Дело № 2-2960/2011 по иску Альбинович о признании права собственности на жилое помещение Решение от 08.06.2011 Судья Романюк Л.А.



Дело № 2-2960/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 г.                                      г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Романюк Л.А.,

при секретаре Холодовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Альбинович Н.Г., Альбиновича В.В., Альбиновича П.В. к Открыотому акционерному обществу ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (Релеро), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, Администрации                     г. Омска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании недействительной государственной регистрации права собственности на жилой дом в части жилого помещения, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в Куйбышевский районный суд к ответчикам с иском о признании недействительной государственной регистрации права собственности на жилой дом в части жилого помещения - <адрес> в <адрес>, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что проживают и зарегистрированы в данном жилом помещении.

В 1992 году состоялась приватизация Омского производственного объединения им. А.С. Попова и оно было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Релеро».

Согласно плану приватизации, в уставный капитал АООТ «Релеро» были включены объекты жилищного фонда, и в том числе здание общежития по <адрес>. Соответственно, в составе названного жилого дома в уставный капитал ответчика была включена и занимаемое истцами жилое помещение.

Обо всех поименованных выше обстоятельствах истцы до последнего времени ничего не знали.

Все предшествующие годы полагали, что спорный объект является государственной собственностью, который до передачи в муниципальную собственность находится в ведении ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО).

Изъятие занимаемой истцами квартиры из состава государственной собственности повлекло за собой нарушение их жилищных прав.

Просили признать недействительной государственную регистрацию права собственности Открытого акционерного общества ОмПО «Радиозавод им. А.С.Попова» (РЕЛЕРО) на жилой дом по <адрес>, в городе Омске в части жилого помещения - <адрес>; признать за истцами право собственности в порядке приватизации на <адрес> в <адрес> в равных долях.

В судебное заседание истцы не явились, были извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов.

Представители ответчиков Администрации г. Омска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежаще.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно представленного отзыва ТУ Росимущества в Омской области считают, что являются ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С.Попова» (РЕЛЕРО) по доверенности Бурков В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что жилое помещение - <адрес>, состоит из двух комнат. В установленном законом прядке в 1989 году истцам была предоставлена одна комната квартиры, в 1991 г., им предоставили вторую комнату и с этого времени они занимают квартиру полностью, прописаны в ней и постоянно проживают, при этом квартира имеет номе , а комнаты имели номера а и б.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могут быть включены жилые помещения, указанные объекты до проведения процедуры разграничения собственности, относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.

Согласно Положению о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 1 июля 1992 года № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации; пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу ст. 166 ГК РФ суд может применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (в редакции 23.12.1992г.), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Согласно статье 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести их в собственность в порядке приватизации.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих несовершеннолетних в возрасте 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Судом установлено, что по ордеру серия от ДД.ММ.ГГГГ Альбиновичу В.В. на семью из 4 человек была предоставлена одна комната в <адрес> общежитии по адресу <адрес> в <адрес>, по ордеру серия от ДД.ММ.ГГГГ Альбиновичу В.В. предоставлена вторая комната в <адрес> (л.д.27-28).

Согласно копии лицевого счета (л.д.11) в <адрес> в <адрес> зарегистрированы постоянно Альбинович В.В. с ДД.ММ.ГГГГ, Альбинович Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ, Альбинович П.В. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ Факт регистрации также подтверждается копиями паспортов с отметкой о регистрации, а также карточками прописки (л.д.12, 19, 20-25, 29).

12.02.1993 г. Финансовым управлением администрации Омской области зарегистрирован план приватизации Омского ПО им. А.С. Попова (л.д.9), которым в п.9 предписано приватизировать в 1992-1994 г.г. - оставить на балансе, включить в уставной капитал преобразованного ОмПО им. А.С. Попова в акционерное общество открытого типа общежитие по <адрес>.

По сведениям ГП «ОЦТИиЗ» Альбинович В.В., Альбинович Н.Г., Альбинович П.В. право бесплатной приватизации жилого помещения ранее не использовали (л.д.13-15).

Согласно представленным сведениям жилое помещение <адрес> в <адрес> в реестрах федеральной и муниципальной собственности не значится, в муниципальную собственность г. Омска не передавалось, сведения по данному жилому помещению в Едином государственно реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.30, 39)

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2005 г., в том случае, жилые помещения по каким-то причинам не переданы в муниципальную собственность, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина

при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Оценив собранные доказательства в совокупности, суд считает необходимым признать недействительной ничтожную сделку по включению в уставный капитал АООТ «Релеро» <адрес>, являющейся составной частью общежития <адрес>, которое было включено в План приватизации ОмПО им. А.С. Попова от 1992 года, поскольку приватизация жилых помещений была запрещена действовавшим в то время Указом Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий».

Кроме того, суд по своей инициативе считает необходимым применить последствия недействительности ничтожной сделки и признать недействительной государственную регистрацию права собственности ОАО «Релеро» на <адрес> в <адрес>.

Поскольку жилое помещение, занимаемое истцами на законных основаниях, не было передано в муниципальную собственность, истцы, по независящим от них причинам, не могли воспользоваться своим правом на приватизацию жилого помещения во внесудебном порядке.

При таких обстоятельствах суд считает, что подлежат удовлетворению требования истцов о признании за ними право собственности в порядке приватизации на <адрес> в <адрес> в равных долях.

Руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияАльбинович Н.Г., Альбиновича В.В., Альбиновича П.В. удовлетворить.

Признать недействительной государственную регистрацию права собственности ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) на жилой <адрес> в <адрес> в части <адрес>.

Признать за Альбинович Н.Г., Альбиновичем В.В., Альбиновичем П.В. право собственности в порядке приватизации на <адрес> в <адрес> по 1/3 доли за каждым.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней.

Судья ... Романюк Л.А. ............... Решение вступило в законную силу 25.06.2011