Дело № 2-2136/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 года г. Омск
Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Бажиной Т.В. при секретаре Воробьевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Детская городская поликлиника №8», Департаменту здравоохранения Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия,
У с т а н о в и л:
Истец обратился в суд к ответчикам с вышеназванными исковыми требованиями. В обоснование иска указывает на то, что проведенной прокуратурой ЦАО г. Омска проверкой исполнения требований законодательства об обеспечении в учреждениях здравоохранения безопасных условий осуществления лечебной деятельности в МУЗ «Детская городская поликлиника №8» установлены нарушения требований пожарной безопасности. Из актов проверок ОГПН ЦАО г.Омска следует, что в данном образовательном учреждении выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности:
- не выполнена система дымоудаления из поэтажных коридоров без естественного освещения;
- двери лестничных клеток не оборудованы уплотнениями в притворах;
- выходы на кровлю выполнены не через противопожарные люки 2-го типа;
- эвакуационные выходы из помещений /кабинетов/ выполнены высотой менее 1,9м, шириной - менее 0,8 м;
- пожарные шкафы выполнены не в соответствии с НПБ 151-2000.
Ранее указанные нарушения выявлялись в ходе проверки 19.03.2010г. Таким образом, не выполнение указанных нарушений пожарной безопасности прослеживается на протяжении года, однако по состоянию на 17.01.2011 года лечебным учреждением не устранены. Просит признать бездействие МУЗ «Детская городская поликлиника №8» по неустранению нарушений противопожарного законодательства незаконным, обязать МУЗ «Детская городская поликлиника №8» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, возложить на ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец - помощник прокурора ЦАО г. Омска Асламазов А. А. - поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Дидковский А. Н. /в соответствии с полномочиями доверенности/ с исковыми требованиями не согласился, представив письменный отзыв. Дополнительно указал, что выполнение намеченных мероприятий по устранению выявленных нарушений планируется к 01.11.2011г.
Представитель Департамента здравоохранения администрации г. Омска Лапина Е. И. (в соответствии с полномочиями доверенности) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представив письменный отзыв.
Представитель третьего лица ГПН ЦАО г. Омска Кравченко В. С. /в соответствии с полномочиями доверенности/ доводы искового заявления поддержал, указав, что проверки соблюдения данным лечебным учреждением требований правил пожарной безопасности проводятся регулярно. Однако такие нарушения, как невыполнение системы дымоудаления из поэтажных коридоров без естественного освещения и невыполнение ширины эвакуационных выходов из коридора в лестничную клетку 4-го этажа шириной в свету не менее 1,2 м не устраняются с 2007г.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно актам проверок ОГПН ЦАО г. Омска № 1 от 11.01.2007 г., №1 от 18.01.2008 г., №261 от 25.03.2009г., №31 от 17.01.2011г. в МУЗ «Детская городская поликлиника №8» выявлены следующие нарушения пожарной безопасности:
- не смонтирована в полном объеме автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре;
- не выполнена система дымоудаления из поэтажных коридоров без естественного освещения;
- эвакуационные выходы из помещений /кабинетов/ не выполнены в полном объеме высотой в свету не менее 1,9 м, шириной - не менее 0,8 м;
- не выполнена ширина эвакуационных выходов из коридора в лестничную клетку четвертого этажа шириной в свету не менее 1,2м;
- двери лестничных клеток не оборудованы уплотнениями в притворах;
- выходы на кровлю выполнены не через противопожарные люки 2-го типа;
- пожарные шкафы выполнены не в соответствии с НПБ 151-2000.
На создание безопасных условий лечебной деятельности и содержания здания лечебного учреждения направлены положения законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г. граждане РФ обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Согласно ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г. нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г. Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой ст. 38 ФЗ, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним установлены Федеральным законом №35-ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму».
Согласно ст.1 №35-ФЗ от 06.03.2006г. ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст.2 №35-ФЗ от 06.03.2006г. ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относится на ряду с прочими и приоритет мер по предупреждению терроризма.
Ст. 14 №68-ФЗ от 21.12.1994г. ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены обязанности организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайного характера.
Организации, учреждения и предприятия обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
В п. 4 Правил установлено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Согласно п. 34 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Как видно из проанализированных судом актов проверок, два нарушения правил пожарной безопасности, такие как невыполнение системы дымоудаления из поэтажных коридоров без естественного освещения и невыполнение эвакуационных выходов из помещений /кабинетов/ в полном объеме высотой в свету не менее 1,9 м, шириной - не менее 0,8 м, носят длящийся характер, так как не устраняются руководством лечебного учреждения на протяжении нескольких лет.
Таким образом, муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника №8», осуществляя лечебную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия получения медицинской помощи. В этой связи не принятие мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления лечебной деятельности, не соответствует требованиям законодательства РФ.
На основании изложенного, суд находит основания для удовлетворения исковых требований. Вместе с тем, поскольку срок устранения вышеуказанных правонарушений установлен контролирующим органом - 01.112011г., то суд судебным актом не вправе сокращать указанный срок.
По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в равных долях в доход бюджета г. Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУЗ «Детская городская поликлиника №8» по неустранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующее созданию в лечебном учреждении безопасных условий оказания медицинской помощи.
Обязать МУЗ «Детская городская поликлиника №8» устранить нарушение требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2011 г. включительно.
Взыскать с МУЗ «Детская городская поликлиника №8» в доход бюджета г. Омска государственную пошлину в размере 400 рублей /четыреста рублей/.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение десяти дней.
Решение всутпило в законную силу 06.05.2011 г.