Решение по делу № 2-1060/2012 по иску Омской таможни к Тримасову С.К.



Дело № 2-1060/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Масловой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

                                                                               01 марта 2012 года

материалы гражданского дела по иску Омской таможни к Тримасову С.К. о взыскании таможенных платежей и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Омская таможня обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с названными требованиями, мотивируя их тем, что ДД.ММ.ГГГГ Тримасовым С.К. на Омский таможенный пост Омской таможни было подано заявление с приложенными документами на выдачу паспорта транспортного средства на ввезенный им из Р. Казахстан автомобиль <данные изъяты> Заявление Тримасова С.К. было удовлетворено, паспорт транспортного средства был ему выдан. Позднее в ходе таможенной проверки установлено, что автомобиль <данные изъяты>, ввезенный Тримасовым С.К. не имеет статуса товара Таможенного союза, то есть является иностранным товаром. У Тримасова С.К. с момента ввоза автомобиля <данные изъяты> в Российскую Федерацию и подачи заявления на выдачу ПТС на Омский таможенный пост, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, возникла обязанность по уплате таможенных платежей. Сумма таможенных платежей за автомобиль <данные изъяты> составляет 378901,33 рублей. С учетом таможенных платежей, уплаченных по ГТ<адрес>, размер таможенных платежей, подлежащих доплате, составляет 231464,68 рублей. Просит взыскать указанную сумму в доход федерального бюджета, а также пеню за несвоевременное внесение таможенных платежей в размере 19344 руб.

В судебном заседании представитель истца Кушакова Ю.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что автомобиль, который Тримасов С.К. приобрел в Казахстане, был ввезен из Узбекистана после 01.01.2010 года, поэтому не является товаром Таможенного союза. Понятие «ввоз товара» включает в себя не только представление грузовой таможенной декларации (ГТД), но выпуск товара в обращение. В данном случае ГТД была представлена в таможенные органы Казахстана 31.12.2009 года, однако фактически товар прибыл на границу Узбекистана с Казахстаном 23.01.2010 года, выпущен в обращение, то есть закончил прохождение таможенного оформления 29.01.2010 года. Таким образом, спорный автомобиль нельзя считать товаром Таможенного союза. При оформлении паспорта транспортного средства на автомобиль в РФ в связи с отсутствием полной информационной базы, сотрудники таможни допустили ошибку, выпустив автомобиль как товар Таможенного союза. В ходе камеральной проверки, которые могут проводиться в течение 5 лет, была выявлена ошибка.

Ответчик Тримасов С.К., его представитель по устному ходатайству, в судебном заседании требования не признали. Тримасов С.К. пояснил, что при покупке автомобиля ему было важно, что автомобиль является товаром Таможенного союза, потому не облагается таможенными платежами, будет стоить дешевле как раз на сумму таможенных платежей. Поскольку ГТД поступила на таможню р. Казахстан 31.12.2009 года, то считает, что это и является датой ввоза товара на территорию Казахстана. Просит требования оставить без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Омской таможни в полном объеме по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Тримасов С.К. на Омский таможенный пост Омской таможни подал заявление на выдачу паспорта транспортного средства на ввезенный им из Р. Казахстан автомобиль <данные изъяты> В заявлении были указаны следующие сведения об автомобиле: <данные изъяты> (л.д. 18-19)

Кроме того, к заявлению были приложены: свидетельство о регистрации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ серия ; письмо Департамента таможенного контроля по Алматинской области Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ, в котором подтверждалось, что данный автомобиль в 2009 году проходил таможенное оформление в Республике Казахстан по ГТ<адрес>, копия паспорта серия на имя Тримасова С.К., сертификат соответствия № ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 20-30).

Особенность таможенного регулирования в рамках Таможенного союза заключается в том, что государства-члены Таможенного союза договорились, что товары Таможенного союза обращаются на территории Таможенного союза без обязательства их декларирования и уплаты таможенных платежей. Данное правило закреплено в положениях Таможенного кодекса Таможенного союза. При этом, товарами Таможенного союза, согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, товарами Таможенного союза признаются товары находящиеся на таможенной территории Таможенного которые: 1) полностью произведены на территориях государств - членов таможенного союза; 2) ввезены на таможенную территорию таможенного союза и приобрели статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза; 3) изготовлены на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, и (или) иностранных товаров, и приобретших статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Если товар ввозится с территории третьих стран, и помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются в полном объеме, то такие товары приобретают статус товаров таможенного союза (пункт 2 статьи 210 ТК ТС).

