Дело № 2-3656/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 июля 2012 г. г. Омск Куйбышевский районный суд г. Омска в составе: председательствующего судьи Романюк Л.А., при секретаре Рерих Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Омска к Администрации города Омска, бюджетному учреждению культуры Омской области «Омский музей просвещения», бюджетному образовательному учреждению культуры города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива», Департаменту образования администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений администрации города Омска, Министерству культуры Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Омска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений обратился в суд с вышеназванными требованиями к ответчикам, указав, что Здание учительской семинарии, 1903 г., расположенное по адресу: г. Омск, ул. Декабристов, д. 121, находится в муниципальной собственности и является памятником истории и культуры регионального значения на основании Решения облисполкома от 26.06.80 г. № 239/10. Часть здания площадью 806,1 кв.м., передана бюджетному учреждению культуры Омской области «Омский музей просвещения» (БУК Омской области «Омский музей просвещения») на основании договора безвозмездного пользования от 01.01.2008 г. № 35669/35, заключенного с Департаментом имущественных отношений администрации города Омска. Учредителем БУК Омской области «Омский музей просвещения» является Омская область. Функции Учредителя от имени Омской области осуществляют: Министерство культуры Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области. Согласно условиям охранного обязательства № 905 от 26.02.2007 г., выданного Министерством культуры Омской области БУК Омской области «Омский музей просвещения», последнее обязано обеспечить проведение в 2007-2010 г.г. ремонтно-реставрационных работ здания, а именно, осушение подвала, дренажные работы - 2007 г., текущий ремонт внутренних помещений - 2007 г., ремонт кровли - 2008 г., капитальный ремонт помещений цокольного этажа - 2008-2009 г., ремонт фасада - 2010 г., благоустройство прилегающей территории - 2010 г. В нарушение норм законодательства, мероприятия, предусмотренные планом ремонтно-реставрационных работ БУК Омской области «Омский музей просвещения» не выполнены. Часть здания учительской семинарии площадью 1461,2 кв.м. закреплена на праве оперативного управления за бюджетным образовательным учреждением города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» (БОУ г. Омска «ЦТР и ГО «Перспектива») на основании распоряжения Мэра города Омска № 27-p от 12.01.2005 г. В соответствии с Уставом БОУ г. Омска «ЦТР и ГО «Перспектива», утвержденного приказом директора Департамента образования администрации г. Омска от 12.12.2011 г. № 548, учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Департамент образования администрации г. Омска. Согласно условиям охранного обязательства № 719 от 15.06.2005 г., выданного Министерством культуры Омской области БОУ г. Омска «ЦТР и ГО «Перспектива», последнее обязано обеспечить проведение ремонтно-реставрационных работ здания, а именно, ремонт кровли, ремонт фасада, мероприятия по отводу воды в цокольном этаже, косметический ремонт внутренних помещений. В нарушение норм законодательства, мероприятия, предусмотренные планом ремонтно-реставрационных работ, БОУ г. Омска «ЦТР и ГО «Перспектива», не выполнены. Поскольку обязательства по проведению ремонтно-реставрационных работ у БУК Омской области «Омский музей просвещения» и у БОУ г. Омска «ЦТР и ГО «Перспектива» возникли до 01.01.2011 г., учредители данных бюджетных учреждений несут субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений. Кроме того, часть здания учительской семинарии площадью 151,9 кв.м. закреплена на праве оперативного управления за Департаментом образования администрации г. Омска на основании распоряжения Департамента имущественных отношений администрации г. Омска от 19.10.2010 г. № 7885-р. Согласно условиям охранного обязательства № 1620 от 18.03.2011 г., выданного Министерством культуры Омской области Департаменту образования администрации города Омска, последний обязан провести ремонтно-реставрационные работы здания, а именно, ремонт занимаемых помещений, ремонт кровли с восстановлением водостоков, ремонт фасада. В нарушение норм законодательства, мероприятия, предусмотренные планом ремонтно-реставрационных работ, Департаментом образования администрации г. Омска не выполнены. Проведенная прокуратурой г. Омска совместно с Министерством культуры Омской области проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия народов Российской Федерации, в ходе которой было обследовано Здание учительской семинарии, 1903 г., расположенное по адресу: г. Омск, ул. Декабристов, д. 121, показала, что на объекте культурного наследия требуется безотлагательное проведение ремонтно-реставрационных работ всеми пользователями