Дело № 12-86/2011
Мировой судья судебного участка № 87
Центрального административного округа
г. Омска Валиулин Р.Р.
Р Е Ш Е Н И Е
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Масловой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
12 апреля 2011 года
жалобу Куликова С.В., действующего в интересах Дроздовой И.Л., на постановление мирового судьи судебного участка № 87 ЦАО г. Омска от 15 марта 2011 года, которым
Дроздова И.Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, гражданка РФ, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, работающая учителем, привлечена к административной ответственности по ст. 20.2 ч. 1 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно постановлению мирового судьи судебного участка № ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ Дроздова И.Л. признана виновной в том, что он ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут, <адрес>), организовала публичное мероприятие - собрание в не отведенном специально для этого месте при отсутствии регламента проведения публичного мероприятия, нарушив тем самым установленный порядок организации публичного мероприятия.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, Куликов С.В., действующий в интересах обратился в суд с жалобой, мотивируя тем, что Дроздова И.Л. не нарушала порядок организации проведения собрания, организатором проведения собрания не являлась, само собрание не началось.
В судебном заседании Дроздова И.Л., Куликов С.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме, суду пояснили, что Дроздова И.Л. явилась <адрес> для того, чтобы собраться с другими голодающими и обсудить проблемы. Предполагалось, что собрание будет многотемным. В руках у нее был плакат «собрание голодающих». Тем самым она обозначила место, где должны собраться голодающее. Организатором проведения собрания был Щ.Д.Д. На площади собрались три человека - она, П.В.Д. и С. В этот момент к ним подошли сотрудники милиции и увели в отдел милиции С и П.В.Д., которые, как и она участвовали в голодовке. Другие голодающие подойти не успели, намеченная встреча голодающих не состоялась.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дел в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Выслушав Дроздову И.Л., ее защитника, обозрев сделанную во время вышеназванного публичного мероприятия видеозапись, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демоне грации, шествия и пикетирование.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, регламентируется Федеральным законом № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях», а также принимаемыми в соответствии с ним Законами субъектов Российской Федерации.
Как определено в ст. 2 Федерального закона ««О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. (ст. 6 вышеназванного Закона).
Аналогичное определение указано в Большом юридическом словаре под редакцией А.Я. Сухарева и В.Е. Крутских (М., 2001) - совместное присутствие людей, организационно не посторонних друг другу в заранее определенном месте (в помещении или на открытом воздухе) и времени для коллективного обсуждения какой-либо проблемы и принятия решения. Свобода собраний закреплена Конституцией РФ.
Таким образом, собрание обеспечивает возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой граждан в заранее определенном месте в заранее определенное время, в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
При исследовании обстоятельств дела выяснилось, что в течение некоторого времени группа жителей различных районов Омской области проводят голодовку с целью обратить внимание властей на сложную, по мнению этих людей, ситуацию в Омской области в социальной, жилищно-коммунальной сфере. Для координации своих действий граждане решили собраться ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов <адрес> и вместе обсудить, что изменилось за время проведения акции. То есть для того, чтобы провести публичное мероприятие, названное его организатором и иными участниками как собрание, на котором предполагалось обсудить социальные вопросы по ЖКХ, вопросы по нарушению прав человека в Омской области. В руках у Дроздовой И.Л. был плакат с надписью «Собрание голодающих». У П.В.Д. имелся красочный плакат с текстом следующего содержания: «Очень дорогой губернатор от голодающих с днем рождения» с рисунками цветов.
Данное обстоятельство подтверждено исследованными как мировым судьей, так и в настоящем судебном заседании показаниями И.А.В., сотрудника милиции, допрошенного в судебном заседании у мирового судьи, объяснениями свидетелей Е.А.В., Р.А.У., показаниями Дроздовой И.Л., свидетеля Д.Е.А.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Дроздова И.Л. являлась организатором публичного мероприятия - собрания, которое проводилось ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов <адрес>. Данное обстоятельство было подтверждено ею неоднократно, кроме того, она приспособила определенное место для проведения собрания.
Вместе с тем, суд не может согласиться с выводом мирового судьи о нарушении Дроздовой И.Л. порядка организации собрания.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях»к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Статьей 5 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях» регламентированы права и обязанности организатора публичного мероприятия.
Так, организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько человек, организатор мероприятия имеет право, в том числе, проводить собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания, проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации; использовать при проведении собраний, звукоусиливающие технические средства. Во время проведения собрания его организатор обязан, в том числе, требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Обязанности о том, что у каждого организатора собрания должен быть регламент, равно как и обязанности проведении собрания только в специально установленном для этого месте Российское законодательство на организатора собрания не возлагает. Кроме того, в соответствии со ст. 6 Закона участники собрания имеют право использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Вышеназванный Закон, а также Закон Омской области от 09.02.2005 № 606-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Омской области» не требует от организаторов собрания уведомления исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о его проведении.
Действующее законодательство не требует от граждан проведение собрания только в специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий. Перечень рекомендуемых мест проведения публичных мероприятий на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области носит рекомендательный характер, а площадь у Музыкального театра в г. Омске относится к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается. (ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г.).
Собрание на площади у Музыкального театра проводилось в приспособленном его организаторами месте, о чем свидетельствуют показания свидетелей, а также плакат с надписью «Собрание голодающих», который находился в руках организатора собрания Дроздовой И.Л.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не может признать обоснованным вывод мирового судья о том, что Дроздова И.Л. нарушила установленный порядок организации собрания <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут тем, что организовала собрание в неотведенном для этого месте, при отсутствии регламента проведения публичного мероприятия. Данный вывод суд является ошибочным. Доказательств тому, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> собрание было проведено, а также тому, что у организаторов отсутствует регламент собрания, в материалах дела отсутствует.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка N 87 Центрального административного округа г. Омска от 15 марта 2011 года в отношении Дроздовой И.Л. о привлечении ее к административной ответственности по ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N 87 Центрального административного округа г. Омска от 15 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.2 ч. 1 КоАП РФ, в отношении Дроздовой И.Л. - отменить, производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Решение вступило в законную силу 12.04.2011 года