Дело № 2-3123/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Омск 05 мая 2012 года Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Овчаренко М.Н., при секретаре Севостьяновой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Меньших О.Б. о признании бездействия администрации Надеждинского сельского поселения в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в д. Большекулачье в границах Надежинского сельского поселения Омского района Омской области незаконным, обязании выдать градостроительный план, УСТАНОВИЛ: Меньших О.Б. обратилась в Куйбышевский районный суд города Омска с вышеназванными требованиями. В судебном заседании Меньших О.Б. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, выразившееся в не подготовке и невыдаче в установленный законом срок градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в д. Большекулачье в границах Надежинского сельского поселения Омского района Омской области, обязать администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области выдать градостроительный план на указанный земельный участок в течение 7 дней со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование заявленных требований указала, что (дата) она обратилась в Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Омский район, Надеждинское сельское поселение, д. Большекулачье, который принадлежит ей на праве собственности. В установленный законом тридцатидневный срок администрация Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не осуществила подготовку и выдачу градостроительного плана. Отсутствие градостроительного плана создает препятствия в использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением. В судебном заседании заявитель Меньших О.Б. заявленные требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что (дата) она обратилась в Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Омский район, Надеждинское сельское поселение, д. Большекулачье, который принадлежит ей на праве собственности. Заявление о выдаче градостроительного плана администрацией выполнено не было. Отсутствие специалиста, уполномоченного на выдачу градостроительного плана, не может ущемлять её прав. Считает, что бездействием администрации нарушены её права, она не может получить разрешение на строительство и начать строительство жилого дома, в связи с чем, она обратилась в суд. Просит признать незаконным бездействие Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, выразившееся в не подготовке и невыдаче в установленный законом срок градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в д. Большекулачье в границах Надежинского сельского поселения Омского района Омской области и обязать администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области выдать градостроительный план на указанный земельный участок в течение 7 дней со дня вступления в законную силу решения суда. Локоткова Н.М., Дитятковская М.В., действующие в интересах Меньших О.Б. по устному ходатайству, а также как представители ООО «УК «Большекулачинская» по доверенности, в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержали, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что градостроительный план не был выдан в 30-дневный срок с момента обращения с заявлением. Отсутствие специалиста не может быть уважительной причиной для нарушения законодательства. Права Меньших О.Б. были нарушены, поскольку только при наличии градостроительного плана выдается разрешение на строительство, после чего возможно начать строительство дома. Представитель Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Найман Е.В. (по доверенности) в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. Пояснила, что (дата) в администрацию Надеждинского сельского поселения ОМР Омской области обратилась Меньших О.Б. с заявлением о выдаче ей градостроительного плана. (дата) в адрес Меньших О.Б. был направлен ответ о том, что в период с (дата) по (дата) между Администрацией Надеждинского сельского поселения ОМР Омской области и Администрацией ОМР Омской области было заключено соглашение о передаче полномочий в сфере градостроительной деятельности, по которому Администрация Надеждинского сельского поселения передала, а Администрация Омского муниципального района приняла полномочия по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства., реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения. Также в соответствии с данным соглашением Администрация Омского муниципального района осуществляла разработку и выдачу градостроительных планов. Соглашение действовало до (дата) С (дата) распоряжением Администрации Надеждинского сельского поселения выполнение указанных обязанностей было возложено на ведущего специалиста К.Е.И. На момент подачи заявления Меньших О.Б. ведущий специалист отсутствовала на рабочем месте в связи с направлением её на обучение, которое продлилось до (дата) В связи с этим Меньших О.Б. было предложено получить градостроительный план ориентировочно (дата) В настоящее время градостроительный план изготовлен. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с наличием уважительных причин несвоевременного изготовления градостроительного плана и отсутствием незаконного бездействия со стороны администрации. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст.11 ГК РФ, ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Установлено, что в собственности Меньших О.Б. имеется земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., кадастровый номер №, расположенный в ... м по направлению на юго-восток относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, Надеждинское сельского поселение, д. Большекулачье, <адрес>. данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата) серии № (л.д. ...). (дата) Меньших О.Б. обратилась в Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок, который находится у нее в собственности, приложив копию свидетельства и кадастрового паспорта на земельный участок (л.д. ...). (дата) главой Администрации Надеждинского сельского поселения ОМР Омской области в адрес Меньших О.Б. был направлен ответ, в котором указывалось, что в связи с тем, что ведущий специалист К.Е.И. направлена на обучение, которое продлится до (дата) получение градостроительного плана возможно ориентировочно (дата). Данный ответ Меньших О.Б. получен не был. Согласно ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ строительство (реконструкции) производится на основании разрешения, выдача которого в силу статьи 8 Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности по месту нахождения такого земельного участка. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт (ч. 1). В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагается, в том числе градостроительный план земельного участка (ч. 7). В силу ст. 44 Градостроительного Кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2). В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (ч. 3). В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков (ч. 4). Согласно ст. 56 Кодекса градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности. С учетом изложенного несвоевременная выдача градостроительного плана препятствует в подготовке документов и обращению для получения разрешения на строительство. Согласно п.п. 17, 18 ст. 46 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. В случае если подготовка градостроительного плана земельного участка осуществлялась органом местного самоуправления на основании заявления физического или юридического лица, границы и размер земельного участка определяются с учетом требований настоящего Кодекса и земельного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Меньших О.Б. при подаче заявления о выдаче градостроительного плана были представлены все необходимые для этого документы, что не оспаривается сторонами. Таким образом, в 30-дневный срок со дня поступления заявления Меньших О.Б. Администрации Надеждинского сельского поселения ОМР Омской области как уполномоченному органу на рассмотрение таких заявлений надлежало выдать градостроительный план земельного участка либо принять мотивированный отказ. Тот факт, что на момент подачи Меньших О.Б. заявления специалист, уполномоченный на выдачу градостроительного плана проходил обучение и отсутствовал на рабочем месте, а также наличие какой-либо иной организационной причины не может служить основанием для освобождения администрации от своевременного выполнения установленной законом обязанности по осуществлению подготовки градостроительного плана земельного участка и выдачи его заявителю. На момент подачи заявления в суд соответствующего решения принято не было и градостроительный план земельного участка не выдан, что свидетельствует о наличии со стороны уполномоченного органа незаконного бездействия. Градостроительный план не был выдан заявителю и на момент принятия судом решения. На основании изложенного, суд приходит к выводу о правомерности требований заявителя о признании незаконным бездействия Администрации Надеждинского сельского поселения ОМР Омской области. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Меньших О.Б. удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Надеждинского сельского поселения, выразившееся в не подготовке и невыдаче в установленный законом срок градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в д. Большекулачье в границах Надежинского сельского поселения Омского района Омской области, обязать администрацию Надеждинского сельского поселения выдать градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в д. Большекулачье в границах Надежинского сельского поселения Омского района Омской области в течение 7 дней с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Куйбышевский районный суд г. Омска. Судья /подпись/ М.Н. Овчаренко Решение вступило в законную силу 14.06.2012 г.