В случае если в отношении товаров помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, сопряженные с ограничением по пользованию и (или) распоряжению, такие товары подлежат условному выпуску и сохраняют статус иностранных товаров (пункт 3 статьи 210 ТК ТС.)

Согласно пункту 2 статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом. Согласно пункту 1 статьи 200 ТК ТС условно выпущенными товарами считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем - пункт 3 статьи 200. Условно выпущенные товары могут использоваться только в пределах территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск (пункт 2 статьи 200 ТК ТС).

Соответственно, товары, не отвечающие вышепоименованным критериям, признаются иностранными товарами (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС) и их перемещение в рамках Таможенного союза осуществляется при условии декларирования и уплаты таможенных платежей.

Положения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а именно статья 321 Федерального закона от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (применяется на основании пункта 3 статьи 17 Соглашения), устанавливают, что в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств-членов Таможенного союза, подлежат уплате ввозные таможенные пошлины по ставкам, действующим в Российской Федерации, а также подлежат соблюдению запреты и ограничения, применяемые в Российской Федерации при ввозе товаров, если эти товары не являются:

  • происходящими с таможенной территории Таможенного союза (территории государства - члена Таможенного союза);
  • выпущенными для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза;
  • изготовленными из товаров, происходящих с таможенной территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территории государств - членов Таможенного союза.

Как установлено судебным разбирательством, в ответ на запрос Омской таможни Департамент таможенного контроля по г. Алматы и Алматинской области (от ДД.ММ.ГГГГ) предоставил информацию о таможенном оформлении транспортного средства по с предоставлением подтверждающих документов: копия с дополнительным листом, железнодорожные накладные , (указаны в графе 44 ГТД ) с приложением сведений, содержащихся в отдельных графах копии ГТД , согласно которой в графе «дата выпуска в свободное обращение» - ДД.ММ.ГГГГ, а так же информация о таможенных платежах (ставка платежа отличная от ставки таможенной пошлины, установленной Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ), утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 - 10% от таможенной стоимости автомобиля, в сумме 723235,67 тенге, что составило 147436,65 рублей по курсу на 31.12.2009).

Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 4 Таможенный кодекс Таможенного союза под термином «ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза» следует понимать: совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

На момент подачи ГТД, совершения последующих действий, связанных с ввозом товара в Республику Казахстан, в РК действовал Таможенный кодекс Республики Казахстан от 05.04.2003 № 401-2, который утратил силу 01.07.2010 на основании ст. 12 Закона Республики Казахстан от 30.06.2010 № 298-1V «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».

В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Республики Казахстан от 05.04.2003 № 401-2 под ввозом товаров на таможенную территорию Республики Казахстан понимаются фактическое пересечение таможенной границы и совершение действий, установленных таможенным законодательством Республики Казахстан.

Таможенным законодательством Республики Казахстан, действовавшим на момент совершения действий, направленных на ввоз автомобиля в Республику Казахстан, установлены требования аналогичные требованиям таможенного законодательства Таможенного союза.

Кроме того, подача таможенной декларации - это действие лишь заявляющее намерение декларанта ввезти товары. Однако товар, физически перемещенный через таможенную границу, не считается находящимся в гражданском обороте до его выпуска таможенным органами.

Подача таможенной декларации не является достаточным условием для утверждения, что данный товар ввезен и, соответственно, приобрел статус товара Таможенного союза.

Более того, в соответствии с Согласованными общими принципами регулирования таможенного дела в государствах-участниках межпарламентской ассамблеи стран Содружества независимых государств (СНГ) указано, что таможенный режим пропуска через границу для свободного обращения предназначен для того, чтобы ввезенные товары приняли участие в хозяйственном обороте наравне с отечественными. Для выпуска товаров для свободного обращения требуется уплата таможенных платежей и завершение таможенного оформления. (ст. 15).

