Дело № 2-5484/2011 Решение от 15.11.2011г. по иску Бардаенко А.А. к Центру социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску



                                                                РЕШЕНИЕ                      2-5484/2011

                                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд г. Омска                                  15.11.2011 года

в составе председательствующего судьи                                 Мосоловой И.А.

при секретаре                                                                               Сальниковой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске дело по иску Бардаенко А.А. к Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску», 3-и лица <данные изъяты> о взыскании задолженности по выплате в возмещение вреда здоровью и установлении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, суд

                                                            УСТАНОВИЛ:

           Бардаенко А.А. обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с исковым заявлением к Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» о взыскании денежных средств, указав, что он является участником ликвидации катастрофы на ЧАЭС, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Как <данные изъяты> ЧАЭС ему была назначена и выплачивалась с 01.03.2001 года ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью в размере 2.500 руб.

           Просит произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации на основании справки о заработной плате от 13.06.2001 года за период 1986-1990 г.г., где его заработная плата за указанный период составила 10.486,38 руб., которая должна быть проиндексирована в соответствии с действующим законодательством.

           Статьей 5 Закона №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» установлено, что денежные компенсации, установленные настоящим законом, подлежат ежегодной индексации. Истец считает, что неправильной индексацией ему причинен материальный ущерб в размере 2.383.056,29 руб., в соответствии с представленным расчетом.

           Также просит обязать ответчика на будущее время производить ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью в размере 36.973,78 руб. и обязать ответчика производить индексацию причитающихся сумм в соответствии с требованиями законодательства.

           21.10.2011 года истцом заявлено об уточнении исковых требований в части пересчета суммы подлежащей выплате в счет возмещения вреда здоровью. Истец просит взыскать с ответчика в счет возмещения вреда здоровью за период с 01.03.2001 года по 21.10.2011 года - 99.071,45 руб., в счет ежемесячных выплат установить на будущее время 7.809,49 руб. Остальные требования оставил без изменения.

           Истец в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

           Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дал суду пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.

           Представитель Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Однако, указала, что уточненные расчеты представленные в материалы дела произведены верно.

           Представители <данные изъяты> в судебное заседание не явились. О дате и месте рассмотрения заявленных требований уведомлены надлежащим образом. В материалы дела представлены отзывы на исковое заявления.

          Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

          Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

         Судом установлено, что Бардаенко А.А. принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, является <данные изъяты> (л.д. 22-23).

          Ежемесячная денежная сумма по возмещению вреда была начислена Бардаенко А.А. из заработка на ЧАЭС за период с 01.01.1987 г. по 31.12.1987 года и с 01.01.1988 г. по 31.01.1988 и составляла 2.347,06 руб., с 15.02.2001 года была установлена ежемесячная компенсация в размере 2.500 руб. согласно п.14.ст.15 5 Закона №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

          В соответствии с ст. 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1 в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», а с 6 января 2000 года - Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

         Среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина).

         Истец настаивает на расчете сумм возмещения вреда здоровью из заработка за 12 месяцев перед <данные изъяты> за период с марта 1987 года по февраль 1988 года на основании справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в ГУ УПФ РФ по ЦАО г.Омска.

         Поскольку, получить повторно данную справку не представилось возможным, считает она должна быть учтена также для расчета сумм возмещения вреда здоровью.

         Представитель ответчика просит в иске отказать, т.к. ранее данная справка ответчику не передавалась, соответственно расчет не может быть произведен.

         Суд с данными доводами согласиться не может, поскольку исходя из имеющейся справки о заработке за 12 месяцев перед увечьем за период с марта 1987 года по февраль 1988 года, при перерасчете у истица увеличивается сумма компенсации вреда здоровью, что не противоречит основным принципам Закона №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

          Согласно ч. 3 ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. №31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные базовым законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

          Ежемесячные денежные компенсации и ежемесячные денежные суммы индексируются за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12, 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003, 2004 годы. Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год».

            15.02.2001 года вступил в действие Федеральный Закон от 12 февраля 2001г.
№ 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым был установлен новый критерий индексации указанных выплат.

           Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24.11.1995г. и 12.02.2001г.), Федеральных законов от 12.02.2001г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» положения Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ в части перехода на новый способ индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума, были признаны не противоречащими Конституции РФ.

