Именем Российской Федерации 15 марта 2012 года г. Омск при секретаре Чебаковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мамоновой А.Ш. о признании незаконными решений Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска, УСТАНОВИЛ: Мамонова А.Ш. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с заявлением о признании незаконными решений Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее по тексту ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска), указав в обоснование заявленных требований, что она в период с 07 июля 1998 года по 01 июня 2000 года на основании трудового договора являлась исполнительным директором ЗАО «Форт-ЛТД», с 01 августа 2001 года по 30 марта 2006 года на основании трудового договора исполняла трудовые обязанности по должности генеральный директор ОАО «Ресторан Центральный». В 1998 году она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, для заключения договоров на установку стационарных телефонов. С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательская деятельность ею не велась, доход от ее осуществления она не получала, что подтверждается копиями налоговых деклараций. Решением №7829 ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 03 марта 2011 года с нее взысканы страховые взносы в размере 6 044 рубля 90 копеек. Решением №15572 ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 28 июня 2011 года она была привлечена к ответственности в виде штрафа в сумме 1 039 рублей 20 копеек. 16 декабря 2011 года вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 10 951 рубль 66 копеек. Решением от 27 декабря 2011 года установлена обязанность истца оплатить страховые взносы в сумме 14 817 рублей 43 копейки. Полагала данные постановления Пенсионного фонда Российской Федерации незаконными и необоснованными, поскольку в указанный период ею не осуществлялась предпринимательская деятельность, единственным доходом является трудовая пенсия по старости. Просила признать незаконным решения ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 03 марта 2011 года №, решение ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 28 июня 2011 года №, требование ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 16 декабря 2011 года №, решение ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 27 декабря 2011 года №. В судебном заседании Мамонова А.Ш. требования поддержала, дала пояснения аналогичные тексту искового заявления, дополнительно указала, что в 2004 году она была признана инвалидом. Представитель ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска - Сухобокова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, указала, что обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов подлежит исполнению независимо от ведения предпринимательской деятельности, указала на пропуск Мамоновой А.Ш. трехмесячного срока для обжалования решений. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии с пунктом 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В связи с этим, суд рассматривает все доводы и основания, приведенные как заявителем, так и его представителем, с учетом дополнений, и в полном объеме проверяет законность и обоснованность обжалуемых решений. Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Судом установлено, что Мамонова А.Ш. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27 мая 1996 года. Статус индивидуального предпринимателя Мамонова А.Ш. утратила 25 августа 2011 года в связи с принятием решения о прекращении деятельности. Указанные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 05 сентября 2011 года №51 (л.д. 44-46). 03 марта 2011 года ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска вынесено Постановление № о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) в сумме 6 044 рубля 90 копеек, из которых 4 850 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 29 марта 2010 года, 948 рублей 54 копейки начисленных на нее пеней (л.д. 145). В ходе проверки, проведенной ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска, установлено, что Мамонова А.Ш. как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере исходя из стоимости страхового года, не предоставила в установленный срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год. В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Мамоновой А.Ш. нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска был составлен Акт от 26 мая 2011 года № (л.д. 147). 28 июня 2011 года Решением № Мамонова А.Ш. привлечена к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в связи с нарушением требований статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - непредставлением в срок до 01 марта 2011 года в орган пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В качестве наказания назначен штраф в сумме 1 039 рублей 20 копеек (л.д. 151). 01 августа 2011 года в адрес Мамоновой А.Ш. было направлено требование об уплате финансовой санкции № от 26 июля 2011 года, срок уплаты установлен до 15 августа 2011 года (л.д. 156, 157-158). В дальнейшем Мамоновой А.Ш. было направлено требование от 16 декабря 2011 года об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, которым Мамоновой А.Ш, было предложено уплатить недоимку, пени и штрафы в общей сумме 10 951 рубль 66 копеек (л.д. 10). Уточненным требованием от 21 октября 2011 года № Мамоновой А.