Дело 2-1085/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Пархоменко Г.Л.,
при секретаре Тупикиной О.В., рассмотрев 31 марта 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фоменко М.В к ОАО «Омская энергосбытовая компания», ОАО «Левобережье» о признании незаконными действий при проведении расчета по оплате потребленной электрической энергии и перерасчете платежей, суд
УСТАНОВИЛ:
Фоменко М.В обратилась в суд с вышеназванными требования, указав, что <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) и индивидуальными квартирными приборами учета электроэнергии. Нежилые помещения в доме индивидуальными квартирными приборами учета электроэнергии не оборудованы. С мая 2008 года ответчиком было произведено изменение по расчету начисления платы за потребленную электроэнергию с учетом освещения мест общего пользования в соответствии с п.п. 1 п. 3 приложения № 2 (формула № 9) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 п.п. 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам, утвержденным указанным постановлением от 23.05.2006 № 307, установлена формула № 9, в соответствии с которой определяется размер платы за электроэнергию, исключительно в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного общедомовыми приборами учета. Места общего пользования не являются жилыми помещениями. В связи с чем, указанная формула расчета платы за электроэнергию не может быть применена для определения размера платы за электроэнергию в местах общего пользования.
Строка «электроэнергия в местах общего пользования» в квитанциях выставляется ответчиком с февраля 2008 года. В период с февраля 2008 года по апрель 2008 года расход электроэнергии в местах общего пользования выставлялся ответчиком по нормативу потребления (7 кВт). Начиная с мая 2008 года, расход электроэнергии в местах общего пользования по квитанции увеличился почти в 4 раза (с 7 кВт до 26 кВт в месяц). В августе 2008 года расход электроэнергии в местах общего пользования увеличился до 122 кВт в месяц, а сумма, выставленная к оплате, составила 317,09 рублей, при том, что в этом же месяце сумма, начисленная за электроэнергию, потребленную в квартире составила 219,12 рублей
Средний расход электроэнергии по общедомовому счетчику составляет около 9 000 кВт, при этом минимальный расход электроэнергии в местах общего пользования в марте 2009 года составляет 108 кВт, а максимальный расход в августе 2008 года составляет 2 905 кВт.
<адрес> - пятиэтажный, имеет 4 подъезда, 58 квартир, лифтами не оборудован, коммерческих предприятий в доме нет, электроэнергия в местах общего пользования в доме расходуется только лампочками на этажах для освещения лестничных клеток, а также двумя лампами над домом. Таким образом, расчет электроэнергии, потребляемой в местах общего пользования в доме, выглядит следующим образом.
В каждом подъезде по 6 лампочек максимум по 40 Вт каждая, в четырех подъездах всего 24 лампочки. Наружное освещение дома 2 лампочки по 500 Вт каждая. Наружное освещение и освещение подъездов производится максимум по 12 часов в сутки.
Расчет электроэнергии, потребляемой 24 лампочками в доме за месяц = 12 ч. * 24 шт. * 40 Вт * 30 дн. - 345,6 кВт.
Расчет электроэнергии, потребляемой 2 лампами наружного освещения в доме за месяц = 12 ч. * 2 шт. * 500 Вт* 30 дн. = 360 кВт.
Соответственно, расход электроэнергии в местах общего пользования в доме за месяц составляет не более 705,6 кВт. На одну квартиру приходится расход по 12 кВт в месяц.
Таким образом, ответчиком завышается расход электроэнергии в местах общего пользования, выставляемый в квитанциях на оплату.
При этом показания общедомового счетчика снимаются работниками ответчика без участия старшей по дому, а контроль работниками ответчика фактического расхода электроэнергии всех квартир производится не чаще 1 раза в 6 месяцев. Соответственно данные по расходу электроэнергии в квартирах берутся из квитанций, которые оплачены жильцами за месяц, предшествующий месяцу, за который производится расчет расхода электроэнергии в местах общего пользования. Соответственно, жильцы, которые не оплачивают своевременно электроэнергию, не предоставляют свои показания ответчику по расходу электроэнергии в квартирах, и их показания по расходу электроэнергии в сумму показателя «расход всех квартир» не включаются, а включаются в показатель «расход в местах общего пользования» и предъявляются к оплате добросовестным плательщикам, в том числе и мне, что ставит потребителей в неравные условия.
4 квартиры не имеют индивидуальных счетчиков учета электроэнергии и их перерасход свыше установленного им норматива, оплачивают жильцы дома в составе электроэнергии за места общего пользования. Кроме того, ответчиком не указывается расход электроэнергии в квартирах жильцов, которые не имеют индивидуальных счетчиков, следовательно, расход в их квартирах не исключается из показаний общедомового счетчика, а учитывается в показателе «расход электроэнергии в местах общего пользования».
Просит суд признать незаконными действия ответчика по начислению платы за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования с применением
формулы № 9 подпункта 1 пункта 3 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», произвести перерасчет сумм, начисленных ответчиком за расход электроэнергии в местах общего пользования за период с мая 2008 года по январь 2011 года включительно, исходя из расчета, установленного подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (формула № 3), обязать ответчика производить расчет сумм за расход электроэнергии в местах общего пользования, исходя из расчета, установленного подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (формула № 3), взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.
