дело № 2-2592/2012 по жалобе Романова В.В. на бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека



Дело № 2-2592/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2012 г.                             г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Романюк Л.А.,

при секретаре Виниченко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Романова В.В. на бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

УСТАНОВИЛ:

Романов В.В. обратился в суд с жалобой на бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее по тексту Роспотребнадзор), указав, что обратился к ответчику с просьбой защитить его права, так как ИП Кориков С.Ю. не желает заменять некачественный товар - матрац, купленный ДД.ММ.ГГГГ Однако в защите его прав ему отказали, мотивируя тем, что товар приобретался у ИП Корикова Я.Ю., деятельность которого прекращена в связи с его смертью. Был на приеме у заместителя Управления и подал претензию на деятельность сотрудников, но защищать его права так и не желают, на прием к руководителю Роспотребнадзора не записывают.

Просил обязать Управление Роспотребнадзора выполнять свои функции и взыскать с Управление Роспотребнадзора в его пользу компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

В судебном заседании Романов В.В. свои требования поддержал, суду пояснил, что в июне 2010 года приобрел матрац у ИП Корикова Я.Ю. В связи с существенными недостатками товара в декабре 2010 года обратился к продавцу с требованием заменить некачественный товар, товар ему заменили на другой матрац, но замену производил Кориков С.Ю. В процессе эксплуатации этого матраца также обнаружились недостатки, в связи с чем, в ноябре 2011 г. он опять обратился к продавцу с аналогичным требование о замене некачественного товара, но ему отказали.

В связи с полученным отказом ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Роспотребназора с просьбой защитить его права потребителя. ДД.ММ.ГГГГ получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, где рекомендовали обратиться с иском в суд.

ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился в Управление Роспотребназора с претензией, указывая, что сотрудники управления не выполняют своих обязанностей по защите прав потребителей, был на приеме у заместителя руководителя Управления. Его выслушали, посоветовали обратиться в полицию и в суд.

Также пояснил, что является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, в суд может обратиться и сам, ничего не препятствует, срок для обращения три года, полагает, что у него имеется время, однако считает, что сотрудники Роспотребнадзора должны были сами обратиться в суд в защиту его интересов, хотя в своих заявлениях он не просил об этом Роспотребнадзор. Предложенный ему вариант искового заявления Роспотребнадзороам, считает не полным, в нем не отражена вся моральная сторона приобретения некачественного товара.

Просил признать бездействие сотрудников Управления Роспотребнадзора нарушающим его права и взыскать с Управления Роспотребнадзора в его пользу компенсацию морального вреда в размере три тысячи рублей.

Представитель Управления Роспотребнадзора по доверенности Екимова О.С. (л.д.8) с требованиями Романова В.В. не согласилась, поддержала доводы, изложенные в представленном отзыве (л.д.9), суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора обратился Романов В.В. указывая, что ДД.ММ.ГГГГ им был приобретён матрац «Комфорт» стоимостью 2 150 руб. у ИП Корикова Я.Ю., что подтверждается копией товарного чека. Приобретенный матрац оказался ненадлежащего качества. В декабре 2010 г. матрац был заменён на аналогичный, однако на матраце снова образовалась деформация. При повторном обращении Романова В.В. к ИП Корикову Я.Ю. с требованием о замене некачественного качества, ему было отказано, в связи с тем, что ИП Кориков С.Ю. не является продавцом указанного товара, а Кориков Я.Ю. умер.

Романов В.В. просил защитить его права потребителя, чтобы ИП Кориков С.Ю, заменил некачественный матрац на новый.

Как следует из представленных в Управление Роспотребнадзора по Омской области документов, на момент приобретения товара Романовым В.В., ИП Кориков Я.Ю. прекратил свою деятельность, в связи со смертью.

ДД.ММ.ГГГГ Романову В.В. был дан ответ, в котором разъяснялось право заявителя обратиться в суд в соответствии с законом «О защите прав потребителей» для разрешения имущественного спора.

ДД.ММ.ГГГГ Романов В.В. вновь обратился в Управление Роспотребнадзора по Омской области по поводу приобретения некачественного матраца.

ДД.ММ.ГГГГ ИП Кориковым С.Ю. было представлено письмо о готовности возвратить денежные средства за приобретённый матрац «Комфорт», также ИП Кориков С.Ю. пояснил, что заменить товар на аналогичный не представляется возможным, поскольку магазин прекратил приём заказов на изготовление матрасов по индивидуальным размерам, в наличии аналогичного товара нет.

По результатам рассмотрения обращения Романова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ за в установленные Законом сроки был подготовлен и направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с приложением образца искового заявления.

Романов В.В. при обращение в Управление Роспотребнадзора по Омской области просил защитить его права, в ходе проверки заявления были установлены обстоятельства приобретения товара, ИП Кориковым С.Ю. даны объяснения и согласие на выплату стоимости матраца. Кроме того, Романов В.В. не указывал, что самостоятельно не может обратиться в суд и не просил об этом Управление, если бы такое требование было заявлено, Управление Роспотребнадзора по Омской области рассмотрело бы этот вопрос. В данном случае, была проведена необходимая работа по факту обращения, ответы заявителю даны в установленные законом сроки. Обращение в суд является правом, а не обязанностью Управления. Просила отказать заявителю в удовлетворении его требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Вышеназванный Федеральный закон также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 Федерального закона № 59-ФЗ).

В соответствии с положениями указанного закона письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ст. 8).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ст. 10).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12).

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов (ст. 13).

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда (ст. 16).

В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 декабря 2005 г. N 803 "Об утверждении Регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральная служба осуществляет работу с обращениями граждан и организаций в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в аппарате Федеральной службы и ведет прием граждан в установленном порядке.

Обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней со дня поступления (регистрации) в Федеральную службу.

Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы (п.п.86, 94, 97).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 марта 2011 г. N 174н утвержден Административный регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок".

Административный регламент определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги.

Конечными результатами предоставления государственной услуги могут являться:

ответ на все поставленные в обращении (устном, в письменной форме или в форме электронного документа) вопросы или уведомление о переадресовании обращения в соответствующий государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов;

отказ в рассмотрении обращения (устного, в письменной форме или в форме электронного документа) с изложением причин отказа.

Процедура предоставления государственной услуги завершается путем направления ответа или отказа по существу обращения заявителя и получения гражданином результата рассмотрения обращения в письменной или устной форме или в форме электронного документа.

Предоставление Роспотребнадзором государственной услуги осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 октября 2007 г. N 658 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, согласно которому:

Пунктом 7 данного регламента установлено, что административные процедуры осуществления надзора в установленной сфере деятельности включают в себя:

проверку соблюдения изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями, уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

выдачу изготовителям, исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям, уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг);

направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

Согласно п. 7.21 административного регламента служба и ее территориальные органы могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей в соответствии с порядком, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права Территориальные органы Роспотребнадзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей в связи с выявленными в результате проверки нарушениями прав потребителей в соответствии с порядком, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

При этом обращение в суд в защиту прав других лиц возможно только по их просьбе. Только при обращении в суд в защиту недееспособных или несовершеннолетних граждан иск может быть предъявлен независимо от просьбы их законных представителей или иного заинтересованного лица.

Судом установлено, что 06.12.2011 г. Романов В.В. обратился с жалобой к Руководителю Управления Роспотребнадзора по Омской области в связи с отказом ИП Корикова С.Ю. обменять некачественный товар, указывая, что товар приобрел в ТЦ «А.» у ИП Корикова Я.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ матрац был заменен на новый, в связи с проявившимися недостатками товара. В процессе эксплуатации в новом матраце произошла деформация. ДД.ММ.ГГГГ Романов В.В. написал претензию ИП Корикову С.Ю. с просьбой заменить матрац, однако получил отказ. Просил защитить его права как потребителя, а именно, замена ИП Кориковым С.Ю. некачественного матраца на новый (л.д.13).

Жалоба была зарегистрирована Роспотребнадзором в тот же день за .

В связи с поступившим обращением, Роспотребнадзор направил запрос по вопросу - арендует ли помещение в ТК «А.» по указанному заявителем адресу помещение ИП Кориков Я.Ю., требование ИП Корикову Я.Ю. на предоставление информации по факту обращения (л.д.14, 15).

ДД.ММ.ГГГГ в управление Роспотребнадзора по Омской области поступил ответ от ИП Корикова С.Ю. о том, что ИП Кориков Я.Ю. в настоящее время помещение в ТК «А.» не арендует по причине ликвидации Индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ К письму прилагалась копия свидетельства о смерти Корикова Я.Ю., умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16, 30).

Из представленных заявителем и полученных в ходе проверки по факту обращения документов было установлено, что имеет место имущественный спор, в связи с чем, заявителю было разъяснено его право предъявить иск в суд - ответ Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

ДД.ММ.ГГГГ Романов В.В. повторно обратился в Управление Роспотребнадзора по Омской области с претензией, считая, что Управление не предприняло достаточных мер в защиту его права потребителя и его благополучия (л.д.18).

Претензия была принята и зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ за .

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 7, 7.23 административного регламента в адрес УВД пор Омской области ОРЧ КМ по линии БЭП направлено обращение Романова В.В. для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (л.д.19).

Из полученного ответа следует, что в действиях ИП Корикова С.Ю. по осуществлению коммерческой деятельности на торговом месте, ранее принадлежавшем ИП Корикову Я.Ю., нарушений закона не установлено, обращение Романова В.В. возвращено, как необоснованно направленное               (л.д.            ).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Романова В.В. Управлением Роспотребнадзора по Омской области в лице заместителя руководителя направлен ответ по обращению Романова В.В. из которого следует, что ИП Кориков С.Ю. готов вернуть денежные средства, уплаченные за матрац, для чего необходимо обратиться по месту приобретения товара. Заменить товар на аналогичный не представляется возможным в виду отсутствия такового у продавца, поставка матрацев с такими размерами в настоящее время не осуществляется. Кроме того, к ответу приложен образец искового заявления (л.д.22, 24).

Готовность ИП Корикова С.Ю. вернуть деньги за некачественный товар подтверждается также письмом ИП Корикова С.Ю. в адрес Романова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).

Таким образом, судом установлено, что обращения Романова В.В. приняты Управлением Роспотребнадзора по Омской области и зарегистрированы в надлежащем порядке, ответы даны в установленные законом сроки, по обращению проведены необходимые мероприятия. Конечным результатом явилось согласие ИП Корикова С.Ю. на возврат денежных средств за некачественный товар. Заявителю дан ответ по всем вопросам, поставленным в обращении, разъяснено право на обращение в суд, представлен образец искового заявления.

При этом заявления Романова В.В. в Роспотребнадзор не содержали просьб на обращение в его интересах в суд, в связи с чем, доводы Романова В.В. о том, что он ждал обращения Роспотребнадзора в суд, суд находит несостоятельными.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях Управление Роспотребнадзора по Омской области не установлено фактов нарушения норм действующего законодательства, факт бездействия не нашел своего подтверждения, в связи с чем, требования Романова В.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Романова В.В. на бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 30 дней через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья Романюк Л.А. Решение вступило в законную силу 19.05.2012