Ш. в срок до 11 ноября 2011 года предложено уплатить недоимку, пени и штрафы по состоянию на 21 октября 2011 года в сумме 16 555 рублей 99 копеек, из которых в на обязательное пенсионное страхование 10 392 рубля, на обязательное медицинское страхование 1 610 рублей 76 копеек, пени в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 824 рубля 60 копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 45 рублей 34 копейки, в территориальный фонд медицинского страхования 82 рубля 46 копеек, а также 3 600 рублей штрафов в Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д. 160). 27 декабря 2011 года ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска вынесено Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов № общей сумме 14 817 рублей 43 копейки, из которых 10 392 рубля недоимки, 824 рубля 60 копеек пени, 3 600 рублей 83 копейки штрафов (л.д. 11). Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, кроме того, индивидуальные предприниматели. Согласно статье 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Согласно статье 28 указанного закона страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Стоимость страхового года определяется в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Согласно статье 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Статьей 20 указанного закона определено, что в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Требования к подобному постановлению установлены частями 4, 5 названной статьи. Статьей 22 указанного закона установлено, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете. Статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» определено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации. Соответственно, ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска обладало полномочиями по вынесению оспариваемых ненормативных актов. Мамонова А.Ш. в ходе рассмотрения дела подтвердила тот факт, что ею страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивались. Оспаривая названные ненормативные акты ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска, Мамонова А.Ш. ссылалась на тот факт, что в период, за которые взыскивается недоимка, начисляются пени и штрафы она предпринимательскую деятельность не осуществляла. Вместе с тем, анализ законодательства позволяет суду утверждать, что данные выводы заявителя основываются на неверном толковании норм права. Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», относя индивидуальных предпринимателей к плательщикам страховых взносов, не связывает факт уплаты страховых взносов с фактом осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно, обязанность производить уплату страховых взносов, предоставлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета контролирующему органу возникает у индивидуального предпринимателя и в тот период, когда фактически предпринимательскую деятельность он не осуществляет, не извлекает прибыль от такой деятельности. Момент прекращение данной обязанности законодатель определяет моментом утраты статуса индивидуального предпринимателя. Определением Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 года №210-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чудновец Марины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указано, что признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода. В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период. Однако, изучив материалы дела, суд не усматривает наличие каких-либо экстраординарных обстоятельств, не позволяющих Мамоновой А.Ш. подать заявление о прекращении статуса индивидуального предпринимателя. Трудовой книжкой Мамоновой А.Ш. подтверждается, что ею вплоть до 30 марта 2006 года осуществлялась трудовая деятельность (л.д. 19-20). Удостоверением №191484 от 05 июня 2006 года подтверждается, что Мамонова А.Ш. в период с 07 апреля 2000 года по 31 декабря 2010 года являлась получателем пенсии по инвалидности 2 группы (л.д. 24). Вместе с тем, установление группы инвалидности Мамоновой А.Ш. не препятствовало осуществлению ею в указанный период трудовой деятельности, работе по трудовому договору, а соответственно не может быть признано уважительной причиной необращения с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности. Кроме того, Мамоновой А.Ш. ежегодно подавались декларации по налогу на доходы физических лиц (представлены декларации за период с 2005 года по 2010 год), что явно свидетельствует о наличии у заявителя возможности реализации права на прекращение статуса индивидуального предпринимателя. Позиция Конституционного суда Российской Федерации учитывает в том числе то, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. Мамонова А.Ш., обладая возможностью прекратить статус индивидуального предпринимателя, предоставленным ей правом не воспользовалась. Соответственно, риски, связанные с непрекращением статуса индивидуального предпринимателя при неосуществлении предпринимательской деятельности, возлагаются на заявителя, включая обязанность произведения уплаты страховых взносов, предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета. С учетом данных обстоятельств, у контролирующего органа было достаточно оснований для вынесения оспариваемых ненормативных актов. Представленные документы свидетельствуют о том, что ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска при вынесении названных решений была соблюдена установленная процедура, решения и требования вынесены в срок, установленный законом, направлены заинтересованному лицу. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Мамоновой А.Ш. о признании незаконными решений ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление Мамоновой А.Ш. о признании незаконными решений Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска. Судья: Вступило в законную силу 23.05.2012. Согласовано к размещению на сайте суда.