№ 2-932/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02.03.2011 года
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
председательствующего Левченко Л.Ю.
при секретаре Гончаренко Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Быкова В.А. о признании недействительным Решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Быков В.А. обратился в суд с заявлением о признании недействительным Решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование своих требований заявитель указал, что он до 02.03.2010 года имел статус индивидуального предпринимателя.
Заявитель представил в ИФНС России №2 по ЦАО г. Омска уточенную налоговую декларацию по земельному налогу за 2008 год. Налоговый орган в свою очередь провел в отношении данной декларации камеральную налоговую проверку, о чем был составлен Акт камеральной налоговой проверки от 10.09.2010 №.
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, ИФНС России №2 по ЦАР г. Омска в отношении Быкова Владимира В.А. было вынесено Решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.10.2010 №. Согласно решению, в отношении Быкова В.А. определено: дополнительные налоговые обязательства по земельному налогу за 2008г. в сумме 90 897,00 рублей; привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 4 252,40 рублей;начислены пени в сумме 4 240,44 рублей, указано на необходимость уплаты суммы неуплаченного (не полностью уплаченного) земельного налога за 2008 год в размере 21 262,00 рублей;внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Заявитель обжаловал в апелляционном порядке указанное Решение в вышестоящем налоговом органе.Управление Федеральной налоговой службы по Омской области вынесло Решение по апелляционной жалобе Быкова В.А. от 10.12.2010 №, согласно которому Решение Инспекции ФНС России №2 по ЦАО г. Омска о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.10.2010 № оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В силу п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ обжалуемое Решение Инспекции ФНС России №2 по ЦАО г. Омска о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.10.2010 № вступило в силу 10.12.2010 года.
Обжалуемое Решение Быков В.А. считает незаконным и необоснованным, противоречащим действующим нормам налогового законодательства, поскольку неправильно определена стоимость земельного участка, из которой исчислен налог.
Заявитель просит признать недействительным Решение ИФНС России №2 по ЦАО г. Омска о привлечении Быкова В.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.10.2010 года №.
Быков В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащем образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель заявителя Юдин А.А., действующий на основании доверенности, заявление поддержал в полном объеме.
Представитель ИФНС России №2 ЦАО г. Омска Бондарь Е.Н., действующая на основании доверенности, заявление Быкова В.А. не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении повестки.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Судом установлено, что ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, представленной Быковым В.А., по результатам которой вынесено решение от 13.10.2010г № о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю начислена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2008 год в размере 21 262,00 руб., пени за несвоевременную уплату или неуплату налогов в размере 4 420.44 рублей, штраф в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 4 252,40 рублей (л.д. 23-28)
Быков В.А., не согласившись с решением ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска обратился с жалобой в УФНС России по Омской области, в которой просил отменить указанное решение (л.д. 19-22).
Решением № от 10.12.2010 УФНС по Омской области Быков В.А. отказано в уменьшении исчисленной суммы земельного налога за 2008 год (л.д. 12-18).
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Пункт 3 ст. 391 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из вышеуказанных норм следует, что налогоплательщик не определяет самостоятельно кадастровую стоимость, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра в части кадастровой стоимости своего участка.
Согласно п.1 ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Налоговые органы, в соответствии с законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Налоговым Кодексом РФ, не наделены полномочиями по установлению, закреплению в государственном земельном кадастре экономических показателей кадастровой стоимости.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установлен законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Следовательно, вышеозначенное право принадлежит Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости и его территориальными органам.
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.
Таким образом, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, в силу прямого указания ст. 390 НК РФ относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Земельное законодательство в соответствии со ст. 2 Земельного кодекса РФ состоит из самого Земельного кодекса РФ федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. З ст. 2 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Из указанного следует, что законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр.
Во исполнение указанных выше положений земельного законодательства. Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, а также п. 35,36 ст. 4 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области». Правительство Омской области Постановлением от 19.12.2007 № 174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Постановления № 174-П Управлением Роснедвижимости по Омской области 27.12.2007 внесена запись в ГКН о кадастровой стоимости принадлежащего Быкову В.А. земельного участка в размере 44 296 517.95 руб.
В силу п. 4 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ, сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Отсюда следует, что только сведения о кадастровой стоимости, представляемые уполномоченным органом - Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, являются теми сведениями, которые налогоплательщики обязаны использовать для определения налоговой базы по земельному налогу и исчисления земельного налога. Указанные сведения по определению являются достоверными, поскольку представляются уполномоченным органом государственной власти. Признание последних для целей налогообложения недостоверными, возможно только по решению суда, либо в результате исправления кадастровой ошибки.
