12-456/2012 по апелляционной жалобе Алексеева С.Г. на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности Алексеева С.Г. по ч.1 ст. 19.9 КоАП РФ



Мировой судья судебного участка № 91                                                                  Дело № 12-456/2011

ЦАО г. Омска Дурнева С.Н.

РЕШЕНИЕ

22 декабря 2011 г.                                                                                                                        г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Романюк Л.А.,

при секретаре Подданец Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алексеева С.Г. в лице представителя по доверенности Басс В.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № 91 ЦАО г. Омска от 01.12.2011 г. о привлечении к административной ответственности Алексеева С.Г. по ч.1 ст. 19.9 КоАП РФ которым постановлено: «Признать Главу Омского муниципального района Омской области Алексеева С.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.9 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде предупреждения. …»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 91 ЦАО г. Омска от 01.12.2011 г. Глава Омского муниципального района Омской области Алексеев С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.9 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: Алексеев С.Г., являясь должностным лицом - Главой Омского муниципального района Омской области в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ вынес с превышением установленного месячного срока постановление № 2438-н «О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «А», Е. Л.В. Заявление Е. Л.В. на имя Главы Омского муниципального района Алексеева С.Г. о предоставлении в собственность за плату земельного участка расположенного по адресу: <адрес> «А», под жилым домом, принадлежащим Е. Л.В. на праве собственности поступило в Администрацию 11.08.2011 года, зарегистрировано входящим г., в то время как постановление Главы Омского муниципального района Омской области № 2438-н «О предоставлении земельного участка, расположенного но адресу: <адрес> «А», Е. Л.В. принято 16.09.2011 года. За данное административное правонарушение Алексеев С.Г. подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с принятым постановлением, Алексеев С.Г. в лице представителя обратился в районный суд с апелляционной жалобой, в которой указал, что с постановлением мирового судьи судебного участка N 91 ЦАО г. Омска по делу N2 5-3146/2011 от 01.12.2011 г. в отношении него как Главы муниципального района не согласен, считает его не основанным на нормах права по следующим основаниям.

1. Выводы суда о том, что «окончательным документом по результатам рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность является постановление главы Омского муниципального района; Омской области о предоставлении земельного участка в собственность за плату, которое выносится непосредственно Главой муниципального района», не соответствует нормам Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «0б 0бщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Омского муниципального района Омской области, так как в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный cpoк со дня поступления заявления гражданина о приобретении прав на земельный участок, исполнительным органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении земельного участка.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 22 Устава Омского муниципального района Омской области, структуру органов местного самоуправления Омского муниципального района составляют: Совет муниципального района, Глава муниципального района и администрация муниципального района (исполнительный opган муниципального района), обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 31 Устава Омского муниципального района Омской области, Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется У ставом в соответствии с федеральным законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет их на постоянной основе.

В соответствии со ст. 33 Устава Омского муниципального района Омской области, Глава муниципального района как высшее должностное лицо муниципального района осуществляет следующие полномочия по решению вопросов местного значения: 1) официально представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района; 2) возглавляет Администрацию муниципального района; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) подписывает договоры и соглашения от имени муниципального района; 5) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом нормативные правовые акты, принятые Советом муниципального района; 6) обладает правом выдвижения инициативы созыва внеочередного заседания Совета муниципального района; 7) предлагает вопросы в повестку дня заседаний Совета муниципального района, вносит предложения, обязательные для рассмотрения на ближайшем заседании Совета муниципального района; 8) участвует в работе Совета муниципального района с правом совещательного голоса.

Вышеперечисленные полномочия Главы муниципального района, являются исключительными полномочиями Главы муниципального района.

Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанные полномочия не отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов. В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. В соответствии со ст. 36 Устава Омского муниципального района полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами обладает Администрация муниципального района.

Таким образом, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена - это отдельное государственное полномочие, переданное органам местного самоуправления уровня муниципального района (а не полномочия по решению вопросов местного значения) которое исполняется Администрацией Омского муниципального района.

Результатом реализации государственного полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, являются правовые акты администрации, а не Главы района, которые он подписывает в силу указания на это законом.

В соответствии с распределением обязанностей между Главой Омского муниципального района и заместителями Главы Омского муниципального района, утвержденным постановлением Администрации от 11.11.2009 г. N 2125-п именно исполнение Администрацией полномочий по предоставлению земельных участков юридическим и физическим лицам из земель государственной собственности, не разграниченной между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, обеспечивает заместитель Главы муниципального района по экономической политике, равно как и в полном объеме несет ответственность за надлежащее исполнение Администрацией муниципального района федеральных, областных и муниципальных правовых актов в курируемых сферах деятельности, качественное и своевременное исполнение полномочий Администрации по предоставлению земельных участков.

Это также подтверждается и тем фактом, что Решением Совета Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 N 26 утверждены порядки предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области, контроль за исполнением которых возложен на заместителя Главы муниципального района по экономической политике.

Кроме того, в соответствии с порядком осуществления прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности до разграничения собственности на землю, на которых расположены здания, строения, сооружения на территории Омского муниципального района Омской области уполномоченным органом Администрации Омского муниципального района по рассмотрению заявлении и подготовке проектов правовых актов о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Омского муниципального района и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Управление имущественных отношений Администрации Омского муниципального района. Именно Управление имущественных отношений" Администрации осуществляет прием заявлений и в месячный срок со дня обращения заявителя обеспечивает подготовку проекта постановления Администрации Омского муниципального района о предоставлении земельного участка заявителю.

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Администрации, утвержденным постановлением Администрации от 11.02.2011 N 426-п Управление имущественных отношений Администрации выполняет функции" в сфере земельных отношений: paссмaтривает заявления и осуществляет подготовку документов проектов правовых актов органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков из земель, не разграниченной государственной собственности.

