Гр.дело № 2-572/12 по иску Лягина М.С. к Уралаповой А.Г. об обязании устранить нарушения прав собственника, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов



    Дело № 2-572/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск          14 февраля 2012 года

Куйбышевский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Овчаренко М.Н.,

при секретаре Севостьяновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лягина М.С. к Урлаповой А.Г. об обязании устранить нарушения прав собственника, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лягин М.С. обратился в Куйбышевский районный суд <адрес> с требованиями к Урлаповой А.Г. об обязании устранить нарушения прав собственника, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

В обоснование своих требований указал, что является собственником земельного участка , аллея садоводческого массива в районе <адрес>, ЦАО г. ..., входящего в состав СНТ «...». В начале мая 2011 года собственником смежного с ним земельного участка - Уралаповой А.Г. вблизи его забора было выстроено хозяйственное сооружение - гараж. Данное строение выстроено из шпал, пропитанными нефтепродуктами. В период дождей нефтепродукты со строения стекают на земельный участок, принадлежащий истцу, что не допускается Уставом СНТ. Кроме того, строение выстроено с нарушением противопожарных норм и правил.

Просил обязать Уралапову А.Г. устранить нарушения его прав как собственника земельного участка, а именно: обеспечить соблюдение между его забором и строением ответчика, расположенными на земельных участках и расстояние не менее 10 метров, в соответствии со СНиП 30-02-97 п. 6 табл. (В), а также с требованиями пожарной безопасности, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины, расходы по оплате услуг представителя в сумме ... рублей, компенсацию морального вреда в сумме ... рублей.

В ходе рассмотрения дела по существу истец Лягин М.С. уточнил свои исковые требования, просил обязать Уралапову А.Г. устранить нарушения прав его, как собственника земельного участка, а именно: обеспечить противопожарное расстояние не мене 10 метров между домом, расположенным на дачном участке истца и до строения ответчика, расположенного на садоводческом участке СНТ «...», взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины, расходы на оплату слуг представителя в размере ... рублей, компенсацию морального вреда ... рублей.

Истец Лягин М.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности Кафарова Р.В.

           Представитель истца (по доверенности) Кафаров Р.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в данном случае должны применяться СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», которым предусматривается, что противопожарное расстояние между строениями, расположенными на соседних земельных участках должно быть не менее 10 м. Фактически расстояние между постройкой ответчика и домом истца составляет 4,5 метра, что недопустимо, так как нарушает право истца на пользование земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности. Дополнительно пояснил, что доказательств тому, пропитан ли материал, из которого сооружена постройка нефтепродуктами и стекает ли с неё вода на земельный участок истца представлять не намерен. Считает, что поскольку не соблюдено

противопожарное расстояние между постройкой ответчика и домом истца, следовательно, этим нарушены права и законные интересы истца.

Ответчик Уралапова А.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика Фокин С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Суду пояснил, что в соответствии с п. 6.7. абз. 3 «Свод правил, планировании и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений», минимальное расстояние до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должно быть на расстоянии 1 метра. Постройка Урлаповой возведена на расстоянии 1 метра от земельного участка истца, имеет временный характер и не имеет крыши, что опровергает довод истца о стоке дождевой воды на его земельный участок. Кроме того, ссылка на п. 6.5. СНиП от 30.02.1997 г. от 30.02.1997 г., о том, что расстояние между строениями расположенными на соседних участках должно быть не менее 10 м. незаконна. Данное расстояние применимо к жилым строениям на соседних дачных участках и не может быть применимо к другим постройкам. Таким образом, расстояние от жилого дома истца равно 4,5 метрам до постройки ответчика, что вполне допустимо, так как превышает 1 метр. На заседание правления СНТ «...», проведенное 26.06.2011 г. ответчик не приглашалась, уведомление не получала и с итоговым решением её никто не ознакомил. Доказательств несоответствия качества стройматериалов постройки Урлаповой, указанных истцом в иске, требованиям каких-либо нормативных документов истцом не представлено. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности Центрального АО г. Омска Деружинский Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснить, почему при осмотре территорий дачных участков истца и ответчика применялся СНиП 2.07.01.89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений», пояснить не смог. Разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.

Представители третьих лиц - садоводческого некоммерческого товарищества «...», отдела архитектуры и строительства Администрации города Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно решению исполнительного комитета Омского городского совета народных депутатов от (дата) земельный участок площадью 18,6 га был отведен ПО «...» под коллективный сад «...» в Куйбышевском районе (л.д. ...).

На основании указанного Решения, Лягину М.С. был выделен на праве собственности земельный участок в садоводческом товариществе «...» Куйбышевского района, площадью 206 кв.м, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от (дата) (л.д. ...).

Лягин М.С. является членом садоводческого некоммерческого товарищества «...», что подтверждается членской книжкой садовода.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строением, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением соответствующих правил и нормативов.

