№ 2-2217/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02.06.2011 года Куйбышевский районный суд г. Омска в составе Председательствующего Левченко Л.Ю., при секретаре Гончаренко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бутикова С.М. к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ ЦАО г. Омска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, У С Т А Н О В И Л: Бутиков С.М. обратился в суд с иском к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ ЦАО г. Омска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование требований истец указал, что он работает свыше 25 лет по профессии артист оркестра, играющий на духовом инструменте - труба в коллективах, творческая работа которых даёт право на пенсию за выслугу лет. 16.11.2010 года истец обратился в Управление пенсионного фонда РФ по Центральному округу г. Омска с заявлением на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п.21 п.1 ст. 27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001. Согласно протоколу заседания комиссии от 30.12.2010 года за № 265 1 Управления Пенсионного фонда РФ по Центральному округу г. Омска, зачтено в стаж, требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии 22 года 11 месяцев 07 дней, а в соответствии с пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР № 447 от 28 августа 1991 года специальный стаж должен составлять 25 лет. В назначении пенсии было отказано, так как в требуемый для этого стаж 25 лет, не были включены периоды: - службы в армии с 02.12.1985 по 12.05.1986 (по военному билету), с 11.06.1984 по 01.12.1985 (по учетно-послужной карточке) в качестве старшего музыканта в военном оркестре Омского Высшего Общевойскового Командного Училища (ВОКУ) им. М.В.Фрунзе, так как специальность «музыкант» Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447 не предусмотрена. На основании уточняющей справки от 16.11.2010 года из Военного Комиссариата Омской области Министерства Обороны Российской Федерации, выданной мне в связи с прохождением действительной срочной службы (по призыву) в духовом оркестре Омского ВОКУ им. Фрунзе с 11.06.1984 по 12.05.1986 г., проходил службу на должности старший музыкант военных оркестров. Штатные военные духовые оркестры, входящие в состав Военно-оркестровой службы Министерства Обороны Российской Федерации согласно приложению №1 к Приказу № 417 Министра Обороны Российской Федерации от 1996 г., являются профессионально - художественными (творческими) коллективами. Основной задачей военных духовых оркестров на основании п. II положения о Военно-оркестровой службе Министерства Обороны Российской Федерации является: содействие духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского населения. В состав военных духовых оркестров, согласно инструкции приложения №1 к статье 34 Положения утверждённого приказом Министра Обороны Российской Федерации 1996 г. № 417 входят музыканты и артисты, играющие на духовых музыкальных инструментах, имеющие специальное музыкальное образование, подтверждённое дипломами. В период прохождения службы я проходил обучение в Омском музыкальном училище им. В.Я.Шебалина по специальности «Духовые и ударные инструменты» со специализацией «труба». Занимаемая должность и выполняемые обязанности в период прохождения военной службы квалифицируются как: артист оркестра, играющий на духовых инструментах (труба), в профессионально - художественном коллективе. Истец просил обязать ответчика-Управление Пенсионного фонда РФ по Центральному округу г. Омска: - включить в специальный стаж, требуемый для назначения пенсии период с 11.06.1984 года по 12.05.1986год, - назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 25 января 2011г. Взыскать с ответчика: - 800руб. в качестве возмещения судебных расходов. В судебном заседании истец Бутиков С.М. и его представитель Мельничук С.А. исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика Дегтеренко М.П. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии с пп.21 п.1 ст.27 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществляющие творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организаций артистам драматических театров, достигшим 50 летнего возраста и специального стажа 25 лет. При назначении досрочных трудовых пенсий по старости Пенсионный фонд руководствуется Списком профессий, должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447. Выше указанные Списки применяются строго текстуально расширительному толкованию не подлежат. Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности. Согласно военного билета Бутиков С.М. проходил службу в рядах Советской армии с 11.06.1984 по 12.05.1986, в том числе в должности старшего музыканта военного оркестра с 02.12.1985 по 12.05.1986. Согласно справке, выданной на основании учетной карточки период службы с 11.06.1984 по 12.05.1986 в должности старшего музыканта военных оркестров. Период службы в армии с 02.12.1985 по 12.05.1986 (по военному билету), с 11.06.1984 по 12.05.1986 (по учетно-послужной карточке) в должности старшего музыканта военного оркестра не может быть зачтен в специальный стаж, так как специальность «музыкант» Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.081991 № 447, не предусмотрена. В связи с изложенным, продолжительность стажа на соответствующих видах работ (специального стажа) истца составляет 22 года 11 месяцев 7 дней. С взысканием суммы на оплату доверенности не согласны, так как нотариально заверенная доверенность выдана сроком на ТРИ года и дает право участия представителей истца (их два) не только в судах общей юрисдикции, (и конкретно по спору между ГУ-УПФР В ЦАО г. Омска) но и в таможенных органах, ОМС, прокуратуре, налоговой инспекции и т.д. считаем, что данные обстоятельства исключают возможность взыскания данных расходов с ГУ-УПФР в ЦАО г. Омска. Кроме того, согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 07.12.1991 г. №2122-1, средства Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, имеют целевое назначение, строго лимитированы и направляются на выплату государственных пенсий. Для осуществления взыскания с территориальных органов ПФР каких-либо выплат, необходимо чтобы данные расходы были предусмотрены отдельной строкой в расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ. Представитель ответчика просил в иске отказать. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что Бутиков С.