указанного здания. Считают, что с учетом неделимости предмета обязательства (проведение ремонтно-реставрационных работ всего здания), возникшего у пользователей здания на основании заключенных ими охранных обязательств, учитывая наличие общего имущества в указанном здании, а также необходимость проведения ремонтно-реставрационных работ всеми пользователями помещений одновременно, на пользователей здания учительской семинарии, 1903 г. должна быть возложена солидарная ответственность по исполнению принятых на себя обязательств. В связи с изложенным, просили признать незаконным бездействие БУК Омской области «Омский музей просвещения», Министерства культуры Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области (как учредителей БУК Омской области «Омский музей просвещения»), БОУ г. Омска «ЦТР и ГО «Перспектива», Департамента образования администрации города Омска, Департамента имущественных отношений администрации города Омска (как учредителей БОУ г. Омска «ЦТР и ГО «Перспектива»), Департамента образования администрации города Омска, как структурного подразделения Администрации г. Омска, с которым заключено охранное обязательство, по непринятию мер к организации и проведению ремонтно-реставрационных работ, предусмотренных охранными обязательствами, а именно: ремонта крыши с восстановлением водостоков, ремонтно-реставрационных работ на фасадах здания с устранением трещин в кирпичной кладке, ремонта внутренних помещений, здания учительской семинарии, 1903 г., являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Декабристов, д. 121. Возложить солидарную ответственность на Администрацию города Омска как собственника объекта культурного наследия, БУК Омской области «Омский музей просвещения», БОУ г. Омска «ЦТР и ГО «Перспектива», Департамент образования администрации г. Омска. В судебном заседании помощник прокурора г. Омска Петроченко А.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, суду пояснила, что ремонтно-реставрационные работы в полном объеме, в соответствии с охранными обязательствами не выполняются, документов на проведение ремонтных работ в ходе проверки не выявлено, в результате чего здание, являющееся объектом культурного наследия, разрушается. Имеется опасность причинения вреда здоровью и жизни как сотрудников учреждений, так и граждан, посещающих здание. Требовала возложить солидарную ответственность на ответчиков, поскольку работы по ремонту носят неделимый характер и их выполнение должно быть проведено безотлагательно. Ответчик, выполнивший ремонтно-реставрационные работы, вправе будет возместить свои убытки за счет других солидарных ответчиков. Представитель ответчика - Администрации г. Омска по доверенности Яковлев К.А. (том 2 - л.д. 38) исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве (том 2 - л.д. 45), пояснив дополнительно, что здание по ул. Декабристов, 121, являющееся объектом культурного наследия регионального значения, находится в муниципальной собственности, его занимают БУК ОО «Омский музей просвещения», БОУ г. Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» и Департамент образования администрации г. Омска, имеющие охранные обязательства на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия. В соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», нормами гражданского законодательства РФ обязанность по содержанию объекта возложена на пользователей данного имущества, в случае, если собственник этого имущества передал его в пользование. Администрация г. Омска непосредственно здание по ул. Декабристов, 121 не эксплуатирует, здание передано в пользование иным лицам, принявшим охранные обязательства по сохранению объекта культурного наследия. Кроме того, Администрация г. Омска не осуществляет полномочия собственника муниципального имущества, которые в пределах своей компетенции от имени муниципального образования г. Омск осуществляет Департамент имущественных отношений администрации г. Омска, являющийся структурным подразделением Администрации г. Омска, созданный в соответствии с Уставом г. Омска, наделенный правами юридического лица. В связи с изложенным, считает требование истца к Администрации г. Омска о возложении солидарной ответственности по выполнению ремонтно-реставрационных работ незаконными. Представитель ответчика - Департамента образования администрации г. Омск по доверенности Жмотов В.А. (том 1 - л.д. 125) исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве (том 1 - л.д. 127), указав также, что работы на здании учительской семинарии выполняются по мере финансирования. Должен быть единый проект на ремонтно-реставрационные работы, который должен быть совместно профинансирован, работы должны быть проведены сразу во всем здании, однако в силу объективных причин, в данной ситуации считает это невыполнимым. Представитель ответчика - БУК ОО «Омский музей просвещения» Рудницкая С.Е., действующая на основании доверенности (том 2 - л.