           По смыслу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года, а с учетом правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 19 июня 2002г. № 11-П, суммы возмещения вреда, назначенные истцу, с указанного времени подлежали индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ.

           Такой порядок индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, закреплен и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

            В соответствии с указаниями Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 04 октября 2005 года № 364-0 «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», если применение введенного нормами указанного Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), судам надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года наиболее благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

            Частью третьей базового закона (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

            В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

             Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000г. № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 5 апреля 2005г.) в п. 6 разъяснено, что первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.

            С 01.01.2002 года на коэффициент прожиточного минимума для пенсионеров по РФ за 2001 год равный 1,26. Следовательно, с 01.01.2002 года ежемесячная компенсация ВВЗ составит 2.790,78 руб. ( 2.214,90 руб. х 1,26).

            Вторая индексация подлежит осуществлению с 01.01.2003 года на коэффициент - 1,20, третья - с 01.01.2004 года на коэффициент - 1,22, четвертая - с 01.01.2005 года на коэффициент - 1,11, пятая - с 01.01.2006 года на коэффициент - 1,09, шестая- с 01.01.2007 года на коэффициент- 1,08, седьмая - с 01.01.2008 года на коэффициент - 1,105, восьмая - с 01.01.2009 года на коэффициент- 1,13, девятая - с 01.01.2010 года на коэффициент- 1,1, десятая - с 01.01.2011 года на коэффициент- 1,065.

            Для определения индекса первой индексации следует взять соотношение среднегодового прожиточного минимума 2001 года со среднегодовым прожиточным минимумом 2000 года, для второй индексации - соотношение среднегодового прожиточного минимума 2002 года и 2001 года, для третьей индексации - соотношение среднегодового прожиточного минимума 2003 года со среднегодовым прожиточным минимумом 2002 года. Так как прожиточный минимум в Омской области впервые был определен в 4 квартале 2001 года, суд считает возможным при определении первых двух индексов исходить из величины роста прожиточного минимума в РФ, а при определении индекса с 01.01.2004 года и в последующем - из величины роста прожиточного минимума в Омской области. Поскольку истец является пенсионером по инвалидности, за основу принимается величина прожиточного минимума для пенсионеров.

                Поскольку ответчиком спорная выплата истцу своевременно не индексировалась, ему были причинены соответствующие убытки.

                Принимая во внимание изложенное, расчет истца с указанным в нем механизма индексации, который был проверен судом и признан верным, ответчиком расчет оспорен не был, но уточнен указанием на ежемесячную сумму ВВЗ, подлежащую выплате- 7.809,58 руб., сумма недоплаченных денежных средств и инфляционных убытков в связи с несвоевременной выплатой части сумм возмещения вреда за период с 01.03.2001 года по 21.10.2011года с учетом индекса потребительских цен составила 99.071,45 руб.

                Суд полагает необходимым взыскать в пользу истца данную сумму денежных средств.

                Также подлежат удовлетворению требования истца в части установления размера ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью в размере 7.89,58 руб. и обязания ответчика производить последующие выплаты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок применения индексации сумм возмещения вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС.

               В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в счет возмещения судебных расходов с ответчика в пользу истица подлежат возмещению расходы на нотариальные услуги, для удостоверения доверенности на имя представителя в сумме 1.100 руб., подтвержденные квитанцией.

               Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

                                                      Р Е Ш И Л :

              Требования Бардаенко А.А. удовлетворить частично.

              Взыскать в пользу Бардаенко А.А. с Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» за счет средств федерального бюджета единовременно задолженность по выплатам возмещения вреда здоровья за период с 01.03.2001 года по 21.10.2011 года в размере 80.225,81 руб.

              Обязать Казенное учреждение Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» производить выплаты Бардаенко А.А. с 01.11.2011 года в размере 7.809,58 руб., дальнейшую индексацию выплат возмещения вреда здоровью производить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок применения индексации сумм возмещения вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС.

              Взыскать с Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» за счет средств федерального бюджета в пользу Бардаенко А.А. в счет возмещения судебных расходов 1.100 руб.

              Решение может быть обжаловано в Омский облсуд через Куйбышевский районный суд г. Омска в 10 дней.

Судья: