№ 2-107/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Зеновьева В.А. при секретаре Бакулиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 23 января 2012 года дело по иску Суриковой А.А. к ГУ Омское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании расходов, У С Т А Н О В И Л: Истица обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав, что является дочерью Х.Л.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ. При жизни матери ДД.ММ.ГГГГ на личные денежные средства был приобретен комплект эндопротеза тазобедренного сустава однополосный типа Мура-ЦИТО, стоимостью 38 250 рублей, поскольку мать являлась инвалидом 2 группы и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ей необходимо было осуществить путем операции эндопротезирование тазобедренного сустава протезом. После установки протеза, истец обратился к ответчику за компенсацией, ответчик отказал в выплате компенсации в связи со смертью Х.Л.Г. Она является наследником после смерти Х.Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в связи с чем просит взыскать с ответчика компенсацию расходов на эндопротезирование тазобедренного сустава в сумме 38 250 рублей. Истец Сурикова А.А. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца по доверенности Верещак Г.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что просит взыскать денежные средства с надлежащего ответчика. Представитель ответчика ГУ ОРО ФСС РФ Загорулько С.И. исковые требования не признал, суду пояснил, что лицо, имеющее право на получение мер социальной защиты инвалида является Х.Л.Г., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель ответчика БУОО «КЦСОН «Вдохновение» Андреева М.М. исковые требования не признала, указав, что ни Х.Л.Г., ни Суриковой А.А. по вопросу предоставления компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации не обращались. Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Право человека на охрану здоровья в действующей Конституции РФ (ст. 41) обеспечивается системой гарантий, в числе которых закреплена гарантия качественной, доступной и бесплатной (в объеме, предусмотренном федеральной (п. 15 ст. 5 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1) и региональными базовыми программами государственных гарантий медицинской помощи за счет бюджетов всех уровней, а также из фонда обязательного медицинского страхования. Судом установлено, что Х.Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершая ДД.ММ.ГГГГ, являлась инвалидом 2 группы, что следует из справки серии № и свидетельства о смерти №. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Х.Л.Г. нуждалась в технических средствах реабилитации - эндопротез тазобедренного сустава. ДД.ММ.ГГГГ между Х.Л.Г. и ООО «Компания «Отечество» заключен договор купли-продажи комплекта комплект эндопротеза тазобедренного сустава однополосный типа Мура-ЦИТО, стоимостью 38 250 рублей. В судебном заседании установлено, что операция эндопротезирование тазобедренного сустава протезом Х.Л.Г. была проведена. В 2010 г. Х.Л.Г. была поставлена на очередь по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР, вместе с тем, компенсация выплачена не была в связи со смертью заявителя. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов определяется ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995. Согласно ст. 2 указанного закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. К компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов (ст. 4 закона) относится утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 11 закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р утвержден «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». В указанном Перечне в п. 8 графы «Технические средства реабилитации» включены протезы, в том числе, эндопротезы. Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 определен механизм выплаты компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации. Так в соответствии с п. 14 Правил выплата компенсации инвалиду осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию). Пунктом 16 Правил предусмотрено, что финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Таким образом, действующим законодательством инвалиду предоставляется право на получение технических средств реабилитации в виде эндопротезов. Данное право не может быть ограничено отсутствием финансирования Фонда социального страхования Российской Федерации. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» направлен на дополнительную защиту прав инвалидов. Наличие иного порядка получения медицинской помощи не может ограничивать выбор инвалида на ее получение. Согласно предоставленным в материалы дела документам Х.Л.Г. было приобретено указанное средство технической реабилитации и проведена операция по его установке. ДД.ММ.ГГГГ Х.Л.Г. умерла. От имени Х.Л.Г. ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано обращение в ГУ ОРО ФСС РФ о выплате компенсации за указанное средство технической реабилитации и приложены документы, подтверждающие расходы. Поскольку протез приобретен Х.Л.Г. в рамках прав, предоставленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» она имела права на получение компенсации. В связи со смертью Х.Л.Г. в ОРО ФСС обратилась дочь умершей Верещак Г.Б. с требованием выплаты компенсации, однако её было отказано, поскольку инвалид Х.Л.Г. умерла, только она имела права на получение указанной компенсации. ДД.ММ.ГГГГ дочь Х.Л.Г. - Сурикова А.А. получила свидетельство о праве на наследство по закону, остальные наследники отказались от принятия наследства. Согласно ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Истица является правопреемником умершего, что не противоречит положениям п. 1 ст. 1083 ГК РФ о том, что право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ было заключено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Омской области о передаче Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. 27 декабря 2010 года Распоряжением Правительства РФ № 2424-р Соглашение о передаче государственных полномочий Омской области утверждено. 30 декабря 2010 года заключено Соглашение № 10/391 между Министерством труда и социального развития Омской области и отделением Фонда о передаче информации, необходимой для реализации государственных полномочий. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ государственные полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обраты, отнесены к исключительной компетенции Министерства труда и социального развития Омской области и подведомственных ему бюджетных учреждений Омской области - Комплексных центров социального обслуживания населения, которые непосредственно осуществляют выполнение государственных функций по осуществлению мер социальной защиты граждан. Поэтому, суд полагает необходимым взыскать с БУОО «КЦСОН «Вдохновение» ОАО г. Омска в пользу истицы компенсацию расходов на эндопротезирование тазобедренного сустава в сумме 38 250 рублей. На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет г. Омска государственная пошлина в размере 1 347,50 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление удовлетворить. Взыскать с Бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Вдохновение» Октябрьского административного округа в пользу Суриковой А.А. компенсацию расходов на эндопротезирование тазобедренного сустава в сумме 38 250 рублей, а также государственную пошлину в размере 1 347,50 рублей. Решение может быть обжалованов месячный срок путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска. Председательствующий по делу: В.А. Зеновьев Решение в окончательной форме изготовлено 30.01.2012. Решение вступило в законную силу 04.04.2012в