решение от 18.04.2012 по делу № 2-2038/2012 по иску Клюшина А.В. к ГУ УПФ в ЦАО г.Омска



                                                              Р Е Ш Е Н И Е                                           2-2038/2012

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд г. Омска                                                   18.04.2012 года

В составе председательствующего судьи                                                Мосоловой И.А.

При секретаре                                                                                             Сальниковой А.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Клюшина А.В. к ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска о признании права на досрочную трудовую пенсию, суд

УСТАНОВИЛ:

          Истец обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление в ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением ГУ УПФ РФ по ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, при этом в специальный стаж не был включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве музыканта 5-го военного оркестра штаба ЛенВО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве артиста в симфоническом оркестре Омской филармонии. Просит суд зачесть указанный период в специальный стаж и признать право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, когда им было подано заявление о назначении пенсии.

        В судебном заседании истец, представитель истца заявленные требования поддержали в полном объеме.

        Представитель ответчика Дегтеренко М.П., исковые требования не признал и пояснил суду, что период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыканта 5-го военного оркестра не может быть зачтен в специальный стаж, так как специальность «музыкант» Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , не предусмотрена. Период службы в армии мог быть включен в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ приходилось на работу в должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Поэтому, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом рассматриваемого периода службы в армии может определяться, если 2/3 стажа составляет работа в должностях, указанных в пунктах 1,2 утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , и протекавшая в период действия данного Постановления. Лица, проходившие службу и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ . Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста симфонического оркестра не могут быть зачтены в специальный стаж, так как в соответствии с абз. 3 п. 3 Списка профессий, должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов право на назначение досрочной трудовой пенсии имеют артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.Представленными документами и актом документальной проверки работа в должности артиста играющего на духовых инструментах не подтверждена, продолжительность стажа на соответствующих видах работ (специального стажа) истца составляет 22 года 11 месяцев 12 дней. Просил в иске отказать.

          Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования Клюшина А.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии со ст. 7 Закона общий возраст выхода на пенсию по старости составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма пункт 1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости.

           В соответствии с пп.21 п.1 ст.27 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществляющие творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организаций артистам драматических театров, достигшим 50 летнего возраста и специального стажа 25 лет.

При назначении досрочных трудовых пенсий по старости Пенсионный фонд руководствуется Списком профессий, должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447.

           Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.

          Судом установлено, что Решением ГУ УПФ РФ по ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ Клюшину А.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, при этом в специальный стаж не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве музыканта 5-го военного оркестра штаба ЛенВО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве артиста в симфоническом оркестре Омской филармонии.

          Вместе с тем, согласно справке Военного комиссариата Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, Клюшин А.В. был призван в ряды ВС по призыву ДД.ММ.ГГГГ, уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ. Военную службу проходил в 5-м военном оркестре штаба ЛенВО в должности «музыкант» (валторна). Данные сведения подтверждаются также отметками в воинском билете Клюшина А.В.            

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, оценка пенсионных прав гражданина, приобретённых им до ДД.ММ.ГГГГ, возможна по ранее действовавшему законодательству.

В период прохождения истцом военной службы на территории СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 28 декабря 1967 года № 1169 «Об объединении решений Правительства СССР о пенсиях за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и театрально-зрелищных предприятий и коллективов».

Пунктом 2 данного постановления было предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для артистов оркестра, играющих на духовых инструментах, при стаже работы на сцене не менее 25 лет.

Согласно пункту 3 постановления в стаж творческой работы артистов театров, других театрально-зрелищных предприятий и музыкальных коллективов включается время пребывания их в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах при условии, если не менее двух третей стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходится на работу в должностях, дающих право на эту пенсию.

Согласно пункту 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет.

Как следует из пункта 2 вышеуказанного постановления в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.

В период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии действовал Перечень квалификационных характеристик артистов театров, утвержденный Министром культуры СССР ДД.ММ.ГГГГ. Перечнем установлены должностные обязанности и квалификационные требования, в том числе, артиста оркестра. К должностным обязанностям отнесено привлечение артиста как музыканта-инструменталиста к выступлению на сцене.       

Согласно Типовой инструкции штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию деятельности штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации» были включены как должности артистов, так и должности музыкантов. В примечании к Типовой структуре указано, что должности, обозначенные «*» (в частности, так обозначена должность музыканта) подлежат замещению только военнослужащими сверхсрочной службы, проходящими службу по контракту или призыву, но не лицами гражданского персонала.

Инструкцией «О порядке определения квалификации для замещения штатных должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву, и гражданского персонала штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации», утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , установлены единые квалификационные требования для артистов и музыкантов 2 категории.

Статья 1313 ГК РФ, дает определение исполнителя, под которым понимается артист-исполнитель, в том числе, актер, певец, музыкант.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 указал что, у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе, стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из вышеприведенного положения следует, что при оценке права истца на досрочную пенсию необходимо учитывать нормы, как ранее действовавшего, так и действующего законодательства, то есть статью 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», регулировавшую вопросы назначения пенсии на льготных основаниях до ДД.ММ.ГГГГ, и подпункт 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Следовательно, период работы в должности музыканта 5-го военного оркестра штаба ЛенВО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев) подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно.

Кроме того, периоды работы истца ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве артиста в симфоническом оркестре Омской филармонии также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.

Согласно справке БУК ОО «Омская филармония», уточняющей условия труда, Клюшин А.В. работал полный рабочий день артистом группы валторн (духовые инструменты) омского академического симфонического оркестра БУК ОО «Омская филармония» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 24 дня) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 24 дня).

Как следует из справки БУК ОО «Омская филармония» от ДД.ММ.ГГГГ о характере работы артиста Омского академического симфонического оркестра, регулятором группы валторн в группу духовых инструментов назначается музыкант, играющий на духовых инструментах. Артист оркестра (регулятор группы валторн) исполняет все партии и заменяет в случае необходимости любого артиста группы.

В материалы дела также представлен диплом, выданный Клюшину А.В. ДД.ММ.ГГГГ Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Р.К., которому присвоена специальность инструментальное исполнительство-валторна.

При указанных обстоятельствах суд считает возможным обязать ответчика включить в специальный стаж истца спорные периоды, поскольку представленные доказательства явно свидетельствуют, что истец мог исполнять только трудовую функцию артиста духового инструмента. Имея специальное образование, истец не мог быть принят на работу в группу иных музыкальных инструментов. При этом учитываются требования к качеству выполняемой работы артистом в академическом симфоническом оркестре, что полностью исключает возможность привлечения артиста к выполнению работы без высшего профессионального образования.

Согласно протоколу ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска, на момент обращения специальный стаж истца составлял 22 года 11 месяца 12 дней при необходимых 25 годах.

С учетом включенного судом спорного периода специальный стаж Клюшина А.В. составил 25 лет 4 месяца. Указанного стажа достаточно для назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты обращения в Пенсионный фонд.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом понесены судебные расходы на оформление доверенности представителя в размере 800 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

           Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                   РЕШИЛ:

          Исковые требования Клюшина А.В. удовлетворить.

          Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве музыканта 5-го военного оркестра штаба ЛенВО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве артиста в симфоническом оркестре Омской филармонии.

          Обязать ГУ УПФ РФ в ЦАО <адрес> назначить Клюшину А.В. пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

          Взыскать с ГУ УПФ РФ в ЦАО в пользу Клюшина А.В. в счет расходов по оформлению нотариальной доверенности 800 руб., в счет возврата госпошлины 200 руб.

          Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Решение вступило в законную силу 20.06.2012