дело №2-1731/2011 решение от 20.04.2011 по иску Елуцы к Кадетскому корпусу



Дело № 2- 1731/2011

Р Е Ш Е Н И Е

                                                           Именем Российской Федерации

20.04.2011 год

    Куйбышевский районный суд г. Омска в составе

Председательствующего Левченко Л.Ю.
при секретаре Гончаренко Ю.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Елуцы М.М. к Государственному общеобразовательному учреждению - Омский кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации, Министерству Финансов Омской области, Министерству образования Омской области о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

    

    Елуца М.М. обратился в суд с иском Государственному общеобразовательному учреждению - Омский кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации, Министерству Финансов Омской области, Министерству образования Омской области о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации, компенсации морального вреда.

В обоснование требований истец указал, что между ним и ГОУ Омский кадетский корпус заключен трудовой договор № 24 от 24 февраля 2010 г., согласно которому истцу предоставлена должность младшего воспитателя с должностным окладом в размере 5 200 рублей в месяц; 1 209 рублей в месяц районный коэффициент; 1 560 рублей в месяц надбавка за выслугу лет; 1 300 рублей в месяц премиальные выплаты.

    Приказом № 39 от 02.03.2011 г истец уволен по собственному желанию, п. 3 ст. 77 ТК РФ.

    После фактического увольнения, работодатель произвел с истцом расчет 14.03.2011г (то есть на 12 дней позже) путем перечисления денежных средств на пластиковую карту ОАО «МДМ Банка», по которой он получал заработную плату.

    Также, за период с 01.02.2011г по 02.03.2011г истцу была не верно начислена и выплачена заработная плата.

    Приказом министра обороны РФ от 08 сентября 20Юг № 1223 «О внесении изменений в приказ министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008г № 555» изменено положение о системе оплаты гражданского персонала бюджетных учреждений министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования.

    Пунктом 22 данных изменений установлено, что гражданскому персоналу суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкального училищ. кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских училищ, а также Московского кадетского корпуса "Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации" (филиала федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет" (г. Москва) выплачивается ежемесячная надбавка в следующих размерах: дислоцированным в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях, а также всех президентских кадетских училищ - 400 процентов должностного оклада;дислоцированным в других городах и прочих населенных пунктах - 300 процентов должностного оклада.

     Данный приказ вступил в силу от 24 октября 2010г. Должностной оклад с октября 2010 года должен был быть увеличен на 300%, однако никакого увеличения оклада произведено не было, что подтверждается расчетными листами по заработной плате, а также банковской выпиской по счету за период с 01.03.2011г по 15.03.2011г.

        Истец просил взыскать с ГОУ Омский кадетский корпус Министерства обороны РФ:

- задолженность по заработной плате и компенсацию за задержку за период с 01.02.2011г по 02.03.2011г в размере 11 528,83 рубля.

- компенсацию морального вреда в размере 1.000 рубля

- судебные расходы на услуги представителя в размере 6 000 рублей.

      Истец в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в го отсутствии.

    В судебном заседании представитель истца Жилинский А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, уточнив размер подлежащих взысканию денежных средств, просил взыскать заработную плату за период с 01.02.2011 года по 02.03.2011 года с учетом произведенной выплаты пособия по нетрудоспособности в размере 4 116.08 рубля, денежную компенсацию за несвоевременный расчет в размере 50.50 рубля, компенсацию за причиненный моральный вред в размере 1 000 рублей, 6 000 рублей за услуги представителя, а всего 11 166.58 рубля.

    Представитель ответчика ГОУ Омский кадетский корпус МО РФ Ватолина Г.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.

    Представитель третьего лица министерства финансов Омской области Каурова С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истец ссылается на Приказ Министерства обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» в обоснование обязанности ответчика применять ежемесячные надбавки в размере 300 %.

    Вместе с тем согласно пункту 7 Приложении № 3 к Приказу № 555 годовой фонд оплаты труда может быть уменьшен или увеличен распорядителем средств бюджета в зависимости от доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

    Таким образом, Приказ № 555 прямо указывает на возможность формирования фонда оплаты труда в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований.

    Кроме того, в соответствии с разделом II приложения № 2 к Приказу № 555 установленные им надбавки в размере 300 %, относятся к стимулирующим выплатам.

    Согласно пункту 10 приложения № 2 к Приказу № 555 выплаты стимулирующего характера устанавливаются в бюджетном учреждении в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 818 (за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).

    При этом в соответствии с приложением № 2 «Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях» к указанному выше Приказу № 818, выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению № 1 к Приказу № 818 в пределах фонда оплаты труда.

    Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

    При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

    Пунктами 11 и 12 приложения № 2 к приказу № 555 также установлены аналогичные Приказу № 818 нормы.

    Вместе с тем, и трудовым договором (п.4.1.), и положением о системе оплаты труда гражданского персонала Кадетского корпуса (пункт «Е») выплаты стимулирующего характера не предусмотрены.

    Согласно утвержденной смете расходов учреждения, средства на выплату спорной суммы не предусмотрены. В связи с этим в соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ, пунктом 3.6 устава кадетского корпуса, при недостаточности у ответчика собственных денежных средств субсидиарную ответственность несет Министерство обороны РФ.

    Увеличение заработной платы гражданскому персоналу кадетских корпусов является существенным изменением условий Договора.

    Вместе с тем, какого-либо соглашения об изменении договора в части увеличения рассматриваемого финансирования кадетского корпуса между Министерством обороны РФ и Омской областью заключено не было, каким-либо иным способом Министерство обороны РФ свою волю по увеличению финансирования на заработную плату работникам кадетского корпуса (в размере 300 % должностного оклада) не выразило.

    Согласно пункту 8 Договора, сторонами был согласован ориентировочный расчет расходов на ежегодное содержание кадетского корпуса по состоянию на 01.01.1999 г. Таким образом, оснований для выплат ежемесячной надбавки в размере 300 % должностного оклада гражданскому персоналу кадетского корпуса у указанного учреждения нет.

    Соответственно, в смету учреждения спорные средства по оплате труда заложены не были.

     Истцом также заявлено о взыскании морального вреда в размере 1 000 рублей. Вместе с тем при определении размера морального ущерба необходимо учитывать положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда

    Анализ искового заявления истца не позволяет сделать вывод о вине причинителя вреда, а также определить, какие физические или нравственные страдания были причинены истцу, и в чем они выразились.

    Вины ответчика в невыплате заработной платы также не усматривается. Финансирование кадетского корпуса производилось в пределах утвержденного главным распорядителем средств фонда оплаты труда, в который надбавка в размере 300 % включена не была.

     Истец, заявляя требование о взыскании расходов за оплату услуг представителя, не подтвердил документально наличие таких расходов, а также их сумму.

     Представитель министерства финансов Омской области просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

    Представитель третьего лица Министерства образования Омской области Гальцов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, просил отказать в удовлетворении требований.

     Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

    Судом установлено, что с 24 февраля 2010 года истец принят на работу в ГОУ Омский кадетский корпус МО РФ на должность младшего воспитателя, что подтверждается выпиской из приказа директора Омского кадетского корпуса № 32 от 24.02.2010 года (л.д. 36).

    24 февраля 2010 года сторонами заключен соответствующий трудовой договор (л.д.7-9).

    На основании приказа № 30 от 02.03.20112 года истец уволен с01.03.2011 года по собственному желанию по п. 3 ст. 77 ТК РФ, что подтверждено записью в трудовой книжке (л.д.10-15а).

    Между истцом и ответчиком возник спор, вытекающий из трудовых отношений, и связан с оплатой труда. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

     Статьей 129 ТК РФ дано определение оплаты труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

    Под системой оплаты труда понимается способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам в соответствии с произведенными им затратами труда, а в ряде случаев и с его результатами. Применяются две основные системы заработной платы работников повременная и сдельная и дополнительная премиальная, которая применяется в сочетании с какой либо основной.

    В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором

    Согласно положению о системе оплаты труда гражданского персонала кадетского корпуса, утвержденного начальником Омского кадетского корпуса полковником В.Р.Басаевым 07.04.2009, оно разработано в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 555 от 10 ноября 2008 года «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583».

    В соответствии с указанным положением заработная плата работника включает в себя должностной оклад (тарифную ставку) с учетом повышений, компенсационных, стимулирующие и иных выплат.

     Приказом Министра обороны РФ от 8 сентября 2010 года № 1223 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555» изменено положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования.

    Пункт 22 Положения изложен в следующей редакции: «Гражданскому персоналу суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских училищ, а также Московского кадетского корпуса "Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации" (филиала федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет" (г. Москва) выплачивается ежемесячная надбавка в следующих размерах:

- дислоцированным в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях, а также всех президентских кадетских училищ - 400 процентов должностного оклада;

- дислоцированным в других городах и прочих населенных пунктах - 300 процентов должностного оклада».

    Приказ вступил в силу 24 октября 2010 года.

    Указанным приказом установлено право истца на получение ежемесячной надбавки, в связи с чем, возникла обязанность работодателя, финансирующего органа внести соответствующие изменения в порядок оплаты заработной платы.

