дело № 2-2267/2012 по иску Щукина В.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска о досрочном назначении трудовой пенсии



Дело № 2-2267/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2012 г.                                                                                                                                         г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего Романюк Л.А.,

при секретаре Виниченко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щукина В.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска о досрочном назначении трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Щукин В.В. обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ УПФ РФ в Центральном АО г. Омска с заявлением о назначении пенсии по пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения.

Для назначения данного вида пенсии требуется страхового стажа 25 лет, специального стажа - 30 лет.

В назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

Ответчик не включил в специальный стаж периоды службы в уголовно-исправительной системе Министерства юстиции Российской Федерации в должности врача-терапевта терапевтического отделения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Считает решение комиссии необоснованным, просил обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж и назначить ему пенсию досрочно с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, изложенным в иске в части включения в специальный стаж периодов работы в должности врача-терапевта терапевтического отделения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации и назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, требование об отмене протокола заседания комиссии ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ не поддержал, дополнительно пояснив, что его функциональные обязанности как в спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так и в дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-терапевта Больницы , относившейся в первый период к Минюсту России, а затем в связи с организационно-штатными мероприятиями проводимыми Минюстом России к УФСИН России были одни и те же, переход их учреждения из ведения Минюста России в ведение УФСИН осуществлен не по его волеизъявлению. Без повышения курсов квалификации он также не мог обойтись, так как этого требует его профессиональная деятельность. Просил удовлетворить требования с учетом уточнений, обязав ответчика назначить пенсию с даты обращения.

Представитель истца по устному ходатайству Вшивцева Г.Г. в судебном заседании исковые требования Щукина В.В. с учетом их уточнений в судебном заседании поддержала, суду пояснила, что период службы Щукина В.В. в должности врача-терапевта терапевтического отделения <данные изъяты> УИН МЮ РФ по Омской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении, так как работа засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 и Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Больница зарегистрирована и получила лицензию для осуществления лицензируемых видов деятельности. Основными задачами учреждения являются: организация учета, наблюдения и обследования больных, состоящих на диспансерном учете, организация и проведение противотуберкулезной помощи в исправительной колонии при взаимодействии с органами здравоохранения. Щукин В.В. занимался лечебной деятельностью, исполнял должностные обязанности врача-терапевта терапевтического отделения, что подтверждается должностной инструкцией.

Представитель ответчика по доверенности Китова А.А. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве, пояснила, что период службы в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации в должности врача-терапевта терапевтического отделения <данные изъяты> не может быть зачтен в специальный стаж, так как период службы не относится к периодам работы.

Периоды нахождения на курсах с отрывом от производства не подлежат зачету в специальный стаж, т.к. согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12,78,78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29 и п.4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня. Вышеуказанные периоды таковыми не являются.

Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, вышеуказанные периоды также не предусмотрены для включения в специальный стаж.

В связи с изложенным, продолжительность льготного стажа на соответствующих видах работ (специального стажа) Щукина В.В. на дату обращения составляет 29 лет 01 месяц 03 дня.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В силу указания в статье 7 Федерального закона № 173-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по старости составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно.

В соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости либо, с учетом Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 г., поэтапно на периоды действия каждого из предыдущих Постановлений, применяя Правила исчисления периодов работы в период действия этих постановлений: Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 действовало до 31.10.1999 г.; Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 действовало с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г.; Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 действует с ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что Щукин В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в ГУ УП ФР в ЦАО г. Омска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрев заявление истца, ГУ УП ФР в ЦАО г. Омска приняло решение об отказе в установлении пенсии по п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ № 173-ФЗ на основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку установлено наличие специального стажа на дату обращения 29 лет 01 мес. 03 дня (л.д.6-10).

Ответчиком не зачтены в специальный трудовой стаж периоды службы истца в уголовно-исправительной системе Министерства юстиции Российской Федерации в должности врача-терапевта терапевтического отделения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно материалам дела, областная больница для спецконтингента выделена в самостоятельное подразделение в соответствии с приказом МВД РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

Приказом УВД Омского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ областной больнице для спецконтингента присвоен порядковый номер в структуре СИД и СР УХ 16/11.

На основании приказа Государственного Учреждения Управления исполнения наказаний УВД Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ГУ <данные изъяты> УИН УВД Омской области переименовано в Государственное учреждение Лечебно-профилактическое учреждение <данные изъяты> УИН УВД Омской области.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28.07.1998 г. № 904 Уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел передана в ведение Министерства юстиции РФ с 01.09.1998 г.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1314, приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «Государственное учреждение <данные изъяты> - Областная больница» УИН Минюста России по Омской области переименовано в Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница <данные изъяты>».

В соответствии с приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница <данные изъяты>» переименовано в федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница <данные изъяты>».

Судом установлено, что истец проходил службу в должности врача-терапевта терапевтического отделения <данные изъяты> Областной больницы УИН Минюста России по Омской области с ДД.ММ.ГГГГ (приказ УВД от ДД.ММ.ГГГГ л/с) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ УИН от ДД.ММ.ГГГГ -лс). С ДД.ММ.ГГГГ (приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ л/с) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ л/с) истец работал в должности врача-терапевта терапевтического отделения ФГ <данные изъяты> УФСИН России по Омской области.

При этом, период работы в должности врача-терапевта терапевтического отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и далее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истца для назначения трудовой пенсии включен, а период работы в той же должности того же отделения и того же медучреждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен, поскольку, по мнению ответчика, период службы к периодам работы не относится.

Суд соглашается с позицией ответчика относительно того, что военная служба не является разновидностью трудовой деятельности гражданина, являясь особым видом государственной службы, и пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется исходя из специфики такой службы и особого правового статуса.

Между тем, согласно ст.ст. 81, 83 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 утвержден список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (диапазон действия данной редакции: c 01.10.1993 г. по 13.11.2002 г.) и установлено, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Согласно Списку право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, действовавшим с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г., предусматривает должности врачей-специалистов, осуществлявших врачебную деятельность в больницах, в том числе областных, городских, районных, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).

Кроме того, перевод гражданского персонала на службу происходил в централизованном порядке без учета мнения истца в силу объективных причин - организационно-штатных мероприятий, когда все вольнонаемные были переведены на службу в уголовно-исполнительную систему, а впоследствии, в результате тех же организационно-штатных мероприятий были вновь отнесены к категории гражданского персонала.

Судом установлено, что в спорный период учреждение, где проходил службу истец, являлась больницей, основными целями учреждения определены - организация медицинской и лечебно-профилактической помощи спецконтингенту, подразделений. Истец осуществлял врачебную деятельность. В дальнейшем в период работы в должности врача-терапевта терапевтического отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ объем и характер функциональных обязанностей Щукина В.В. не изменились.

В связи с изложенным, суд считает, что период службы истца в должности врача-терапевта терапевтического отделения <данные изъяты> Областной больницы УИН Минюста России по Омской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, как период, в который осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В отношении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1379 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 21.01.2002 г. № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу вышеуказанных законов применяются в части, им не противоречащей.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, утверждёнными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в стаж работы для назначения досрочной пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации, период нахождения в учебном отпуске являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Указанная позиция также изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.).

В силу ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ходе судебного заседания судом установлен факт нахождения истца на курсах повышения квалификации в оспариваемые периоды и осуществление им до и после прохождения данных курсов лечебной деятельности в медицинских учреждениях, получения в данные периоды заработной платы по месту работы.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения истицей профессиональных должностных обязанностей, суд считает необходимым включить в специальный стаж истца в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

С учётом включенных судом спорных периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы истца в должности врача-терапевта терапевтического отделения <данные изъяты> Областной больницы УИН Минюста России по Омской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации специальный стаж истца, необходимый для получения права на досрочное назначение трудовой пенсии имеется с даты обращения.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска включить в стаж работы Щукина В.В., дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды службы в должности врача-терапевта терапевтического отделения <данные изъяты> Областной больницы УИН Минюста России по Омской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Щукину В.В. пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 30 дней через Куйбышевский районный суд г. Омска

Судья Романюк Л.А. решение вступило в законную силу 18.07.2012