№ 2-1/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Зеновьева В.А.
при секретаре Чебаковой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 18 февраля 2011 года
дело по иску Ширшова В.И. к ФГУ ГБ МСЭ по Омской области о признании недействительной справки, присуждении к выдаче справки, взыскании судебных расходов, и к Министерству здравоохранения Омской области о признании недействительным акта государственного органа,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Ширшов В.И. обратился в суд с иском к ФГУ ГБ МСЭ по Омской области, в котором просил признать недействительной справку серии МСЭ-2006 № от 16.09.2009, обязать установить ему <данные изъяты> группу инвалидности <данные изъяты> степени ограничения способности к трудовой деятельности.
В дальнейшем уточнил исковые требования к ответчикам ФГУ ГБ МСЭ по Омской области и Министерству здравоохранения Омской области, указав, что решением филиал № от 14.07.2009 (№) ему была установлена <данные изъяты> группа инвалидности с <данные изъяты> степенью ограничения способности к трудовой деятельности на срок с 31.07.2009 до 01.08.2010, о чём была выдана справка.
Ответчик в Акте № освидетельствования во МСЭ от 16.09.2009 необоснованно сослался только на свое решение от 01.02.2008 об установлении истцу <данные изъяты> группы инвалидности на период с 01 февраля 2008 года без срока переосвидетельствования, и проигнорировал /скрыл/ тот факт, что 06.08.2008 им /ответчиком/ в связи с ухудшением состояния здоровья истца ему была досрочно повышена группа инвалидности - установлена <данные изъяты> группа инвалидности с <данные изъяты> степенью ограничения способности к трудовой деятельности на срок до 01.08.2009.
Ответчик при проведении контрольного освидетельствования 16.09.2009 проигнорировал тот факт, что состояние здоровья истца за период времени с 06.08.2008 по 31.07.2009 и с 01.08.2009 по 16.09.2009 не улучшилось.
Считает, что последнее решение об установлении ему <данные изъяты> группы инвалидности вынесено неправомерно, т.к. с одной стороны, отсутствовали основания, и была нарушено процедура для его вынесения, т.к. решение вынесено заочно при этом ответчик не известил истца о проведении контрольного освидетельствования 16.09.2009, тем самым лишив истца права на личное обследование гражданина, установленное п. 25 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Также ответчик нарушил п. 4 указанного Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", не ознакомив истца с порядком и условиями признания гражданина инвалидом при проведении контрольного освидетельствования 16.09.2009 в т.ч. и о возможности проведения заочной медико-социальной экспертизы; неправомерно проигнорировал документы, представленные ранее истцом: «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь», оформленную в Поликлинике N 1 МУЗ Городской больнице 3 и выданную 18.06.2009; выписку из ГУЗ ОО <данные изъяты> справку врачебной комиссии Поликлиники N 1 МУЗ Городской больнице 3 от 03.07.2009 № о необходимости освидетельствования Ширшова В.И. на дому или заочно <данные изъяты> другие документы, имеющиеся в акте освидетельствования № от 16.07.2009-31.07.2009.
Просил признать недействительной справку серии МСЭ-2006 № от 16.09.2009, выданную ответчиком ФГУ ГБ МСЭ по Омской области, обязать ответчика ФГУ ГБ МСЭ по Омской области установить истцу на период с 16.09.2009 по 15.09.2010: <данные изъяты> ограничения способности к трудовой деятельности; <данные изъяты>, взыскать в свою пользу с ответчика ФГУ ГБ МСЭ по Омской области расходы, понесенные в связи с рассматриваемым делом в размере 9 700 рублей, состоящие из оплаты: составления заявления в ГУ УПФ РФ в САО г. Омска - 3 000 рублей, составления искового заявления в Куйбышевский районный суд г. Омска - 6 000 рублей, нотариальной доверенности представителя - 500 рублей, госпошлины за обращение в суд 200 рублей.
Признать протокол выездного заседания лечебно-контрольной комиссии Министерства здравоохранения Омской области от 27 августа 2009 года в МУЗ «ГБ №3» признать недействительным, обязать ответчика Министерства здравоохранения Омской области в течение 5 календарных дней с момента вступления решения в законную силу отозвать свое письмо в ФГУ ГБ МСЭ по Омской области от 27.08.09 г. № с суждениями в отношении выставленных диагнозов истцу, а также взыскать в пользу истца с ответчика Министерства здравоохранения Омской области 25 000 рублей в счет денежной компенсации причиненного морального вреда.