    28.04.1999 года в целях реализации постановления правительства Российской Федерации от 24.04.1999 года № 851 «О создании Омского кадетского корпуса Министерства обороны Российской Федерации» между Министерством обороны Российской Федерации и Администрацией Омской области был заключен договор, согласно которому Администрация Омской области приняла на себя обязательство в течение 7 лет с момента создания кадетского корпуса финансировать расходы, в том числе, на социальные выплаты, заработную плату, надбавки, доплаты, повышение ставок и окладов, а также компенсационные выплаты, связанные с особенностями деятельности образовательных учреждений среднего (полного) общего образования Министерства обороны Российской Федерации, гражданскому персоналу кадетского корпуса (л.д.25-27).

    В соответствии с п. 6 договора по окончании срока его действия он считается автоматически пролонгированным на срок 5 лет, то есть до 28.04.2011 года.

    Согласно п. 1 Положения о Министерстве образования Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области № 63 от 25.03.2004 года, указанное Министерство является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим управление в сфере образования.

    Пунктом 9 Приложения № 6 к закону Омской области № 1313-ОЗ от 09.12.2010 года «Об областном бюджете на 2011 год», Министерство образования Омской области осуществляет непосредственное финансирование Омского кадетского корпуса.

    Поскольку спорная надбавка к должностным окладам предусмотрена действующим законодательством, а именно, Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, утвержденным Приказом Министра обороны РФ8 сентября 2010 года № 1223 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555», постольку требования истца о взыскании задолженности по заработной плате в связи с невыплатой ежемесячной надбавки, являются обоснованными, а доводы представителей ответчика и третьих лиц об отсутствии оснований для взыскании указанной надбавки не состоятельными.

    При разрешении спора суд учитывает, что за спорный период истец к дисциплинарной ответственности не привлекался, приказы о не начислении истцу указанной надбавки не издавались.

    Согласно расчету задолженности (л.д.42) следует, что заработная плата истцу за 5 календарных дней февраля 2011 года начислена в размере 3 576,95 рубля, в том числе оклад 1 377.48 рубля, надбавки: за выслугу лет 330.60 рубля, ночные 289.27 рубля, премиальные 1 300 рублей, премиальные за январь 260 рублей, районный коэффициент 494.60 рубля, итого 4 051.95 рубля, исчислен НДФЛ в размере 475 рублей (л.д. 42). Также истцу произведена выплата пособия по временной нетрудоспособности за период с 06.02.2011 года по 01.03.2011 года.

    Исходя из произведенных ответчиком начислений, с учетом спорной надбавки, задолженность по заработной плате перед истцом составит 4 166.58 рубля:

(1 377,48 (оклад) + (1 377,48 х 300%) + 330 (выслуга лет + 289,27 (за ночные часы) + 1 560 (премия) + (7 689,19 рубля х 15% = 1153,38 (районный коэффициент) = 8 842.57 рубля - (8 842.57 х 13% (НДФЛ) = 1 149.53) = 7 693,03 рубля - 3 576,95 (выданная заработная плата за февраль 2011 года) = 4 116,08 рубля).

    

    В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

    Надбавка к заработной плате своевременно выплачена не была, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с момента увольнения истца с 05.03.2011 года по 20.04.2011 года в размере 50.49 рубля:

(8% : 300 х 4 116.08 рубля х 46дней : 100 = 50.49).

    Статьей 237 ТК РФ установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме.

    В соответствии с обстоятельствами, установленными по делу, суд считает возможным взыскать в пользу истца в счет компенсации причиненного ему морального вреда в размере 100 рублей.

    Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

     За оказание юридических услуг истец оплатил 6 000 рублей (л.д.5-6). При определении размера расходов за оказанные юридические услуги, суд принимает во внимание рассмотренный 11.04.2011 года по иску Елуцы М.М. к ГОУ «Омский кадетский корпус» МО РФ аналогичный спор о взыскании неоплаченной заработной платы за период 25 октября 2010 года по январь 2011 года включительно. Состоявшимся решением были взысканы расходы истца за оказание юридической помощи в размере 6 000 рублей. С учетом объема оказанных юридических услуг по настоящему гражданскому делу суд с читает возможным взыскать 1 000 рублей.

    Всего в пользу истца подлежит взысканию сумма в размере 5 328,35 рубля:

(4 116,08 рубля + 50.49 + 100 рублей + 1 000 рублей = 5 328.35).

    В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования удовлетворить частично.

    Взыскать с Государственного общеобразовательного учреждения Омский кадетский корпус Министерства обороны РФ в пользу:

- Елуцы М.М. 5 328.35 рубля,

- в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

    В удовлетворении остальной части требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней.

Решение вступило в силу 25.05.2011