрузки, документов, подтверждающих факт прохождения обучения по различным направлениям деятельности, об установлении норм недельной нагрузки, должностных обязанностей руководителя фотокружка, где отражено, что он проводит занятия с учащимися, ведет воспитательную работу и оказывает методическую помощь, однако должность руководителя фотокружка ни одним из Списком (1397, 464, 1067, 781) не поименована.

Приказом Министерства образования РФ от 25.01.1993 года № 21 должности руководителей кружков были действительно переименованы в должности педагога дополнительного образования, но впервые эта должность была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, а позднее в Списки № 781 от 29.10.2002 года.

В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, право на установление тождества профессий, должностей, и организаций, предусмотренных ст. 27,28 ФЗ № 173, а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем профессиям, должностям, организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с ПФ РФ. В данном случае, приказ был издан Министерством образования РФ, а не Министерством труда и социального развития, и данный приказ № 21, на который ссылается истец в обоснование своих требований, касался перенаименования в централизованной порядке профессий, должностей, организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

Вопрос о тождественности выполняемых функций, условиях и характере деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, может решаться судом, если бы должность истца была неправильно поименована работодателем.

В данном случае должность истца поименована верно - руководитель фотокружка в соответствии с теми функциями, которые он выполнял на протяжении этих спорных периодов времени.

Согласно Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 №367 существуют должности педагог дополнительного образования и руководитель кружка. Следовательно, нет оснований устанавливать тождество между этими профессиями, они являются различными.

Осуществление педагогической деятельности не дает оснований для включения в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, поскольку право на эту пенсию имеют лица, которые работали в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками. Ни ранее действовавшим законодательством, ни постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 должность руководителя кружка в отличие от должности педагога дополнительного образования не предусмотрена.

3. Период работы с 22.03.1988 по 14.06.1988 в должности методиста на ... станции юных техников не зачтен в специальный стаж ответчиком верно, так как Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002, данная должность не поименована. Документы, подтверждающие работу в должности воспитателя, не представлены. Данный период работы в качестве методиста мог бы быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии: а именно, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2,3). Однако, это условие тоже не соблюдено, указанного стажа, на период работы методистом, у истца не имелось.

4. Период работы с 01.08.1994 по 31.10.1999 г. в должности педагога дополнительного образования на Омской станции юных техников включен в специальныйстаж в связи с педагогической деятельностью с учетом Постановления Правительства № 781, что ответчиком не оспаривалось, следует из пенсионного дела истца, в связи с этим возлагать на ответчика дополнительную обязанность по включению этого периода работы в специальный стаж истца не имеется.

5. Периоды работы с 01.01.2001 по 02.05.2005 г. и с 01.10.2008 по 08.04.2009 г. в должности педагога дополнительного образования на ... станции юных техников не зачтен в специальный стаж, так как в соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, и п. 3 Постановления правительства РФ от 22. 09. 1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» работа в вышеуказанной должности засчитывается с 01.01.2001 в специальный стаж при наличии одновременно следующих условии:

1) на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

2) у лица имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях дополнительного образования.

В данном случае не выполняется 1-е условие. На 01.01.2001 г выработано менее 16 лет и 8 месяцев.

6. В судебном заседании истец согласился с позицией ответчика и не поддержал исковые требования в части включения в специальный стаж периодов работы с 01.02.2001 по 31.08.2003 г., с 01.10.2008 по 08.04.2009 г. в БУЗОО ДОД «... станция юных техников», поскольку согласно п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 и п. 4 Правил исчисления периодов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, начиная с 01.09.2000 года работа в должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, засчитывается в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. В указанные периоды работа проходила на 0,78 и 0,67 ставки соответственно, с чем истец согласился, доказательств работы в данный период на полную ставку суду не представил.

7. Также правомерно на зачтен ответчиком в специальный стаж период нахождения в отпуске без содержания 08.08.1977 по 20.08.1977 г., так как в соответствии с п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516, в стаж работы засчитывается работа в должностях в учреждениях, указанных в Списке, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня. Кроме периодов работы в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Вышеуказанный период таковым не является. Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г отпуск без содержания также не предусмотрен для включения в специальный стаж при назначении пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В связи с изложенным, специальный стаж заявителя на дату обращения составил менее 25 лет, что не дает ему право на досрочное назначение трудовой деятельности по старости в связи с педагогической деятельностью.

С доводами истца и его представителей о том, что в отношении истца допущена дискриминация пенсионных прав, суд согласиться не может, поскольку как установлено в судебном заседании ему еще 03.09.2009 года было отказано в назначении пенсии, истец обратился в суд за защитой своих прав 18.01.2011 года, за истекший период с момента отказа истцу в назначении пенсии, изменились как требовании самого ФЗ № 173, которая запретила подтверждать специальный стаж показаниями свидетелей, так и изменилась позиция Верховного Суда РФ в части разъяснений по вопросам пенсионного законодательства. Ссылки истца на Постановление Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» несостоятельна, поскольку в данном постановлении Пленума разъясняются иные вопросы о тождественности трудовых функций.

Таким образом, суд делает вывод, что иск заявлен необоснованно, в его удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сарсекеева С.С. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Емельянова

Решение вступило в законную силу: 13.04.2011 года

.

.

.

.