Дело № 12-131/2011 Р Е Ш Е Н И Е Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Масловой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 30 мая 2011 года Жалобу Жигулина О.В. на постановление начальника центрального сектора управления государственного контроля, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, вынесенного в отношении Жигулина О.В. о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: Постановлением № 1/34, вынесенным 23 марта 2011 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Жигулин О.В., являясь генеральным директором ООО «ПКФ «ОМАС», привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб. за то, что при осуществлении деятельности предприятия (оптово-розничная торговля оборудованием для автосервисов), не вносил плату за негативное воздействие на окружающую среду. Не согласившись с данным постановлением, Жигулин О.В. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что обязанности по ведению учета и движения отходов несет субарендодатель. В действиях Жигулина О.В. отсутствует состав административного правонарушения. Полагает, что подготовка к рассмотрению протокола об административном правонарушении проведена неполно. Кроме того, лицо, составившее протокол и вынесшее постановление - один и тот же человек, поэтому полагает, что постановление вынесено заинтересованным человеком. Заявитель в судебном заседании участия не принимал, извещен судом о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Представитель заявителя по доверенности Авакумов В.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе. Кроме того, указал, что в настоящее время имеется дополнительное соглашение к договору субаренды, в котором прописано, что в размер арендной платы за помещения, занимаемые ООО «ПКФ «ОМАС» входит размер оплаты за учет и движение отходов фирмы, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, полагает, что производство по делу может быть прекращено в связи с малозначительностью правонарушения. Лицо, составившее протокол об административном правонарушении - начальник центрального сектора управления государственного контроля, государственного инспектор в области охраны окружающей среды Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Марилов А.М. в судебном заседании доводы жалобы не признал, суду пояснил, что поскольку на момент проверки Общества документально не было оформлено, кто несет ответственность за учет и движение отходов - ООО «ПКФ «ОМАС» или субарендодатель помещений, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 20 лет РККА, 185/2, ООО «Западно-Сибирский Автомобильный Клуб», а фактически отходы образовывались от деятельности ООО «ПКФ «ОМАС», то ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ возложена на генерального директора ООО «ПКФ «ОМАС» Жигулина О.В. Оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения не имеется, так как к моменту рассмотрения дела Жигулин О.В. факт правонарушения не признавал, в заседании участия не принимал. Кроме того, к функциям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области отнесено проведение государственного контроля в области охраны окружающей среды. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом. Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (ч. 1-ч. 3 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ), а также Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". В ходе проверки Министерством сельского хозяйства и продовольствия В ходе контрольных мероприятий установлено, что от деятельности генерального ООО «ПКФ «ОМАС» образуются отходы производства и потребления различных классов опасности, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (91201100 01 00 5) и другие (приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов"). Факт образования отходов ООО «ПКФ «ОМАС» не отрицается, подтверждением тому является, что накопление отходов, образовавшихся в деятельности ООО «ПКФ «ОМАС» осуществляется в контейнеры, расположенные на прилегающей территории. Контейнеры предоставляются субарендодателем в соответствии с п. 6.7 договора субаренды № 08/10 от 01.04.2010 г. Отходы транспортируются (вывозятся), размещаются ООО «Чистый город» в соответствии с договором от 01.01.2011 г. № 394 заключенным субарендодателем ООО «Западно-Сибирский Автомобильный Клуб». Отходы, принадлежащие ООО «ПКФ «ОМАС» транспортировались и размещались на Ленинском полигоне твердых бытовых отходов г. Омска. В ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определено, загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ, что отходами производства и потребления (далее - отходы) являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Документы, на право перехода собственности отходов, образовавшихся в деятельности ООО «ПКФ «ОМАС» какому-либо другому лицу на момент проведения проверки и в момент вынесения постановления в отношении Жигулина О.В. отсутствовали. (ст. 4 Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ). В связи с изложенным, довод представителя заявителя Авакумова В.В. о том, что и ООО «ПКФ «ОМАС» и ООО «Западно-Сибирский Автомобильный Клуб» как арендодатель, полагали, что ответственность за негативное воздействие на окружающую среду несет собственник отходов - ООО «Западно-Сибирский Автомобильный Клуб», суд находит несостоятельными. Что касается ненадлежащей подготовке к рассмотрению дела, суд полагает необходимым указать следующее. В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол от 17 марта 2011 г. № 1/34 составлен в присутствии генерального директора ООО «ПКФ «ОМАС» Жигулина О.В. составлен в его присутствии (подтверждается личной подписью Жигулина О.В.). Рассмотрение дела об административном правонарушении по указанному случаю было назначено на 23.03.2011 г. в 11.20 мин. о чем надлежаще Жигулин О.В. был извещен (личная подпись в протоколе, копия протокола выдана на руки). Заявлений и ходатайств от генерального директора ООО «ПКФ «ОМАС» Жигулина О.В. до момента рассмотрения дела (23.03.2011 г.), так и ходе рассмотрения дела не поступало. Постановление о привлечении Жигулина О.В. к административной ответственности вынесено в его отсутствие, что не противоречит нормам КоАП РФ. Кроме того, при составлении протокола об административно правонарушении от 17 марта 2011 г. № 1/34 генеральному директору ООО «ПКФ «ОМАС» Жигулину О.В. разъяснены ее права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается подписью генерального директора ООО «ПКФ «ОМАС» в указанном протоколе. В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. Согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьями 8.1, 8.2, 8.41 настоящего Кодекса. В части 2 ст. 23.29 КоАП РФ определено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 указанной статьи, вправе также государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы. К функциям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, в соответствии Указ Губернатора Омской области «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области» от 15.03.2004 № 61 отнесено проведение государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Омской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Вместе с Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области наделено полномочиями привлекать лиц к административной ответственности в соответствии с федеральным и областным законодательством (п. 13 ч. 3 Полномочия Министерства, Указ Губернатора Омской области «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области» от 15.03.2004 № 61). Перечень должностных лиц Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, осуществляющих на территории Омской области государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль определен в Указе Губернатора Омской области от 21.08.2009 N 96. В п. 4 ч. 1 указанного Указа содержится, что, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на территории Омской области осуществляют следующие должностные лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, в том числе начальники, главные специалисты центрального и межрайонного секторов управления, а также ведущий специалист центрального сектора управления - государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Омской области. Согласно распоряжению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 22.07.2011 г. № 155-к начальником центрального сектора управления государственного контроля назначен Марилов А.М.. Таким образом, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении Жигулина О.ВА. к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ вынесено надлежащим лицом. Доказательств личной заинтересованности государственного инспектора в исходе дела не усматривается. Учитывая изложенное, суд считает, что начальник центрального сектора управления государственного контроля, государственный инспектора в области охраны окружающей среды Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Марилов А.М. в полном объеме установил юридически значимые обстоятельства по делу, всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, действия Жигулина О.В. правильно квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ, мотивировка квалификации его действий изложена в постановлении, выводы аргументированы, дополнений не требуют. При назначении наказания учтены личность виновного, его имущественное положение, иные обстоятельства, влияющие на наказание. Жигулину О.В. назначена мера наказания в пределах санкции ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление по делу № 1/34 от 23 марта 2011 года, вынесенное начальником центрального сектора управления государственного контроля, государственного инспектором в области охраны окружающей среды Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области о привлечении Жигулин О.В. к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 4000 руб. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска. Решение вступило в законную силу 30.05.2011 годаа
Омской области соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды ООО «ПКФ «ОМАС» установлено: ООО «ПКФ «ОМАС» А.С. осуществляет оптово-розничную торговлю промышленными товарами (оборудование для автосервисов) на торговой площади: по адресу: <адрес>