Быков В.А. представил уточненную налоговую декларацию по земельному налогу по земельному участку с кадастровым номером № В проверяемой уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год кадастровая стоимость земельного участка отражена в размере: № - 18 176 817 рублей.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П. была доведена до сведения налогоплательщиков в установленном порядке, заявителю следовало исчислять земельный налог за 2008 год исходя из утвержденной названным Постановлением кадастровой стоимости.
В данном случае постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п не оспорено и не признано незаконным (недействующим).
Также в своем заявлении налогоплательщик самостоятельно рассчитывает земельный налог за 2008 год, согласно Постановлению № 174-П. При расчете он указывает, что вид разрешенного использования земельного участка - для размещения объекта торговли. Однако согласно представленной кадастровой выписке о земельном участке от 09.06.2010, указан вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей под здание.
Доводы заявителя относительно ссылки на ст. 5 НК РФ считаем несостоятельными, поскольку согласно статье 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Постановление № 174-П касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в статье 5 НК РФ.
В соответствии со ст. 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов РФ издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам к предусмотренным законодательством о налогах и сборах случаях. Издание исполнительным органом субъекта РФ нормативных правовых актов о кадастровой стоимости земель не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах определен в абзаце 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ, согласно которому последние вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Применение данного правила к Постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-П означает, что с учетом даты его опубликования 25.12.2007 года он наступает в силу не позднее 26.01.2008 года. Правило же о том, что акт законодательства о налогах сборах вступает в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу означает, что последний не распространяется на предыдущий налоговый период (в данном случае 2007 год), т.е. не может иметь обратной силы.
Правило, закрепленное в абзаце 3 пункта 1 статьи 5 ПК РФ, о том. что акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, распространяется только на законы, вводящие новые налоги.
Постановление № 174-П не является законом и не вводит новый налог, а лишь изменяет налоговую базу по земельному налогу, являющейся кадастровой стоимостью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 ПК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года,
являющегося налоговым периодом.
Опубликование нормативного правового акта является достаточным условием доведения его до сведения налогоплательщиков, в связи с чем утрачивает смысл норма, содержащаяся в п. 14 ст. 396 ПК РФ, так как доведение до сведения налогоплательщиков нормативного правового акта до 01.03.2008 происходит всегда при его опубликовании до 01.12.2007 г.
Таким образом, законодатель установил в ст. 396 ПК РФ особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков, предусмотренных в ст. 5 ПК РФ, что также свидетельствует о том, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, утвердившие кадастровую стоимость земель, регулируют земельные отношения и не относятся к числу законодательства о налогах и сборах.
По результатам проведения в 2007 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования. Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2007.
Положения п. 1 ст. 5 НК РФ не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу самостоятельно в соответствии с гл. 31 НК РФ на основе экономических показателей, содержащихся в Постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П.
В соответствии с п.4 ст.85 Налогового Кодекса РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставляют сведения в налоговый орган.
Согласно пунктам 12 и 13 статьи 396 Налогового Кодекса РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Действия Управления Росреестра по Омской области по внесению в государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, принадлежащего Быкову В.А., в судебном порядке не оспаривались, следовательно, судом незаконными не признаны.
Из указанных норм следует, что налоговый орган руководствовался сведениями о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2008 года, представленными в установленном порядке Управлением Роснедвижимости по Омской области, в связи с чем действия налогового органа по исчислению земельного налога в отношении участка заявителя соответствуют закону.
Форма Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. где предусмотрено, что в п. 4 - налогоплательщику предлагается внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством. Приказом Минфина РФ N 86н, МНС РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" предусмотрен порядок ведения бухгалтерской и иной отчетности индивидуального предпринимателя.
Согласно пп.8 п.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
В соответствии с п.48 Приказом Минфина РФ N 86н, МНС РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002. индивидуальные предприниматели обязаны в течение четырех летобеспечивать сохранность первичных учетных документов, Книги учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Быков В.А. до 02.03.2010 года имел статус индивидуального предпринимателя и должен был хранить вышеуказанные документы.
Таким образом, налогоплательщику было предложено внести поправки в регистры налогового и бухгалтерского учета по результатам проведенной налоговой проверки на основании вынесенного решения налогового органа о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения.
Данное положение Решения № не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, является законным и обоснованным, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований о признании недействительным Решения от 19.10.2010 года № о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Быкову В.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Куйбышевский суд г.Омска.
Решение вступило в силу 04.05.2011 года