Решение Именем Российской Федерации 25 апреля 2012 года г. Омск Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Середнева Д.В. при секретаре Дужновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального административного округа города Омска к бюджетному образовательному учреждению города Омска «Гимназия № 62», департаменту образования Администрации города Омска, Администрации города Омска об обязании устранить нарушения законодательства о гражданской обороне, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального административного округа города Омска обратился в Куйбышевский районный суд города Омска с исковым заявлением к бюджетному образовательному учреждению города Омска «Гимназия № 62», департаменту образования Администрации города Омска, Администрации города Омска об обязании устранить нарушения законодательства о гражданской обороне. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства о гражданской обороне в БОУ г. Омска «Гимназия № 62» не определена компетенция и полномочия должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (отсутствуют функциональные обязанности), не осуществляется накопление, освежение средств индивидуальной защиты (противогазов). В связи с этим прокурор просил: признать незаконным бездействие БОУ г. Омска «Гимназия № 62», выразившееся в неосуществлении накопления, освежения средств индивидуальной защиты (противогазов); обязать БОУ г. Омска «Гимназия № 62», Администрацию города Омска, департамент образования Администрации города Омска устранить нарушения законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения БОУ г. Омска «Гимназия № 62» средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета, установленного Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года № 993. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил: признать незаконным бездействие БОУ г. Омска «Гимназия № 62», выразившееся в неосуществлении накопления, освежения средств индивидуальной защиты (противогазов); обязать Администрацию города Омска, департамент образования Администрации города Омска осуществить финансирование на устранение нарушений законодательства о гражданской обороне посредством выделения денежных средств на обеспечение БОУ г. Омска «Гимназия № 62» средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета 100% от общей численности работников; обязать БОУ г. Омска «Гимназия № 62» после выделения денежных средств приобрести средства индивидуальной защиты (противогазы) из расчета 100% от общей численности работников. В ходе судебного заседания помощник прокурора Мишкина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель БОУ г.Омска «Гимназия № 62» - М.П.Дюкова в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, представила письменные пояснения. Представитель Администрации города Омска по доверенности - Яковлев К.А. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, пояснил, что Администрация города Омска является ненадлежащим ответчиком. Представитель Департамента образования Администрации города Омска по доверенности - Лаврентьева О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила письменный отзыв. Представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности Центрального административного округа города Омска ГУ МЧС РФ по Омской области Рогозин О.А. в судебном заседании пояснил, что в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на таких промышленных предприятиях города Омска, как Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова, производственное объединение «Полет», в которых действуют горячие цеха, химические и взрывоопасные производства, БОУ г. Омска «Гимназия № 62» попадает в зону поражения. Представитель третьего лица - департамента финансов и контроля Администрации города Омска в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. Прокуратурой ЦАО г.Омска совместно со специалистами отдела надзорной деятельности ЦАО г.Омска ГУ МЧС РФ по Омской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне в БОУ г. Омска «Гимназия № 62». В ходе данной проверки были выявлены нарушения об отсутствии накопления, освежения средств индивидуальной защиты (противогазов). По результатам проверки прокурор обратился с вышеназванным иском в суд. Согласно Федеральному закону «О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач гражданской обороны, указанных в статье 2 Федерального закона «О гражданской обороне», является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Статья 9 Федерального закона «О гражданской обороне» определяет полномочия организаций в области гражданской обороны и устанавливает, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Согласно пункту 2 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», предоставление населению средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно пункту 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, накопление средств индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Пунктом 6 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты предусмотрено, что обеспечению средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне. В соответствии с пунктами 8, 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения: для детей - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности; для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы из расчета на 100% от их общей численности; для работников радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций; для работников организаций (кроме радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»: органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне (пункт 7); организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты: накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций (пункт 16.4). В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 года № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Город Омск отнесен к категорированным городам, в котором заблаговременно должны разрабатываться и реализовываться мероприятия по гражданской обороне, поскольку численность населения превышает 1 000 тысяч человек. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на таких промышленных предприятиях города Омска, как Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова, производственное объединение «Полет», в которых действуют горячие цеха, химические и взрывоопасные производства, БОУ г. Омска «Гимназия № 62» попадает в зону поражения. Согласно пункту 5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности. В соответствии со статьей 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Таким образом, обязанность по осуществлению накопления, освежения средств индивидуальной защиты (противогазов) лежит на БОУ г. Омска «Гимназия № 62». Согласно статье 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения городского округа. В соответствии с Уставом БОУ г. Омска «Гимназия № 62» учредителем гимназии является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска. В соответствии с Положением о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года № 413 «О департаменте образования Администрации города Омска», департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними. Департамент в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законами Омской области, муниципальными правовыми актами города Омска, настоящим Положением. Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы со своим наименованием, факсимиле директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде. Пунктом 16 Положения о департаменте образования Администрации города Омска предусматриваются основные цели департамента, среди которых перечислены обеспечение эффективной деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений и создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений. В сфере финансово-экономической деятельности департамент образования Администрации города Омска осуществляет следующие функции: составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных муниципальных учреждений (пункт 20 Положения о департаменте образования Администрации города Омска). В сфере материально-технического обеспечения департамент образования Администрации города Омска осуществляет функцию по организации и координации материально-техническое обеспечение подведомственных муниципальных учреждений (пункт 21 Положения о департаменте образования Администрации города Омска). Таким образом, департамент образования администрации города Омска осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении БОУ г. Омска «Гимназия № 62» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается понятие главного распорядителя бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств в соответствии с частью 1 статьи 185 Бюджетного кодекса РФ обладает бюджетными полномочиями по формированию перечня подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведению реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета; составлению обоснования бюджетных ассигнований; составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнению соответствующей части бюджета; внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочием органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. Изложенные обстоятельства и нормы законодательства указывают на то, что департамент образования Администрации города Омска, являясь главным распорядителем бюджетных средств, может и должен в силу своих полномочий осуществлять финансирование БОУ г. Омска «Гимназия № 62». В соответствии с частью 2 статьи 21 Устава города Омска основной задачей Администрации города Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования город Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Устава города Омска Администрация города Омска создает муниципальные предприятия и учреждения, обеспечивает финансирование муниципальных учреждений в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Администрация города Омска обладает общими полномочиями в сфере финансирования муниципальных учреждений, поэтому заявленные прокурором требования к Администрации города Омска об обязании осуществить финансирование на устранение нарушений законодательства о гражданской обороне посредством выделения денежных средств на обеспечение БОУ г. Омска «Гимназия № 62» средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета 100% от общей численности работников удовлетворению не подлежат, так как Администрация города Омска является ненадлежащим ответчиком. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Центрального административного округа города Омска удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие бюджетного образовательного учреждения города Омска «Гимназия № 62», выразившееся в неосуществлении накопления, освежения средств индивидуальной защиты (противогазов). Обязать Департамент образования Администрации города Омска осуществить финансирование устранения нарушений законодательства о гражданской обороне посредством выделения денежных средств на обеспечение бюджетного образовательного учреждения города Омска «Гимназия № 62» средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета 100% от общей численности работников бюджетного образовательного учреждения города Омска «Гимназия № 62». Обязать бюджетное образовательное учреждение города Омска «Гимназия № 62» после выделения Департаментом образования Администрации города Омска денежных средств приобрести средства индивидуальной защиты (противогазы) из расчета 100% от общей численности работников бюджетного образовательного учреждения города Омска «Гимназия № 62». В удовлетворении остальной части иска - отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд города Омска. Судья подпись Д.В.Середнев Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 02.05.2012 Вступило в законную силу 05.06.2012. Согласовано к размещению на сайте суда