Дело № 2-547/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Зеновьева В.А., при секретаре Басовой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 30 января 2012 года дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к ООО «Научно-производственная фирма «Вермикулит-Сервис» о признании действий незаконными, понуждении к действию, У С Т А Н О В И Л: Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Научно-производственная фирма «Вермикулит-Сервис» о признании действий незаконными, понуждении к действию, указав в обоснование своих требований, что предприятие осуществляет производственную деятельность с применением различного оборудования, в том числе с использованием источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: оборудование, связанное с производством вермикулита и других производных продуктов (вермикулит вспученный, огнезащитное покрытие «вермит» и т.п.), угольная котельная, работающая на твердом топливе, сушильные участки, сварочные участки, посты пересыпки вермита и производных смесей, формовочные посты, оборудование для производства сухих смесей и др. В ходе деятельности происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, таких как: твердых частиц (пыли), оксида углерода, оксиды азота и др. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Для данного предприятия в установленном законом порядке не определено какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух и, что это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей, так как не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Деятельность ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» по эксплуатации стационарных источников выбросов без разрешения на выброс создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). Просили признать незаконной деятельность ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от источников выбросов: оборудование, связанное с производством вермикулита и других производных продуктов (вермикулит вспученный, огнезащитное покрытие «вермит» и т.п.), угольная котельная, работающая на твердом топливе, сушильные участки, сварочные участки, посты пересыпки вермита и производных смесей, формовочные посты, оборудование для производства сухих смесей и др., всего 1 организованный и 5 неорганизованных источников выбросов, эксплуатируемых на площадке и в цеху по адресам: <адрес>, без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; без паспортов на отходы 1-4 классов опасности, отсутствия подготовленных сотрудников на право работы с отходами 1-4 классов опасности, приостановить эксплуатацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис»: оборудование, связанное с производством вермикулита и других производных продуктов вермикулит вспученный, огнезащитное покрытие «вермит» и т.п.), угольную котельную, работающую на твердом топливе, сушильные участки, сварочные участки, посты пересыпки вермита и производных смесей, формовочные посты, оборудование для производства сухих смесей и др., 1 организованный и 5 неорганизованных источников выбросов, эксплуатируемых на площадке и в цеху по адресам: <адрес>, до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, признать бездействие ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» по не разработке паспортов на отходы 1-4 классов опасности, по организации подготовки сотрудников на право работы с отходами 1-4 классов опасности, по отсутствию мест складирования отходов производства и потребления, по неуплате за негативное воздействие на окружающую среду, обязать ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» разработать паспорта на отходы 1-4 классов опасности, организовать подготовку сотрудников на право работы с отходами 1-4 классов опасности, провести расчеты и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Представитель истца Суворов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал частично, в связи с тем, предприятие начало устранять недостатки, просил не рассматривать требования в части приостановлении эксплуатации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух ООО «НПФ «Вермикулит- Сервис». Представитель ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» Крохалев А.В., действующий на основании доверенности, просил не приостанавливать деятельность предприятия, поскольку по итогам проведенной истцом проверки было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время ответчиком ведется активная работа по выполнению предписания, о чем свидетельствуют представленные в суд договор на выполнение проектных работ № от ДД.ММ.ГГГГ, договор № на разработку и оформление паспорта опасного отхода от ДД.ММ.ГГГГ, все работы будут завершены к началу апреля 2012 года. Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, что на основании распоряжения № 357 о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение проверки в отношении ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис», задачами которой являлись проверка соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в области охраны атмосферного воздуха, требований водного законодательства, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 9, 10). В соответствии с актом проверки № 357 от 16 августа 2011 года, ответчик осуществляет производственную деятельность на двух площадях по адресам: <адрес>. Видом деятельности предприятия является производство огнезащитных покрытий, жаропрочных теплоизоляторов, химических добавок для сухих смесей и бетонов (л.д. 11-17). В результате проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами. В нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» осуществляется без разрешения на выброс, выданного уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в области охраны окружающей среды, которым согласно п.п. 5 п.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 года № 8, является Министерство природных ресурсов и экологии Омской области. Объяснение директора ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» Кузнецова Е.Б. подтверждает факт нарушения закона (л.д. 29). На основании проверки составлен протокол об административной ответственности № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» Кузнецова Е.Б. по факту не оплаты за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 17-18), протокол об административной ответственности № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» Кузнецова Е.