Истец Ширшов В.И. и представитель третьего лица ГУ УПФ РФ в САО г. Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались. При этом истец представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Панов В.А. в судебном заседании дал суду пояснения, аналогичные содержанию заявления, заявив ходатайство о проведении повторной комплексной судебно-медицинской экспертизы, поскольку, выводы комплексной медико-социальной экспертизы не соответствуют нормам процессуального закона.
Представитель ответчика ФГУ ГБ МСЭ по Омской области Черногор Н.М. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что решение об установлении истцу <данные изъяты> группы инвалидности вынесено правомерно, т.к. имелись медицинские основания для его вынесения, и была соблюдена процедура. Ответчик в данном случае был обязан вынести заочно указанное решение, т.к. истец, извещённый о времени и месте проведения МСЭ не явился для проведения контрольного освидетельствования 16.09.2009. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Омской области Огаркова Т.М. в судебном заседании иск не признала и дала суду пояснения, аналогичные пояснениям представителя ответчика ФГУ ГБ МСЭ по Омской области Черногора Н.М., дополнительно пояснив, что Министерства здравоохранения Омской области не является медицинским учреждением, учреждением социальной защиты населения, либо осуществляющим пенсионного обеспечение. Оспариваемый протокол носит рекомендательный характер, не являясь обязательным для ФГУ ГБ МСЭ по Омской области, не нарушил и не мог нарушить права, свободы и законные интересы истца. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав представителей истца и представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд счёл необходимым в удовлетворении иска отказать.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности.
Согласно п.п. 14 и 15 Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждённой Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 (Диапазон действия данной редакции: c 30.09.2005 по 05.04.2010), критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению третьей, второй степеней; способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.
Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.
В соответствии с п.п. 2-7 Правил признания лица инвалидом (утв. ПостановлениемПравительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Согласно п.п. 20-41 Правил признания лица инвалидом (утв. ПостановлениемПравительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95), медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
В соответствии с п.п. 1 и 9 Положения о Министерстве здравоохранения Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 13 ноября 2007 г. N 133, Министерство здравоохранения Омской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение государственной политики Омской области.
При осуществлении своих полномочий Министерство вправе:
1) осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти Омской области, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в сфере охраны здоровья населения Омской области;
2) организовывать координационные и совещательные органы для выполнения предоставленных полномочий;
3) запрашивать в установленном порядке от органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления в сфере управления здравоохранением, организаций информацию и материалы, необходимые для осуществления предоставленных полномочий;
4) привлекать по согласованию организации, а также ученых и специалистов для решения вопросов, относящихся к ведению Министерства, в том числе на договорной основе;
5) заключать договоры, в том числе государственные контракты, с юридическими и физическими лицами для выполнения предоставленных полномочий;
6) в установленном законодательством порядке назначать на должность и освобождать от должности руководителей подведомственных организаций, контролировать их деятельность;
7) в установленном законодательством порядке осуществлять от имени Омской области функции учредителя подведомственных организаций;
8) вносить в Правительство Омской области предложения по созданию, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций;
9) осуществлять организацию и проведение конференций, семинаров, совещаний, встреч, выставок и других мероприятий по актуальным вопросам в сфере здравоохранения;
10) осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
На основании пункта 1 Положения о Лечебно-контрольной комиссии Министерства здравоохранения Омской области (далее - Комиссия), утвержденного распоряжением Министерства от 1 апреля 2008 года № 271-р (далее - Положение о Комиссии), Комиссия является совещательным органом, организуемым Министерством в целях совершенствования и оптимизации организации оказания медицинской помощи населению Омской области (т.1 л.д.105-106).
Задачами Комиссии являются, в т. ч. выявление дефектов, врачебных ошибок; разработка мероприятий по устранению и предупреждению ошибок в диагностике и лечении пациентов; подготовка рекомендаций руководителям учреждений здравоохранения по устранению и предупреждению выявленных недостатков в оказании медицинской помощи.
