Дело № 12-275/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Петуховой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
25 ноября 2010 года
Жалобу ОАО «ОмскВодоканал» на постановление № о назначении административного наказания, вынесенного главным государственным инспектором труда Гострудинспекции Березняком М.А. по ст. 5.27 ч. 1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от 11.10.2010 года о назначении административного наказания, вынесенного главным государственным инспектором труда Гострудинспекции Березняком М.А. ОАО «ОмскВодоканал» привлечено к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства в части не соблюдения обязанности по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а также в отсутствии оборудованных аттестованных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с данным постановлением ОАО «ОмскВодоканал» обратилось в суд с жалобой, мотивируя тем, что в о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении оно извещено не было, с протоколом об административном правонарушении ознакомлено не было, кроме того, вины Общества в данном правонарушении не имеется, так как рабочие места для инвалидов созданы, проведена аттестация рабочих мест. Просит отменить постановление о привлечении Общества к административной ответственности, прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель заявителя Лукьянова Н.М. доводы жалобы поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе. Дополнила, что Общество не признавало своей вины в совершенном правонарушении, при назначении наказания не учтены смягчающие и отягчающие обстоятельства. Кроме того, полагает, что с учетом характера правонарушения, действий Общества, направленных на реализацию прав инвалидов, возможно прекращение производства по делу по причине малозначительности совершенного правонарушения.
Главный государственный инспектор труда в Омской области Гострудинспекции Березняк Н.А. в судебном заседании участия не принимал, извещен судом о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Кодекс РФ об административных правонарушениях позволяет прокурору составлять постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В таком случае копия постановления направляется лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «ОмскВодоканал» вынесено 13 сентября 2010 года, его копия вручена представителю ОАО «ОмскВодоканал» 17.09.2010 года.
О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по постановлению прокурора ЦАО г. Омска от 13.09.2010 года ОАО «ОмскВодоканал» было извещено своевременно, о чем свидетельствует отзыв представителя Общества по настоящему делу об административном правонарушении, представленный в Гострудинспекцию 11 октября 2010 года. Указание о дате рассмотрения дела 11 сентября 2010 года суд расценивает как техническую описку.
Копия постановления вручена представителю ОАО «ОмскВодоканал» Лукьяновой Н.М. 13.10.2010 года.
Довод представителя заявителя об отсутствии у Лукьяновой Н.М. полномочий на получение копии постановления о назначении административного наказания, суд находит несостоятельным, поскольку полномочия, предоставленные Лукьяновой Н.М. доверенностью № от 11.01.2010 года позволяют ей представлять интересы ОАО «ОмскВодоканал» во всех органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. На основании этой же доверенности Лукьянова Н.М. представляет интересы Общества в настоящем судебном заседании.
Таким образом, суд не усматривает процессуальных нарушений, допущенных Гострудинспекцией по Омской области при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела в отношении ОАО «ОмскВодоканал».
В соответствии со ст. 212 ТК РФ Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан в том числе обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со статьёй 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно статье 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает следующие обязанности организаций в области квотирования рабочих мест:
1. Организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
2. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством.
Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О
мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской
области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской
области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за
исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест
для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена:
2) минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. Как явствует из отзыва по делу об административном правонарушении, направленного ОАО «ОмскВодоканал» главному государственному инспектору труда Гострудинспекции в Омской области от 11.10.2010 года, приказом Генерального директора ОАО «ОмскВодоканал» № д от 19.05.2010 г. утверждено и введено в действие с 19.05.2010 г. штатное расписание «Квотированные рабочие места (служащие)» с штатной численностью 8 шт. ед. и «Квотированные рабочие места (рабочие)» с штатной численностью 41 шт. ед.
До введения в действие указанных выше изменений в штатное расписание по квотированным рабочим местам, в ОАО «ОмскВодоканал» работали 7 инвалидов в счет установленных квот на трудоустройство данной категории граждан.
В настоящее время общее количество работников ОАО «ОмскВодоканал», работающих на квотированных рабочих местах, составляет 10 человек. Данные работники в индивидуальной карте реабилитации не имеют показаний для создания специального рабочего места.
Общий размер квоты для приема на работу инвалидов для ОАО «ОмскВодоканал» составил 56 рабочих мест.
Вина ОАО «ОмскВодаканал» подтверждается собранными по делу доказательствами: приказом №д от 19.05.2010 года о внесении изменений в штатное расписание ООО «ОмскВодоканал», штатное расписание от 19.05.2010 года на квотированные рабочие места, картами аттестации рабочих мест по условиям труда, списком работающих инвалидов ОАО «ОмскВодоканал» из 10 человек.
Таким образом, из представленных и исследованных как главным государственным инспектором труда, так и судом материалов дела, явствует, что квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена, специализированное аттестованное рабочее место инвалида в ОАО «ОмскВодоканал» не создано и в установленном порядке не аттестовано.
При таких обстоятельствах главный государственному инспектору труда Гострудинспекции в Омской области Березняк М.А. пришел к правильному выводу о наличии в действиях ОАО «ОмскВодоканал» нарушения трудового законодательства, выразившегося в не соблюдения обязанности по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а также в отсутствии оборудованных аттестованных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, действия Общества правильно квалифицированы по ст. 5.27 ч. 1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, районный суд находит жалобу ОАО «ОмскВодоканал» о нарушении его процессуальных прав необоснованной. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в установленный для этого срок, основываясь на собранных по делу доказательствах. Наказание, назначенное ОАО «ОмскВодоканал» за совершенное правонарушение назначено минимальным.
Прием на работу инвалидов должен осуществляться в соответствии с требованиями законодательства постоянно и планомерно.
Таким образом, оснований для отмены постановления Гострудинспекции в Омской области № от 11.10.2010 года о привлечении к административной ответственности ОАО «ОмскВодоканал» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 ч. 1 КлАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № о назначении административного наказания, вынесенное главным государственным инспектором труда Гострудинспекции (по охране труда) Березняк М.А. по ст. 5.27 ч. 1 КоАП РФ в отношении ОАО «ОмскВодоканал» - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано подачей жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.
Судья М.Л. Жидкова