С. в период с 11.06.1984 года по 12.05.1986 года проходил службу в рядах Советской Армии, что подтверждено записью в трудовой книжке (л.д.8-10). Согласно военному билету, с 11.06.1984 по 12.05.1986, в должности музыканта, со 02.12.1985 по 12.05.1986 год в должности старшего музыканта военного оркестра в Омском ВОКУ (л.д. 11-13). Согласно справке, выданной на основании учетной карточки период службы с 11.06.1984 по 12.05.1986 в должности старшего музыканта военных оркестров (л.д.15). Решением ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 30.12.2011 года истцу отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием на момент обращения специального трудового стажа, предусмотренного п.п. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (л.д.6-7). Согласно ответу Филиала Центрального архива МО РФ никакие должностные инструкции, штатные расписания Омского высшего общевойскового командного училища на хранение в филиал архива не поступали. Требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со ст. 7 Закона общий возраст выхода на пенсию по старости составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма пункт1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" №173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста. Согласно ч.2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" №173-ФЗ, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года № 447, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет. Как следует из пункта 2 вышеуказанного постановления в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности. Действительно, право на пенсию за выслугу лет имеют артисты. В период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии действовал Перечень квалификационных характеристик артистов театров, утвержденный Министром культуры СССР 16.09.1977 года. Перечнем установлены должностные обязанности и квалификационные требования, в том числе, артиста оркестра. К должностным обязанностям отнесено привлечение артиста, как музыканта-инструменталиста к выступлению на сцене. Согласно Типовой инструкции штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 22.10.1993 года № 489 «О мерах по совершенствованию деятельности штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации» были включены как должности артистов, так и должности музыкантов. В примечании к Типовой структуре указано, что должности, обозначенные «*» (в частности, так обозначена должность музыканта) подлежат замещению только военнослужащими сверхсрочной службы, проходящими службу по контракту или призыву, но не лицами гражданского персонала. «Инструкцией о порядке определения квалификации для замещения штатных должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву, и гражданского персонала штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации», утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 года № 417, установлены единые квалификационные требования для артистов и музыкантов 2 категории. Статья 1313 ГК РФ, дает определение исполнителя, под которым понимается артист-исполнитель, в том числе, актер, певец, музыкант. Кроме того, в период прохождения истцом военной службы на территории РСФСР действовало постановление Совета Министров СССР от 28 декабря 1967 года № 1169 «Об объединении решений Правительства СССР о пенсиях за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и театрально-зрелищных предприятий и коллективов». Пунктом 2 данного постановления было предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для артистов оркестра, играющих на духовых инструментах, при стаже работы на сцене не менее 25 лет. Согласно пункту 3 постановления в стаж творческой работы артистов театров, других театрально-зрелищных предприятий и музыкальных коллективов включается время пребывания их в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах при условии, если не менее двух третей стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходится на работу в должностях, дающих право на эту пенсию. В соответствии с Приложением № 3 к постановлению Совета Министров -Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953 указанное постановление действовало до 01 октября 1993 года. Таким образом, по ранее действовавшему законодательству период прохождения военной службы истца подлежит включению в специальный стаж, независимо от того, проходил ли он службу по специальности или нет, а требуемые две трети стажа на момент обращения за назначением песни у истца имелись. При указанных обстоятельствах суд считает возможным обязать ответчика включить в специальный стаж истца период прохождения им службы в составе Вооруженных Сил СССР с 11.06.1984 года по 01.12.1985 год в качестве старшего музыканта в военном оркестре Омского Высшего Общевойскового Командного Училища им. М.В. Фрунзе. Согласно протоколу ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска, на момент обращения специальный стаж истца составлял 22 года 11 месяцев 07 дней при необходимых 25 годах. С учетом включенного судом спорного периода, специальный стаж Бутикова С.М. превысил составил 24 года10 месяцев 9 дней. Указанного стажа недостаточно для назначения пенсии на момент обращения за ее назначением 16.11.2010 года. Согласно Справке, уточняющей условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость от 25.01.2011 года № 02-39/07 (л.д.14), истец по настоящее время работает в должности концертмейстера (руководителя) группы труб - артистом, играющим на духовом инструменте (труба). На момент выдачи справки стаж истца составил 25 лет 18 дней, которого достаточно для назначения пенсии. Таким образом, с учетом требований истца пенсия подлежит назначению с 25.01.2011 года. Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом понесены судебные расходы на оформление доверенности представителя в размере 600 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей (л.д.2), которые подлежат взысканию с ответчика. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: Бутикову С.М. период службы в рядах Советской Армии с 11.06.1984 года по 01.12.1985 года в качестве старшего музыканта в военном оркестре Омского Высшего Общевойскового Командного Училища им. М.В. Фрунзе. Обязать ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска назначить Бутикову С.М. пенсию с 25.01.2011 года. Взыскать с ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска в пользу Бутикова С.М. 800 рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней через Куйбышевский районный суд г.Омска. решение вступило в силу 13.07.2011