дело № 2-2394/2011 решение от 16.05.2011 по иску Звягольской Г.М. к ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска о назначении пенсии



       Дело № 2-2394/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Павлова А.В.

при секретаре Смоловой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 16 мая 2011 года дело
№ 2-2394/2011 по иску Звягольской Г.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска о признании права на назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Звягольской Г.М. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска (далее ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска) о признании права на назначение пенсии, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в столовой Первого треста столовых, однако данный период при назначении пенсии не был учтен в страховой стаж на том основании, что в трудовой книжке датой издания приказа о принятии на должность значится дата увольнения, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. В архивах документы, подтверждающие прием на работу, не сохранились. Данный период в трудовой стаж ответчиком включен не был, пенсия назначена без его учета.

Просила включить в страховой стаж период работы в столовой Первого треста столовых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для перерасчета пенсии.

В судебном заседании Звягольской Г.М. заявленные требования поддержала и пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ она устроилась в столовую Первого треста столовых. Эта дата ей запомнилась, так как до указанного места работы она работала в Омском народном суде, из которого уволилась в конце ДД.ММ.ГГГГ года и тогда в течение 12 дней необходимо было устроиться на новое место работы для обеспечения непрерывности стажа. У нее на иждивении было трое детей, работа ей была необходима.

Представитель ответчика Дегтяренко М.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против включения данного периода в страховой стаж работника, поскольку невозможно с точностью установить, когда истец приступила к работе.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 13 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года №555.

Данными Правилами установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190, утверждено, что трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.

При отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы устанавливаются по свидетельским показаниям с соблюдением правил, предусмотренных Положением.

По мнению суда, действующее законодательства помимо основного способа подтверждения страхового стажа - записями в трудовой книжке, допускает возможность подтверждения страхового стажа иными способами в тех случаях, когда в силу объективных обстоятельств, независящих от работника, (стихийные бедствия, ошибочность внесения записей, невнесение записей) записями в трудовой книжке подтвердить периоды работы невозможно. Среди таких способов названы свидетельские показания и иное документальное подтверждение периодов работы.

Судом установлено, что Звягольской Г.М. была принята в столовую Первого треста столовых на должность кассира-инкассатора.

Данное обстоятельство подтверждается записями в трудовой книжке истца
(л.д. 11-оборот), согласно которой датой начала работы истца указано ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на приказ от ДД.ММ.ГГГГ.

Иначе говоря, в соответствии с произведенной в трудовой книжке записью, приказ о приеме на работу истца был издан спустя 1 год и 1 месяц после начала работы, в связи с чем ответчик и не включил спорный период с страховой стаж истца.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска был рассмотрен вопрос о реализации пенсионных прав Звягольской Г.М., о чем составлен протокол . По итогам рассмотрения данного вопроса комиссией было принято решение не учитывать при назначении пенсии в страховой стаж истца период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Согласно справки Муниципального учреждения «Муниципальный архив
г. Омска» от ДД.ММ.ГГГГ , документы по личному составу Столовой Первого треста столовых <адрес> на хранение в архив не поступали (л.д. 5).

Из справки Бюджетного учреждения Омской области «Исторический архив Омской области» усматривается, что документы по личному составу Столовой Первого треста столовых на хранение в архив не поступали (л.д. 6).

Материалами дела подтверждается, что документальное подтверждение приема на работу в столовую Первого треста столовых Звягольской Г.М. именно
ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.

Однако, суд полагает, что в данном случае работодатель не хотел умышленно ввести кого-либо в заблуждение, а ошибочно указал столь различные даты начала работы истца и приказа о приеме ее на работу.

Так, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Ральченко М.А. суду пояснила, что с истицей знакома со времени работы в столовой Первого треста столовых. Свидетель работала в столовой в должности бухгалтера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Звягольской Г.М. была принята в столовую на должность кассира приблизительно в ДД.ММ.ГГГГ года. После ее увольнения из столовой, истица продолжала работать. Отметки в трудовых книжках и изданием приказов занималась директор Горбунова С.С.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Роденко Н.К. суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в столовой экономистом. По поручению руководства часто участвовала в проведении инвентаризации в других столовых, в частности в столовой . Проводя инвентаризацию в столовой , она разговорилась со Звягольской Г.М. о возрасте и сказала, что ей скоро будет 32 года. Звягольской Г.М. спросила, когда день рождения, она ответила, что ДД.ММ.ГГГГ, тогда истица возразила, что Роденко Н.К. еще <данные изъяты>. Из этого следует, что в ДД.ММ.ГГГГ года Звягольской Г.М. уже работала в столовой .

Оценивая в совокупности все представленные суду материалы, а также учитывая, что какие-либо документы в подтверждение заявленного истцом суд истребовать не в состоянии ввиду их отсутствия в архивах г. Омска и Омской области, суд полагает законным и обоснованным, с учетом свидетельских показаний считать установленным факт работы истца в столовой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что дата начала данного периода не могла быть указана работодателем формально, а имела непосредственное отношение к началу работы истца в столовой
.

Кроме того, обязанность правильного заполнения трудовых книжек возложена как действующим законодательством, так и законодательством, действовавшим в спорный период, на работодателя, а подобного рода ошибки не могут ограничивать в правах на пенсионное обеспечение работников.

С учетом, как уже было отмечено выше, маловероятности формального указания даты ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжки истца, даже при действительном издании приказа о приеме истца на работу ДД.ММ.ГГГГ, суд вправе исходить из положении Трудового законодательства, свидетельствующих о начале работы истца не с момента издания соответствующего приказа о приеме работника на работу, а с фактического начала исполнения им своих трудовых обязанностей.

В связи с указанным, суд полагает необходимым обязать орган Пенсионного фонда РФ включить в страховой стаж истца период работы в должности кассира-инкассатора столовой Первого треста столовых г. Омска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Звягольской Г.М. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска включить в страховой стаж Звягольской Г.М. период работы в должности кассира-инкассатора столовой № Первого треста столовых г. Омска с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска.

решение вступило в законную силу 31.05.2011