Б. по факту отсутствия в обществе лиц, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности (л.д. 23-24), протокол об административной ответственности № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» Кузнецова Е.Б. по факту не оплаты за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 25-26). Также на основании проверки Минприроды Омской области в отношении директора ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления о назначении административного наказания № (л.д. 19-20), № (л.д. 21-22), № (л.д. 27-28). В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на отходы 1-4 классов опасности должны быть составлены паспорта, а юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов определен в приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570. В суде установлено, что ответчиком также нарушаются требования Постановления Правительства РФ от 03 сентября 2010 года № 681 «Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» и ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», которая устанавливает, что лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 классов опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами 1-4 классов опасности несет должностное лицо организации. Согласно ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Кроме того, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Согласно частям 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. Согласно пункту 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, что определено пунктом 1.2 указанных правил и нормативов. Согласно пунктам 2.2, 2.3 данных правил ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух. Пункт 5.1 данных правил устанавливает, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. В силу статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пункт 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183 устанавливает, что Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Указом Губернатора № 61 от 15 марта 2004 года утверждено Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области, которым указанное министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха и выдает разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Статья 12 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определяет, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Для производства, осуществляемого ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис», не определены какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, с условием, чтобы что это не повлечет за собой ухудшение экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатации стационарных источников выбросов оборудования без разрешения на выброс создает угрозу причинения вреда окружающей природной среду, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). Указанным нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым признать незаконной деятельность ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от источников выбросов: оборудование, связанное с производством вермикулита и других производных продуктов (вермикулит вспученный, огнезащитное покрытие «вермит» и т.п.), угольная котельная, работающая на твердом топливе, сушильные участки, сварочные участки, посты пересыпки вермита и производных смесей, формовочные посты, оборудование для производства сухих смесей и др., всего 1 организованный и 5 неорганизованных источников выбросов, эксплуатируемых на площадке и в цеху по адресам: <адрес>, без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; без паспортов на отходы 1-4 классов опасности, отсутствия подготовленных сотрудников на право работы с отходами 1-4 классов опасности; признать бездействие ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» по не разработке паспортов на отходы 1-4 классов опасности, по организации подготовки сотрудников на право работы с отходами 1-4 классов опасности, по отсутствию мест складирования отходов производства и потребления, по неуплате за негативное воздействие на окружающую среду, обязать ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» разработать паспорта на отходы 1-4 классов опасности, организовать подготовку сотрудников на право работы с отходами 1-4 классов опасности, провести расчеты и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Взыскать с ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» в силу ст. 103 ГПК РФ, в местный бюджет государственную пошлину по делу в размере 4 000 рублей. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области удовлетворить. Признать незаконной деятельность ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от источников выбросов: оборудование, связанное с производством вермикулита и других производных продуктов (вермикулит вспученный, огнезащитное покрытие «вермит» и т.п.), угольная котельная, работающая на твердом топливе, сушильные участки, сварочные участки, посты пересыпки вермита и производных смесей, формовочные посты, оборудование для производства сухих смесей и др., всего 1 организованный и 5 неорганизованных источников выбросов, эксплуатируемых на площадке и в цеху по адресам: <адрес>, без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; без паспортов на отходы 1-4 классов опасности, отсутствия подготовленных сотрудников на право работы с отходами 1-4 классов опасности; признать бездействие ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» по не разработке паспортов на отходы 1-4 классов опасности, по организации подготовки сотрудников на право работы с отходами 1-4 классов опасности, по отсутствию мест складирования отходов производства и потребления, по неуплате за негативное воздействие на окружающую среду, обязать ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» разработать паспорта на отходы 1-4 классов опасности, организовать подготовку сотрудников на право работы с отходами 1-4 классов опасности, провести расчеты и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Взыскать с ООО «НПФ «Вермикулит-Сервис» государственную пошлину в местный бюджет 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Омский областной суд, через Куйбышевский районный суд г. Омска. Председательствующий по делу: В.А. Зеновьев Решение в окончательной форме изготовлено 03.02.2012. Решение вступило в законную силу 06.03.2012в