д. 24), с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве (том 2 - л.д. 19), дополнительно пояснила, что Министерство культуры Омской области по отношению к музею с одной стороны, является специально уполномоченным органом в сфере сохранения культурного наследия, с другой стороны, осуществляет функции учредителя, будучи его отраслевым органом. Музей в рамках своих полномочий за счет собственных и благотворительных средств прилагал усилия по проведению ремонтно-реставрационных работ, не требующих письменного согласования с органом госохраны. В рамках ежегодного документооборота постоянно отмечал необходимость финансирования ремонтно-реставрационных работ в здании. Считает требования истца к БУК ОО «Омский музей просвещения» необоснованными, так как отраслевой органа не выделяет достаточных средств для производства ремонтно-реставрационных работ. Представитель ответчика - БОУ г. Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» по доверенности Арутюнян И.А. (том 2 - л.д. 36) исковые требования не признала, указала, что работы ведутся, однако в силу недостаточного финансирования не в полном объеме. Представитель ответчика - Министерства культуры Омской области по доверенности Гурулева Ю.Л. (том 1 - л.д. 141) с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве (том 1 - л.д. 150), указав также, что ремонтно-реставрационные работы БУК ОО «Омский музей просвещения» должны производится по мере финансирования, финансирование работ, перечисленных в акте не производилось. БУК ОО «Омский музей просвещения» является самостоятельным юридическим лицом. Считает требования прокурора города Омска к Министерству необоснованными. Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области по доверенности Тихонова М.А. (том 1 - л.д. 203) поддержала доводы, изложенные в представленном отзыве (том 2 - л.д. 40), пояснила, что ремонтно-реставрационные работы памятника истории и культуры регионального значения «Здание учительской семинарии 1903 г.», расположенного по адресу г. Омск, ул. Декабристов, 121, должны производить БУК Омской области «Омский музей просвещения», БОУ г. Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива», Департамент образования администрации г. Омска в соответствии с охранными обязательствами в рамках установленных учредителями государственного и муниципального заданий, а также бюджетной сметой соответственно самостоятельно. Представитель Департамента имущественных отношений администрации г. Омска, представитель Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежаще (том 2 - л.д. 28, 30). В письменном отзыве на исковое заявление представитель Департамента имущественных отношений администрации г. Омска по доверенности Унжакова И.С. указала, что нежилые помещения в здании учительской семинарии по адресу г. Омск, ул. Декабристов, 121 относятся к муниципальной собственности. Часть здания закреплена за БУК ОО «Омский музей просвещения» на основании договора безвозмездного пользования, часть помещений закреплена на праве оперативного управления за БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива». По условиям охранных обязательств пользователем на время нахождения указанного памятника у Пользователя принято на себя обязательство обеспечить режим содержания памятника, проводить ремонтно-реставрационные работы. Обязанность осуществлять ремонт имущества, находящегося в оперативном управлении БОУ г.Омска «ЦТРиГО «Перспектива», закреплена в Уставе Учреждения. Департамент имущественных отношений передал указанное имущество Учреждению на праве оперативного управления, в связи с чем, Департамент имущественных отношений администрации города Омска не является надлежащим ответчиком по настоящему делу (том 1 - л.д. 146). В представленном отзыве представитель Министерства имущественных отношений Омской области Стороженко В.Ю. указал, что здание по адресу г. Омск ул. Декабристов, 121 в Едином банке данных объектов собственности Омской области не значится. Минимущество осуществляет функции учредителя БУК «Омский музей просвещения» в части наделения его имуществом, находящимся в собственности Омской области и не является органом, уполномоченным решать вопросы, касающиеся деятельности БУК «Омский музей просвещения», а также его финансирования. В составе расходов исполнительных органов государственной власти Омской области предусматривается финансирование деятельности государственных учреждений Омской области, в отношении которых они осуществляют функции учредителя в качестве отраслевого органа (том 1 - л.д. 129). В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению. Статьей ст. 44 Конституции РФ предусмотрена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Статей 7 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее ФЗ № 73 от 25.06.2002 г.) гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ № 73 от 25.06.2002 г. имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 63 ФЗ № 73 от 25.06.2002 г. впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. № 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону. Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. № 865. Пунктом 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865, закреплено, что порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. В охранных документах предусматриваются порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений; сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц. Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что нежилое строение по адресу г. Омск, ул. Декабристов, 121 лит. А-А1, площадью 1613,1 кв.м. на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № АА № находится в собственности муниципального образования город Омск, что также подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества города Омска, техническим паспортом нежилого строения (том 1 - л.д. 121). Права собственника в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26 октября 2011 г. № 452, осуществляет в пределах своей компетенции Департамент имущественных отношений администрации города Омска. На основании распоряжения Мэра г. Омска № 7-р от 12.01.2005 г. здание (лит. А,А1) общей площадью 1613,1 кв.м., расположенное по адресу г. Омск, ул. Декабристов, 121, передано на баланс муниципального образовательного учреждения «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» и закреплено на праве оперативного управления (том 1 - л.д. 66). 15.06.2005 г. составлено охранное обязательство №, по которому МОУ «ЦТРиГО «Перспектива» - Пользователь, принимает на себя охранное обязательство в отношении памятника, стоящего на государственной охране согласно решению Омского облисполкома от 26.06.1980 г. № 239/10, перед Министерством культуры Омской области (Госорган) и обязуется обеспечивать режим содержания памятника, а также ремонтно-реставрационные, консервационные работы, предусмотренные актом технического состояния, а также предписаниями Госоргана, производить за свой счет текущий ремонт памятника, реставрационные работы проводить в сроки, указанные в прилагаемом акте, при осуществлении реставрации, реконструкции, капитального ремонта до начала проектно-изыскательских работ получить у Госоргана по охране памятников архитектурно-реставрационное задание (том 1 - л.д. 23). Согласно Акту № 719 технического состояния памятника и определения плана работ по памятнику и благоустройству территории (Приложение к охранному обязательству) в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования пользователь обязан по мере финансирования осуществить ремонт кровли, фасада, мероприятия по отводу воды в цокольном этаже, косметический ремонт внутренних помещений (том 1 - л.д. 24-25). БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.12.1998 г. как Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский (юношеский) морской центр». В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ изменен тип Учреждения, свидетельство о внесении изменений от 10.01.2012 г. Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск, функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет Департамент образования администрации г. Омска, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, Свидетельством о государственной регистрации, Уставом Учреждения (том 1 - л.д. 26, 68, 69). Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск, права собственника осуществляет в пределах своей компетенции Департамент имущественных отношений администрации г. Омска. Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, муниципальное задание и план финансово-хозяйственной деятельности. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств местного бюджета города Омска. Учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, в том числе предпринимательскую, в соответствии с законодательством и Уставом. Отношения между Учреждением и Учредителем определяются договором. Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации г. Омска № 7885-р от 19.10.2010 г. прекращено право оперативного управления БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива» в части нежилых помещений общей площадью 151,9 кв.м., указанные помещения закреплены на праве оперативного управления за Департаментом образования администрации г. Омска (том 1 - л.д. 57, 58). Согласно охранному обязательству № от 18.03.2011 г. Департамент образования администрации г. Омска - Пользователь, принимает на себя охранное обязательство в отношении памятника, стоящего на государственной охране согласно решению Омского облисполкома от 26.06.1980 г. № 239/10, перед Министерством культуры Омской области и обязуется нести бремя содержания объекта культурного наследия, обеспечивать проведение необходимых мероприятий и нести расходы по его сохранению, содержать объект и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, техническом и противопожарном состоянии, поддерживать территорию объекта в благоустроенном состоянии (том 1 - л.