Ввоз товара как свершившийся факт имеет место тогда, когда с товаром завершены все действия, необходимые для его выпуска (фактическое пересечение таможенной границы, внутренний таможенный транзит, временное хранение, декларирование).

Таким образом, Омской таможней сделан правильный вывод о том, что автомобиль, ввезенный в РФ ответчиком, является на территории Российской Федерации иностранным товаром до уплаты разницы сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению.

Согласно п. 1 ст. 17 «Переходные положения» указанного Соглашения иностранными товарами признаются автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 года.

Согласно пункту 3 статьи 17 Соглашения в отношении автомобилей, которые признаются иностранными товарами, при их ввозе на территорию Российской Федерации производится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом пунктов 3-5 статьи 17 Соглашения.

Пункт 4 статьи 17 Соглашения устанавливает, что в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, которые признаются иностранными товарами, не уплачены в бюджет Республики Казахстан в размере, указанном в приложении 5 к Соглашению, до ввоза на территорию Российской Федерации, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет Российской Федерации при их таможенном декларировании таможенному органу Российской Федерации, в регионе деятельности которого находятся пункты пропуска и (или) места пересечения на российско-казахстанском или российско-белорусском участках государственной границы Российской Федерации.

Соглашением предусматривается применение единых ставок таможенных пошлин, налогов в зависимости от даты выпуска транспортного средства.

Приложением 5 к Соглашению для автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, стоимость которых составляет более 8500 Евро в эквиваленте, но не превышает 16700 Евро в эквиваленте, ввозимых самими собственниками либо иными физическими лицами по поручению собственника, не выезжающего для приобретения автомобиля за пределы таможенной территории Таможенного союза, вне зависимости от места совершения такой сделки по приобретению, установлены следующие ставки таможенных пошлин, налогов - 3,5 Евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя.

Таким образом, сумма таможенных платежей за автомобиль <данные изъяты> составляет 378901,33 рублей (2693 куб. см х 3,5 Евро х 40,1996 (курс Евро на 22.03.2011). С учетом таможенных платежей, уплаченных по , размер таможенных платежей, подлежащих доплате, составляет 231464,68 рублей (378901,33 руб. - 147436,65 руб.).

В соответствии со статьей 360 ТК ТС, пунктом 4 статьи 17 Соглашения, автомобили, указанные в пункте 1 статьи 17 Соглашения, подлежат таможенному декларированию в таможенном органе Российской Федерации, а таможенные платежи подлежат уплате в федеральный бюджет Российской Федерации, если таможенные пошлины, налоги не уплачены в бюджет Р. Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно.

Согласно части 3 статьи 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей.

В соответствии с требованиями статьи 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Тримасову С.К. заказным письмом с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате таможенных платежей в сумме 231464,68 рублей и пени в сумме 15643,15 рублей.

До настоящего времени требование Омской таможни не исполнено, таможенные платежи и пени Тримасовым С.К. не уплачены.

Согласно части 17 статьи 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при неисполнении требования об уплате таможенных платежей таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.

Кроме того, в соответствии со статьей 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени. Частью 2 статьи 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

За несвоевременную уплату таможенных пошлин Тримасову С.К. начислены пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15643,15 руб. согласно требованию об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ . На дату подачи иска ДД.ММ.ГГГГ сумма пени составляет 19344 руб.

Расчет судом проверен, признан правильным. Тримасов С.Е. не высказал возражений относительно представленного расчета.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований истца в полном объеме.

По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5708,09 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Омской таможни удовлетворить.

Взыскать с Тримасову С.К. в доход федерального бюджета 250 808 рублей 68 копеек (двести пятьдесят тысяч восемьсот восемь рублей 68 копеек), в том числе:

- таможенную пошлину в размере 231464,68 руб.;

- пеню за неуплату таможенных платежей в размере 19344 руб.

Данные суммы подлежат перечислению на счет таможенного органа: Получатель - Управление Федерального Казначейства по г. Москве (ФТС России), ИНН 7730176610, КПП 773001001, банк получателя - отделение № 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва,705 БИК 044583001, ОКАТО 45268595000, счет 40101810400000010153, код таможенного органа - 10610000.

Взыскать с Тримасову С.К. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5708,09 руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья                                                                              М.Л. Жидкова

Решение вступило в законную силу 16.05.2012 года