Дело № 2-2849/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 июня 2012 г. г. Омск Куйбышевский районный суд г. Омска в составе: председательствующего судьи Романюк Л.А., при секретаре Боронко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевского К.В. к Открытому акционерному обществу «Омская энергосбытовая компания» о признании противоречащим расчет электроэнергии в местах общего пользования, обязании совершить действия, УСТАНОВИЛ: Киселевский К.В. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с иском к ОАО «Омскэнергосбыт» указав, что является собственником квартиры № жилого дома <адрес> в г. Омске. Согласно выставленным квитанциям за период с ноября 2010 г. по апрель 2012 г. оплачивает внутриквартирное потребление услуг. Квитанциями ОАО «Омскэнергосбыт» представляется расчет за потребленную электроэнергию мест общего пользования. Начиная с ноября 2010 г. ОАО «Омскэнергосбыт» выставляет ему в квитанциях суммы за потребленную электроэнергию мест общего пользования, значительно завышая ее по сравнению с предшествующими периодами. Указанное ОАО «Омскэнергосбыт» аргументирует применением положений правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. В связи с необходимостью разрешить возникшие разногласия, выразившиеся в перерасчетом суммы за потребленную электроэнергию мест общего пользования абонента Киселевского КВ., он 26.03.2012 г. написал письменное обращение с просьбой предоставить информацию, необходимую для проверки расчета. В настоящее время на данное письмо ответа не поступило, документов необходимых для расчета не представлено. 12.04.2012 г. в его адрес поступило повторное предупреждение о временном приостановлении предоставления услуг по энергоснабжению от 06.04.2012 г., в котором отражено, что задолженность абонента на 01.04.2012 г. составляет: по оплате за электроснабжение индивидуальное: 00,00 рублей, мест общего пользования - 11 557,56 руб. Являясь участником отношений, регулируемых ст. 13 ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ», он не давал своего согласия на установку общедомового прибора учета электроэнергии по ул. <адрес> в г. Омске, согласия иных собственников так же не имеется. Ни ТСЖ «СОЮЗ», ни ОАО «Омскэнергосбыт» не обращалось к собственникам дома <адрес> в г. Омске об установке прибора учета электроэнергии. Пунктом 90 правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ_от 31.08.2006 № 530, предусмотрено право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Указанное положение в виде права требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Обязанность по управлению общим имуществом дома согласно ст. 161, ст. 162 ЖК РФ возлагается на управляющую организацию в силу положений Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, которая несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В силу указанного, направляя в адрес ТСЖ «Союз», ОАО «Омскэнергосбыт» письменные требования о предоставлении информации для произведения контррасчета, лишен права информирования о тех показателях, которые определяют расчет стоимости оплаты за потребленную электроэнергию мест общего пользования, как собственника жилого помещения, согласно расчета определенного приложение № 2 к правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307. Считает, что именно управляющая организация несет обязанность по начислению и определению размера платы за электроэнергию, а не ОАО «Омскэнергосбыт», которое, не обладая всеми необходимыми параметрами для расчета суммы потребленной электроэнергии мест общего пользования, распределяет ее на лиц своевременно и полно оплачивающих услуги внутридомового прибора учета, а остальных лиц (собственников) в долевое распределение не учитывает. В связи с изложенным, считает, что действия по предупреждению о временном приостановлении предоставлении услуг по электроэнергии Киселевскому КВ. является незаконными. Просил признать противоречащим закону расчет электроэнергии мест общего пользования, произведенные открытым акционерным обществом «Омскэнергосбыт» по квартире <адрес> в г. Омске в сумме 11557, 56 руб. за период с 01.11.2010 г. по 01.04.2012 г. Обязать ответчика исключить из лицевого счета Киселевского К.В. по квартире № <адрес> в г. Омске начисленную задолженность за электроэнергию мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумме 11 557,56 руб., прекратить расчет за электроэнергию мест общего пользования Киселевскому К.В., прекратить начисление задолженности за электроэнергию мест общего пользования Киселевскому К.В., признать незаконными действия открытого акционерного общества «Омскэнергосбыт», выразившиеся в предупреждении о временном приостановлении предоставления услуг по энергоснабжению абонента Киселевского К.В. В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные исковые требования (л.д.102), просил признать противоречащим абзацу 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 расчет электроэнергии в местах общего пользования, произведенный ОАО «Омскэнергосбыт» по квартире <адрес> в г. Омске принадлежащей Киселевскому К.В. в сумме 11 557, 56 руб. за период с 01 ноября 2010 г. по 01 апреля 2012 г.; обязать ОАО «Омскэнергосбыт» исключить из лицевого счета Киселевского К.В. начисленную задолженность за электроэнергию в местах общего пользования в сумме 11 557, 56 руб. за период с 01 ноября 2010 г. по 01 апреля 2012 г. В судебном заседании истец не участвовал, был извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца по доверенности Альшанский Е.В. (л.д.16), исковые требования с учетом их уточнения, а также равнее данные показания поддержал. В предыдущих заседаниях представитель истца указал, что истец оплачивает потребление электроэнергии по местам общего пользования не только за себя, но и за других жильцов, которые не оплачивают их более полутора лет. Корректировку ответчик не производит. В доме есть нежилые помещения, которые не оплачивают МОП. Истец считает, что должен оплачивать расход по МОП согласно нормативу потребления. Представитель ответчика ОАО «Омскэнергосбыт» по доверенности Шараповская С.В. (л.д.61) исковые требования не признала, поддержала доводы изложенные в представленном отзыве (л.