д. 18-20). В соответствии с актом № 1620 технического состояния памятника и определения плана работ по памятнику и благоустройству территории (Приложение к охранному обязательству) в период с 2011 по 2015 г.г. Пользователь обязан осуществить ремонт занимаемых помещений, долевое участие в ремонте кровли с восстановлением водостоков и в ремонте фасада (том 1 - л.д. 21-22). По договору № 35669/3-б от 01.01.2008 г. Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (Ссудодатель) передал во временное безвозмездное пользование Государственному учреждению культуры Омской области «Омский музей просвещения» (Ссудополучатель) нежилое помещение (строение) по адресу г. Омск, ул. Декабристов, 121 общей площадью 806,10 кв.м. для использования под музей народного просвещения (том 1 - л.д.94-100). Согласно Договору Ссудополучатель обязуется содержать помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт помещения, нести все расходы по содержанию помещения в надлежащем состоянии (п.п. 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6 Договора). В соответствии с охранным обязательством № от 26.02.2007 г. на недвижимый памятник истории и культуры Здание учительской семинарии 1903 г. Пользователь (ГУ культуры Омской области «Омский музей просвещения», принимает на себя охранное обязательство в отношении памятника перед Министерством культуры Омской области (Госорган) и обязуется обеспечить режим содержания памятника, а также ремонтно-реставрационные, консервационные работы, предусмотренные актом технического состояния, а также предписаниями Госоргана, содержать памятник в надлежащем санитарном, техническом и противопожарном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт памятника, реставрационные работы проводить в сроки, указанные в акте (том 1 - л.д.72). Как следует из акта № 905 технического состояния памятника (Приложение к охранному обязательству) Пользователь должен был в период 2007 г. провести осушение подвала и дренажные работы, текущий ремонт внутренних помещений, в 2008 г. - ремонт кровли, в 2008-2009 г.г. капитальный ремонт помещений цокольного этажа, в течение 2010 г. - ремонт фасада, благоустройство прилегающей территории (том 1 - л.д. 73-74). Согласно Уставу БУК «Омский музей просвещения», утвержденного распоряжением Министерства культуры Омской области № 61-рм от 25.02.2009 г. в ред. Распоряжения № 429-рм от 22.08.2011 г. - Учреждение создано как ГУ «Омский музей истории народного образования» на основании постановления Главы Администрации Омской области и зарегистрировано 18.03.1998 г. С принятием редакции Устава в 2009 г. Учреждение переименовано в БУК «Омский музей просвещения» (том 1 - л.д.75). Учредителем Учреждения является Омская область. Функции Учредителя от имени Омской области осуществляет Министерство культуры Омской области (отраслевой орган), министерство имущественных отношений Омской области - орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Омской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Отраслевого органа. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Учреждению предоставляется право оказывать платные услуги и осуществлять иную приносящую доходы деятельность. Омская область не несет ответственности по обязательствам Учреждения. Отраслевой орган устанавливает государственное задание в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности. Формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется Отраслевым органом с учетом содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления. Таким образом, судом установлено, что пользователями помещений в здании по адресу г. Омск, ул. Декабристов, 121, являющегося памятником культуры, являются БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива», Департамент образования администрации г. Омска, БУК «Омский музей просвещения». В соответствии с охранными обязательствами Пользователи обязаны содержать здание памятника в надлежащем состоянии, в том числе путем осуществления ремонтно-реставрационных работ в соответствии с актами технического состояния. 23.04.2012 г. комиссия в составе заместителя начальника и ведущего специалиста управления по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Министерства культуры Омской области, помощника прокурора САО г. Омска произвела проверку состояния и соблюдения правил использования объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения - «Здание учительской семинарии 1903 г.», расположенного по адресу г. Омск, ул. Декабристов, 121, и поставленного на государственную охрану согласно решению Омского облисполкома от 26.06.1980 № 239/10 (том 1 - л.д. 14). В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об объектах культурного наследия: неисполнение условий охранных обязательств по проведению ремонтно-реставрационных работ, повторно подтвержденные актом проверки по состоянию на 10.07.2012 г., составленного с участием представителя истца, специалистов Министерства культуры Омской области, представителя БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива» (том 2 - л.