Впоследствии требования уточнила, просила перерасчет сумм произвести, исходя из расчета, установленного п.п.3 п.1 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (формула № 3), либо согласно п. 20 указанного постановления.
Истец Фоменко М.В в судебном заседании заявление поддержала, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, пояснила, что места общего пользования жилым помещением не являются, формула 9 применяется для жилых помещений и для помещений, которые оборудованы приборами учета, в доме установлен только общедомовой прибор учета. В правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307, указывается, что относится к жилым помещениям, в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 указывается, что включается в состав мест общего пользования. Просит суд обязать ответчика произвести расчет по пп. 20 постановления. Считает, в каждом подъезде должен стоять счетчик на места общего пользования.
Представитель ответчика ОАО «Левобережье» Баженова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ОАО «Левобережье» ненадлежащий ответчик, управляющая компания приняла на себя полномочия по управлению данным домом, обязанность обеспечивать предоставление коммунальных услуг закреплена в договоре энергоснабжения, настоящим договором предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация напрямую самостоятельно осуществляет расчет, принимает оплату и т.д. Обязанность управляющей компании заключается в предоставлении доступа к приборам учета.
Представитель ответчика ОАО «Омская энергосбытовая компания» Шапаровская С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, пояснила, что расчет производится по формуле 9, формулой учитывается индивидуальное потребление в квартире и та расходная часть, которая охватывает содержание общего имущества, на истца возложена такая обязанность по содержанию общедомового имущества. Решением Верховного суда РФ от 12.12.2006 № ГКПИ06-1228, определением от 17.04.2008 № КАС08-116 на решение от 13.12.2007 № ГКПИ 07-933 уже установлены такие факты по рассмотрению законности применения такой формулы. В данном доме имеется прибор учета, расчет производится по формуле 9 законно. Энергоснабжение учитывается по приборам учета. При расчетах берется показание общедомового прибора учета, и индивидуальное потребление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Фоменко М.В по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 540 ГК РФв случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФграждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Абзацем 2 пункта 7 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пп. "а" пункта 23 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - по формуле (9) (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам) исходя из показаний приборов учета.
Согласно п. 20 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле № 3 (подпункт 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам).
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО «Омская энергосбытовая компания» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ОАО «Левобережье» осуществляет продажу электрической энергии, в частности жителям <адрес> (л.д.40-47).
Согласно п. 2 договора ОАО «Омская энергосбытовая компания» обязуется обеспечить потребителю подачу электрической энергии в необходимых ему объемах, ежемесячно, в срок с 25-го по 28-е число текущего месяца, совместно с ОАО «Левобережье» производить снятие показаний общедомовых приборов учета, вести учет объемов потребления потребителями электрической энергии для целей индивидуального использования и потребления на места общего пользования.
Из копии акта осмотра общедомового прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> в <адрес> оборудован 2 приборами учета: общедомовой прибор учета заводской номер 49067573, 2004 года выпуска, т/т 150/5, к/тЗО, прибор учета коммунальный заводской номер 400358, 2004 года выпуска, находится на внутреннем учете общедомового прибора учета(л.д.60).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В обоснование своих доводов истцом представлены копии квитанций оплаты потребленной электрической энергии, в том числе и за места общего пользования (л.д.4-23).
Исходя из изложенного, учитывая решение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N ГКПИ07-933, суд усматривает, что размер платы за электрическую энергию в местах общего пользования по формуле 9 определяется исходя из показаний приборов учета, что соответствуют действующему жилищному законодательству.
Формула (9) учитывает также требования статьей 30 и 39 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.
Статья 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Оплата принятой энергии является одной из основных обязанностей абонента, и производится за фактически принятое абонентом количество энергии. Собственник жилого помещения обязан своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение).
Таким образом, ОАО «Омская энергосбытовая компания» правильно произведен расчет размера платы за электроснабжение в местах общего пользования истцу по формуле № 9, указанной в подпункте 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исходя из показаний приборов учета.
Оценив собранные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для признания незаконными действий ответчика при проведении расчета по оплате потребленной электрической энергии в местах общего пользования и перерасчете платежей. Поскольку нарушений на момент рассмотрения дела по начислению истцу платы по электрической энергии в местах общего пользования ответчиком допущено не было, оснований для удовлетворения требований истца о производстве перерасчета не имеется.
В этой связи доводы истца о том, что ответчиком расчет не должен производиться в соответствии с формулой №9, являются не состоятельными, поскольку противоречат положениям постановления Правительства РФ №307 и Жилищному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Фоменко М.В к ОАО «Омская энергосбытовая компания», ОАО «Левобережье» о признании незаконными действий при проведении расчета по оплате потребленной электрической энергии и перерасчете платежей отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Судья Решение вступило в законную силу 04.05.2011. Судья Г.Л. Пархоменко
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2011