д.111), а также пояснения, данные ранее, согласно которым в доме <адрес> установлен общедомовой прибор учета электроэнергии и индивидуальные приборы учета в каждой квартире. ОАО «Омскэнергосбыт» ежемесячно снимает показания общедомового прибора учета, информация по каждой квартире имеется в квитанциях по оплате, кроме того, сотрудники ОАО «Омскэнергосбыт» обходят квартиры и сверяют показания индивидуальных приборов с данными в квитанциях. Расчет потребления по местам общего пользования на каждую квартиру производится в соответствии с постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг». Ранее производилась корректировка по местам общего пользования, но в настоящее время она отменена постановлением Правительства. Истец оплачивает начисления по МОП не в полном объеме, в связи с чем, имеется задолженность. Кроме того, у истца очень большое индивидуальное потребление электроэнергии, а так как по местам общего пользования начисление производится пропорционально потреблению по жилому помещению, то и по МОП начисление больше. Общедомовой счетчик в доме № установлен Омскэлектро в сентябре 2009 г., начисления с октября 2010 г. стали производиться по показаниям счетчика, а не по нормативу, как было ранее. Представитель третьего лица ТСЖ «Союз» Ильинич А.Н. (л.д.48) в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, поддержал представленный отзыв (л.д.47), указывая, что ТСЖ «Союз» ежемесячно представляет показания общедомовых приборов учета электроэнергии. Самостоятельно ТСЖ «Союз» не имеет возможности определять размер платы за электроэнергию мест общего пользования. Договор, заключенный с ОАО «Омскэнергосбыт», ежегодно пролонгируется. Общедомовые счетчики начали использоваться с ноября 2010 г. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение). В силу ст. ст. 39, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306. В соответствии с указанными правилами "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Таким образом, устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Пункт 23 Правил устанавливает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам; Согласно пп 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам: а) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле; VD P ke3.i = ----------- x Vi.p x Tky, (9) Vn.p. + Vn.n. где: VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час); Vn.p. - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); Vn.n. - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час); Vi.p - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час); Tky - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час). Верховным Судом РФ вышеприведенная формула была проверена на соответствие действующему законодательству и Решением Верховного Суда РФ от 12 декабря 2006 г. № ГКПИ06-1228, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № КАС07-128, пункт 3 приложения 2 к настоящим Правилам, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле (9), признан не противоречащим действующему законодательству. При этом Верховный суд РФ также подчеркнул, что формула (9) учитывает также требования статьей 30 и 39 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества. Судом установлено, что собственником квартиры № <адрес> в г. Омске является Киселевский К.В., указанные обстоятельства подтверждаются Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в доме № является ТСЖ «Союз», которое заключило с ОАО «Омскэнергосбыт» договор о сотрудничестве от 01.04.2009 г. (л.д. 62-64, 66), передав ОАО «Омскэнергосбыт» полномочия по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на бытовые нужды в квартирах и на общедомовые нужды. Как следует из пояснений сторон и представленных материалов с 01.11.2010 г. и по настоящее время в доме № <адрес> начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды производится с учетом расхода по общедомовому прибору учета. Согласно акту технической проверки № 111871 от 09.09.2009 г. (л.д. 75) в доме № установлены приборы учета электрической энергии № и №. Дом оборудован электроплитами, имеется 4 домофона, TV-кабельное, Интернет, 4 лифта. После общедомового прибора учета подключены нагрузки ООО «Омские кабельные сети», ОАО «Сибирьтелеком», ООО «Модус». Все помещения оборудованы приборами учета. Согласно акту обследования дома № (л.д. 148) нежилые помещения, расположенные в доме №, подключены до приборов учета ТСЖ «Союз». В материалах дела представлены договоры купли-продажи электрической энергии, заключенные ОАО «Омскэнергосбыт» с юридическими лицами, расположенными в д. № на поставку ресурсов. Расчеты за электроэнергию и мощность производятся по приборам учета, согласованным сторонами, данные приборы не являются общедомовыми приборами. Таким образом, потребители электроэнергии, пользующиеся нежилыми помещениями, оплачивают фактически полученные ресурсы и потери в своих сетях, согласно заключенным договорам по показаниям приборов учета, установленных в нежилых помещениях и запитанных отдельным вводом. Суд считает, что доводы истца о неправильном применении ответчиком формулы (9) не нашли своего подтверждения. В силу того, что жилой дом, в котором проживает истец, оборудован приборами учета, размер платы за коммунальные услуги определяется по формуле (9) с применением показаний счетчиков, указанных потребителями в квитанциях либо, как указывал представитель ответчика, переданных по телефонам «горячей линии», а если их нет - принимается расход, равный фактическому расходу (усредненный) предыдущего месяца и следовательно, размер платы не может определяться по нормативу, так как это противоречило бы законодательству. Доводы о том, что ответчиком производятся начисления при получении показаний не более чем с 30% квартир, не подтверждают факт неправильного начисления платежей, противоречие формуле 9. Представленные в материалы дела квитанции подтверждают факт неполной оплаты истцом мест общего пользования. Из пояснений представителя истца следует, что истец оплачивает коммунальные платежи по местам общего пользования исходя из нормативов. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования истца о признании противоречащим расчет электроэнергии мест общего пользования, обязании исключить из лицевого счета истца начисленную задолженность не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 193-198, суд РЕШИЛ: Исковые требования Киселевского К.В. к Открытому акционерному обществу «Омская энергосбытовая компания» о признании противоречащим расчет электроэнергии в местах общего пользования, обязании совершить действия оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 30 дней через Куйбышевский районный суд г. Омска. Судья /подпись/ Решение вступило в законную силу 26.09.2012