д.39) а, кроме того, подтвержденные пояснениями допрошенных судом свидетелей С. О.А. и В. Е.Г., принимавших участие в проверке в составе комиссии 23.04.2012 г. (том 2 - л.д. ). Согласно Информации о выполнении БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива» плана работ по памятнику, предусмотренных актом технического состояния, объяснению директора БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива», объяснению директора БУК «Омский музей просвещения», предоставленной информации Директором Департамента образования администрации города Омска, мероприятия, предусмотренные планами ремонтно-реставрационных работ Учреждениями в полном объеме не выполнены по причине отсутствия финансирования (том 1 - л.д. 61, 65, 93, 193). Сам факт не выполнения ремонтно-реставрационных работ в объемах, предусмотренных актами технического состояния объекта, в ходе судебного разбирательства представителями ответчиков - Пользователей помещений здания также не отрицался. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Согласно ч. 3 ст. 48 73-ФЗ от 25.06.2002 г. собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. В силу положений ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом… Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как ранее указывалось, собственником здания по адресу г. Омск, ул. Декабристов, 121 является муниципальное образование город Омск. Права собственника в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26 октября 2011 г. № 452, осуществляет в пределах своей компетенции Департамент имущественных отношений администрации города Омска. Поскольку функции управления муниципальным имуществом осуществляются от имени муниципального образования город Омск Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, Администрация города Омска не является надлежащим ответчиком по требованиям прокурора по настоящему гражданскому делу. В свою очередь недвижимое имущество - здание по адресу г. Омск, ул. Декабристов, 121 передано Департаментом имущественных отношений в оперативное управление БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива» в части помещений площадью 1461,2 кв.м. и Департаменту образования администрации г. Омска в части помещений площадью 151,9 кв.м.; помещения площадью 806,1 кв.м. передано во временное безвозмездное пользование БУК «Омский музей просвещения». В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В соответствии с Уставом БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива» при осуществлении права оперативного управления имуществом обязано обеспечивать его сохранность, не допускать ухудшения его технического состояния, осуществлять текущий ремонт. По условиям договора о передаче имущества в безвозмездное пользование БУК «Омский музей просвещения» обязалось содержать помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести все расходы по содержанию помещения в надлежащем состоянии. Таким образом, Департамент имущественных отношений администрации города Омска также не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Министерство имущественных отношений Омской области, согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 г. № 26 в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции в сфере управления собственностью Омской области. Поскольку здание по адресу г. Омск, ул. Декабристов, 121 находится в муниципальной собственности, требования к Министерству имущественных отношений Омской области заявлены необоснованно. Исковые требования, предъявленные к пользователям здания, а именно: БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива», Департаменту образования администрации г. Омска, БУК «Омский музей просвещения» суд находит обоснованными, поскольку Пользователями приняты на себя охранные обязательства, предусматривающие их обязанность произвести ремонтно-реставрационные работы. Данные обязательства Пользователями не исполнены. Согласно ст. 13 ФЗ № 73 от 25.06.2012 г. источниками финансирования мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные поступления, местные бюджеты. С 1 января 2011 года финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется в форме субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, что подтверждается абз. 1, 2 п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, абз. 3 ст. 69.1, п. 1 ст. 78.1 БК РФ. В соответствии со ст. 38.1 БК РФ принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Согласно Постановлению Правительства Омской области от 13 мая 2009 г. N 85-п "Об установлении подведомственности получателей средств областного бюджета" главным распорядителям средств областного бюджета, являющимся органами исполнительной власти Омской области, подведомственны получатели средств