Земельный участок , площадью 510 кв.м. с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Урлаповой А.Г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия .

Установлено, что на принадлежащем Урлаповой А.Г. земельном участке возведена постройка (гараж) из шпал.

В ответе отдела надзорной деятельности Центрального АО г. Омска от (дата) на обращение Лягина М.С. указано, что был осуществлен осмотр дачного участка на аллее СНТ «...» в районе 13 км. <адрес> Центрального АО г. Омска. В ходе осмотра выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: противопожарное расстояние между домом дачного участка СНТ «...» до гаража, расположенного на дачном участке менее 10 м (приложение 1* п. 1* таблица 1* СНиП (дата)-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»). Фактически противопожарное расстояние между домом участка СНТ «...» и до гаража дачного участка составляет 4,5 метра (л.д. 23). Указано также, что ответ носит консультативный характер.

В судебном заседании представитель Отдела надзорной деятельности Центрального АО г. Омска не смог пояснить, почему в данном случае применен СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»), а не СниП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения».

По мнению суда, при разрешении спора необходимо применять СниП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», регулируемые непосредственно планировку и застройку территорий садоводческих (дачных) объединений граждан.

Правилами (п.6.1.-6.5.) установлено, что площадь индивидуального садового (дачного) участка принимается не менее 0,06 га.

На садовом (дачном) участке могут возводиться жилое строение (или дом), хозяйственные постройки и сооружения, в том числе - постройки для содержания мелкого скота и птицы, теплицы и другие сооружения с утепленным грунтом, хозпостройка для хранения инвентаря, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобиля.

В регионах возможно возведение типов хозяйственных построек, определенных местными традициями и условиями обустройства. Строительство указанных объектов должно осуществляться по соответствующим проектам.

Противопожарные расстояния между строениями и сооружениями в пределах одного участка не нормируются.

Противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций должны быть не менее указанных в таблице 2*. Допускается группировать и блокировать жилые строения (или дома) на двух соседних участках при однорядной застройке и на четырех соседних участках при двухрядной застройке.

При этом противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами) в каждой группе не нормируются, а минимальные расстояния между крайними жилыми строениями (или домами) групп принимаются по таблице 2*.

В порядке п. 6.6, 6.7 СП 53.13330.2011 жилое строение (или дом) должно отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. При этом между домами, расположенными на противоположных сторонах проезда, должны быть учтены установленные в своде правил противопожарные расстояния. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м. Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть: от жилого строения (или дома) - 3; от постройки для содержания мелкого скота и птицы - 4; от других построек - 1; от стволов высокорослых деревьев - 4, среднерослых - 2; от кустарника - 1 м. Расстояние между жилым строением (или домом) и границей соседнего участка измеряется от цоколя дома или от стены дома (при отсутствии цоколя), если элементы дома (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы

выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.).

Таким образом, в соответствии с указанными нормами расстояние между жилыми строениями определено 10 м, от других построек до границы соседнего участка - 1 м.

Согласно статье 19, 21, 24 Федерального закона РФ от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член садоводческого объединения имеет право самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.

Член садоводческого объединения обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; не нарушать права членов такого объединения; выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения; соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку судом не установлено нарушение прав смежного землепользователя действиями ответчика по возведению постройки (гаража) и отсутствие правового основания для возложения на ответчика обязанности обеспечить противопожарное расстояние не мене 10 метров между домом, расположенным на дачном участке истца и до строения ответчика, расположенного на садоводческом участке СНТ «...», поскольку СниП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» предусматривает соблюдение расстояния 10 м только между жилыми строениями, что неприменимо в данном случае.

Кроме того, истцом в рамках избранного способа защиты, не представлено доказательств нарушенных прав и законных интересов со стороны ответчицы. Каких либо бесспорных, достоверных и убедительных доказательств, подтверждающих факт того, что с крыши возведенного ответчицей строения на садовый участок истца в период дождей стекает вода с растворенными частицами пропитки шпал, а также того, что гараж построен из древесины, пропитанной нефтепродуктами, предположительно креозотом, являющимся легковоспламеняющимся веществом, истцом не представлено.

Суд отмечает также, что в любом случае способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными, должен обеспечиваться баланс прав и законных интересов сторон, что в совокупности не дает оснований к удовлетворению заявленных требований.

Поскольку исковые требования оставлены судом без удовлетворения, требования о взыскании судебных расходов также не подлежат удовлетворению.

Что касается заявленных требований по взысканию морального вреда, суд отмечает следующее.

Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные

неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Исковые требования предъявлены истцом к восстановлению его имущественных прав и с учетом ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда при нарушении таких прав допускается лишь в случаях, предусмотренных законом, который не предусматривает возможность такого возмещения при обстоятельствах, установленных по настоящему делу.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лягина М.С. к Урлаповой А.Г. об обязании устранить нарушения прав собственника, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ М.Н. Овчаренко Решение всутпило в законную силу 18.04.2012 г.