Выездные заседания Комиссии проводятся в целях привлечения широкого круга врачей к разбору и анализу выявленных дефектов в оказании медицинской помощи.
Функциями ЛКК являются, в т.ч. изучение всех необходимых медицинских документов; проведение оценки объема и своевременности диагностических мероприятий, правильности и точности поставленного диагноза, адекватности выбора и объеме лечебных мероприятий, качества ведения медицинской документации.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Ширшову В.И. 01.08.2009 была установлена <данные изъяты> группа инвалидности третьей степени ограничения к трудовой деятельности на срок до 01.08.2010 (т.1 л.д.5).
Решение о контрольном освидетельствовании истца и установлении <данные изъяты> группы инвалидности (т.1 л.д. 27-29) вынесено правомерно, т.к. имелись медицинские основания для его вынесения (т.1 л.д.30,31, 34-39), и была соблюдена процедура его вынесения (л.д.32-34). Ответчик в данном случае был обязан вынести заочно указанное решение, т.к. истец, извещённый о времени и месте проведения МСЭ (т.1 л.д.41-45) не представил доступа в квартиру для проведения контрольного освидетельствования 16.09.2009.
Согласно заключению комплексной медико-социальной экспертизы (т.1 л.д.233-250), истец на момент проведения медико-социальной экспертизы 2008 - 2009 г.г. страдал следующими заболеваниями: <данные изъяты>
В период 22.07.2008 - 06.08.2008 по 01.08.2009 истцу было оформлено направление на медико-социальную экспертизу (форма 088/у - 06), заверенное поликлиникой МУЗ ГБ № 3 09.07.2008 и 18.06.2009 в направительных документах указаны <данные изъяты> <данные изъяты> Таким образом, объективных доказательных данных для установления <данные изъяты> группы инвалидности <данные изъяты> степени ОСТД медико-социальной экспертной комиссией не усмотрено.
Оспариваемый протокол Министерства здравоохранения Омской области носит рекомендательный характер, не являясь обязательным, в связи с чем, он не нарушил права, свободы и законные интересы истца.
В соответствии со статьей 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Указанная информация на основании статьи 10 Федерального закона «О персональных данных» относится также к специальной категории персональных данных.
Сведения (содержащиеся в медицинской карте амбулаторного больного от 15 апреля 2009 года, выписка из бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический медико-хирургический центр» (далее - КМХЦ), форма 088/у-06 от 18 июня 2009 года) о состоянии здоровья Ширшова В.И. были представлены учреждениями здравоохранения (ГБ № 3, КМХЦ) Комиссии для ознакомления с ними, проведения анализа правильности постановки диагнозов. Члены комиссии в силу исполнения служебных обязанностей обладали данными сведениями, также как и бюро медико-социальной экспертизы, в связи с этим разглашения тайны не было. Иным лицам, не обладающим данными сведениями в силу исполнения им служебных обязанностей, сведения не передавались.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О персональных данных» обработка специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если обработка персональных данных осуществляется в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну.
Таким образом, сведения о состоянии здоровья истца были преданы учреждениями здравоохранения (ГБ № 3, КМХЦ) на рассмотрение Комиссии также с соблюдением норм законодательства Российской Федерации.
Суд не принимает доводы представителя истца о нарушении процессуального законодательства при проведении комплексной медико-социальной экспертизы, поскольку она соответствуют ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и проведена на основании представленных медицинских документов.
Анализируя материалы дела, суд пришёл к выводу о том, что представители ответчиков в соответствии с п. 1 ст. 56, п. 1 ст. 249 ГПК РФ в судебном заседании доказали законность своих решений, действий и отсутствие оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, суд счёл необходимым в удовлетворении искового заявления Ширшова В.И. к ФГУ ГБ МСЭ по Омской области и к Министерству здравоохранения Омской области оставить без удовлетворения.
В силу ст. 103 ГПК РФ с истца подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 600 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Ширшова В.И. к ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области и к Министерству здравоохранения Омской области оставить без удовлетворения.
Взыскать с Ширшова В.И. государственную пошлину в местный бюджет в размере 600 рублей.
Решение может быть обжалованов 10-ти дневный срок путем подачи кассационной жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.02.2011.
Председательствующий
по делу: В.А. Зеновьев
Судья В.А. Зеновьев