областного бюджета - территориальные органы указанных органов, обладающие правами юридического лица, казенные учреждения Омской области, бюджетные учреждения Омской области (за исключением бюджетных учреждений Омской области, которым предоставляются из областного бюджета субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и на иные цели), в отношении которых указанные органы осуществляют функции учредителя в качестве отраслевых органов исполнительной власти Омской области. Согласно Положению о Министерстве культуры Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 2 марта 2004 г. № 48 Министерство утверждает сметы доходов и расходов государственных учреждений Омской области, учредителем которых является Министерство; составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Согласно Уставу БУК «Омский музей просвещения» Министерство культуры Омской области осуществляет функции Учредителя Учреждения от имени Омской области (Отраслевой орган). Таким образом, именно Министерство культуры Омской области является распорядителем средств бюджета Омской области во взаимоотношениях с БУК «Омский музей просвещения». Формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания должно осуществляться Отраслевым органом с учетом содержания недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления. В силу положений ст. 174.2 БК РФ планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов). Постановлением Правительства Омской области от 25 мая 2011 г. N 91-п утвержден Порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, согласно которому при составлении проекта областного бюджета субъекты бюджетного планирования: - формируют расчеты нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями Омской области в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) Омской области (с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями Омской области учредителем или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, …); формируют потребность в бюджетных ассигнованиях областного бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств Омской области на очередной финансовый год и на плановый период…). Приказом Министерства финансов Омской области от 10 июня 2011 г. N 45 утвержден Порядок и методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на 2012 - 2014 год. Согласно п. 3 Порядка после утверждения целей, задач, показателей конечного и непосредственного результата деятельности субъекты бюджетного планирования формируют и направляют в Министерство финансов Омской области в электронном виде и на бумажном носителе расчеты на 2012 - 2014 годы нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями Омской области в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) Омской области (с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями Омской области учредителем …). В связи с изложенным, суд считает, что являются обоснованными требования прокурора города Омска, предъявленные также к Министерству культуры Омской области, как к распорядителю средств бюджета Омской области во взаимоотношениях с БУК «Омский музей просвещения». В соответствии с Порядком планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств бюджета города Омска на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), утв. Постановлением Мэра города Омска от 12 декабря 2008 г. № 1128-п «Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств бюджета города Омска на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)» основным принципом бюджетного планирования является гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами социально-экономического развития города Омска. В соответствии с Положением о Департаменте образования администрации года Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 г. N 413, Департамент осуществляет экономический анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных муниципальных учреждений; участвует в формировании бюджета города Омска по направлениям деятельности департамента на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных муниципальных учреждений; формирует муниципальные задания в соответствии с действующим законодательством. Функции и полномочия Учредителя БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива» осуществляет Департамент образования администрации города Омска. Согласно Уставу Учреждения Учредитель устанавливает муниципальное задание в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Формирование и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется Учредителем с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления. Департамент образования Администрации г. Омска является распорядителем средств бюджета города Омска во взаимоотношениях с БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива». В связи с изложенным, суд находит обоснованными требования прокурора города Омска, предъявляемые к Департаменту образования администрации города Омска как к распорядителю средств бюджета города Омска во взаимоотношениях с БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива» и обоснованными требования к Департаменту образования Администрации г. Омска как к самостоятельному субъекту юридическому лицу - Пользователю части имущества здания учительской семинарии 1903 г. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Ответчиками представлены планы финансово-хозяйственной деятельности, бюджетные сметы, сметы доходов и расходов, переписка по вопросам дополнительного финансировании, в качестве возражений относительно исковых требований заявлено об отсутствии финансирования на производство названных работ (том 1 - л.д.160-194). БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива» представлено письмо в адрес Департамента образования администрации города Омска о выделении бюджетных средств на выполнение восстановительных и ремонтных работ по охране здания Декабристов, 121 от 07.06.2012 г., в адрес Министра культуры Омской области от 15.06.2012 г. (том 1 - л.д.194, 195). В обоснование своих возражений БУК «Омский музей просвещения» представлены письма - обращения в адрес Министра культуры Омской области о выделении финансовых средств на проведение мероприятий по пожарной безопасности здания (2010 г., 2011 г., 2012 г.), на замену оконных блоков (2011 г.), на монтаж охранной и пожарной сигнализации (2010 г.), на необходимость финансирования расходов по подготовке проекта реставрации памятника регионального значения (2010 г.) (том 1 - л.д.173, 174, том 2 - л.д. 14, 15 19, 73, 75, 77, 78, 79, 80). Согласно представленному письму № 1393 от 19.05.2010 г. Министерства культуры Омской области в адрес руководителей бюджетных учреждений Омской области, подведомственных Министерству культуры Омской области, ведется работа по подготовке платна проведения капитальных ремонтов на 2011-2013 годы в зданиях, занимаемых бюджетными учреждениями Омской области (том 2 - л.д.70). Изучив представленные доказательства, суд считает установленным факт бездействия ответчиков по приятию мер к организации и проведению ремонтно-реставрационных работ памятника, указанных в охранных обязательствах, актах технического состояния памятника. Факт невыполнения работ в полном объеме ответчиками не оспаривается. Суд находит несостоятельными доводы ответчиков об отсутствии их вины в исполнении обязательств со ссылкой на недофинансирование, поскольку считает, что ответчиками не представлено достаточно доказательств, подтверждающих, что ими были предприняты все необходимые и достаточные меры для разрешения данного вопроса. В связи с изложенным, суд находит обоснованными требования прокурора города Омска о признании незаконным бездействия ответчиков по осуществлению ремонтно-реставрационных работ в соответствии с охранными обязательствами и об обязании БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива» и Департамент образования администрации города Омска как распорядителя бюджетных средств учреждения, Департамент образования администрации г. Омска, БУК «Омский музей просвещения и Министерство культуры Омской области как распорядителя бюджетных средств учреждения, осуществить ремонтно-реставрационные работы с учетом пропорционально занимаемых Пользователями площадей. Пунктом 4 ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, освобождены от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст. 194-199 ГПРК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский музей просвещения», бюджетного образовательного учреждения города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива», Департамента образования Администрации города Омска, по неприятию мер к организации и проведению ремонтно-реставрационных работ, а именно: ремонта крыши с восстановлением водостоков, ремонтно-реставрационных работ на фасадах здания с устранением трещин в кирпичной кладке, ремонта внутренних помещений здания учительской семинарии, 1903 года, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Декабристов, 121. Обязать бюджетное учреждение культуры Омской области «Омский музей просвещения» и Министерство культуры Омской области как распорядителя бюджетных средств учреждения, бюджетное образовательное учреждение города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» и Департамент образования Администрации города Омска как распорядителя бюджетных средств учреждения, Департамент образования Администрации г. Омска осуществить ремонтно-реставрационные работы, а именно: ремонт крыши с восстановление водостоков, ремонтно-реставрационные работы на фасадах здания с устранением трещин в кирпичной кладке, ремонт внутренних помещений здания учительской семинарии, 1903 года, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Декабристов, 121, пропорционально занимаемых площадей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска. Судья /подпись/ Решение вступило в законную силу 10.10.2012