Таким образом, государственные полномочия по предоставлению земельных участков, возложенные на Администрацию Омского муниципального района реализуются посредством деятельности уполномоченного должностного лица - заместителем Главы муниципального района по экономической политике и органа, образованного в структуре администрации - Управлением имущественных отношений Администрации выполняет функции в сфере земельных отношений.

Выводы суда об отсутствии основания полагать, что дата поступления документа в Управление имущественных отношений Администрации не зафиксирована, опровергаются как Положением об управлении, имущественных отношений Администрации, так и самим заявлением Ефимовой Л.В., на котором содержится информация о регистрации этого заявления, то есть в день его поступления. Факт нахождения заявления на рассмотрении у ведущего специалиста Управления имущественных отношений Администрации подтверждается выпиской из журнала учета исполнителей документов и росписью специалиста.

Как следует из обстоятельств дела и представленных в суд документов, Глава муниципального района Алексеев С.Г. своевременно посредством проставления соответствующей визы поручил обеспечить рассмотрение заявления ответственному должностному лицу, а именно заместителю Главы муниципального района по экономической политике. В свою очередь заместитель направила данное заявление для рассмотрения по существу в Управление имущественных отношений в соответствии с установленным порядком в пределах компетенции указанного Управления и 11.08.2011 г. заявление уже было на рассмотрении в Управлении имущественных отношений Администрации. Таким образом, состав административного правонарушения в действиях Алексеева С.Г. отсутствует, так как он не является надлежащим субъектом административного правонарушения. Просили отменить постановление мирового судьи, прекратив производство по делу.

В судебное заседание Алексеев С.Г. не явился.

Представитель Алексеева С.Г. - Басс В.Г., действующая на основании доверенности, в полном объеме поддержала доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, указав, что Алексеев С.Г. не является субъектом административного правонарушения, так как поступившее заявление было передано на исполнение и именно должностные лица Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования, непосредственно занимавшиеся исполнением заявления ответственны за нарушение сроков его рассмотрения и принятия по нему решения.

Помощник прокурора Омского района Омской области Мендубаева З.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы указав, что оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется, Алексеев С.Г. является субъектом административного правонарушения, поскольку как глава Омского муниципального района Омской области, в соответствии с Уставом Омского муниципального района Омской области является высшим должностным лицом муниципального района, наделяется Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет их на постоянной основе. Должностные лица, находящиеся в подчинении у Главы администрации лишь обеспечивают процедуру принятии решения, однако самостоятельно решения о предоставлении земельных участков в собственность гражданам за плату не принимают.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Часть 1 статьи 19.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФадминистративной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что Решением Омской муниципальной избирательной комиссии № 27/528 от 02.03.2009 г. «Об итогах голосования на досрочных выборах Главы Омского муниципального района Омской области 01 марта 2009 г.» постановлено избранным Главой Омского муниципального района Омской области считать Алексеева Сергея Григорьевича (л.д.15). До настоящего времени Алексеев С.Г. исполняет указанные полномочия.

В соответствии с Уставом Омского муниципального района Омской области в редакции Решения Омского районного Совета Омской области от 24.09.2009 № 74 Глава Омского муниципального района Омской области является высшим должностным лицом муниципального района, наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет их на постоянной основе.

В соответствии с п. п. 33,36 Устава Глава муниципального района как высшее должностное лицо муниципального района осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения: возглавляет Администрацию муниципального района; официально представляет муниципальный район в отношениях с гражданами и организациями; без доверенности действует от имени муниципального района; издает в пределах своих полномочий правовые акты. Указанные полномочия являются исключительными полномочиями Главы муниципального района.

Глава муниципального района руководит деятельностью Администрации муниципального района, ее органов на принципах единоначалия; издает правовые акты по вопросам, отнесенным к полномочиям Администрации муниципального района; обеспечивает исполнение Администрацией муниципального района возложенных на нее полномочий.

Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления такого заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

11.08.2011 года в Администрацию Омского муниципального района Омской области поступило заявление Е. Л.В. на имя Главы Омского муниципального района Алексеева С.Г. о предоставлении в собственность за плату земельного участка расположенного по адресу: <адрес> «А», под жилым домом, принадлежащим Е. Л.В. на праве собственности, зарегистрированное входящим г. (л.д.27), рассмотрение которого согласно визы на заявлении, было поручено Алексеевым С.Г. заместителю Главы муниципального района по экономическим вопросам Мальцевой Г.Г.

Учитывая, установленный ЗК РФ срок рассмотрения заявление, решение по нему подлежало принятию в срок не позднее 12.09.2011 г. (11 сентября 2011 г. выходной день).

Между тем, Постановление Главы Омского муниципального района Омской области № 2438-н «О предоставлении земельного участка, расположенного но адресу: <адрес> «А», Ефимовой Л.В. принято лишь 16.09.2011 года, что свидетельствует нарушении установленного законодательством месячного срока принятия решения (л.д.26).

Таким образом, мировым судьей верно установлены обстоятельства административного правонарушения.

Рассматривая доводы заявителя о том, что он не является субъектом административного правонарушения, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с последующими изменениями, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 131, муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Статьей 37 ФЗ № 131 предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, который обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно разделу 1 Приложения № 1 к постановлению Администрации муниципального района № 2125-п от 11.11.2009 г., Глава Омского муниципального района Омской области, возглавляя Администрацию Омского муниципального района Омской области определяет основные направления ее деятельности, осуществляет общий контроль за деятельностью органов и должностных лиц Администрации муниципального района (л.д.77).

Таким образом, учитывая, что Глава Омского муниципального района Омской области в соответствии с Уставом Омского муниципального района Омской области является высшим должностным лицом муниципального района, наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет их на постоянной основе, руководит на принципах единоначалия местной администрацией, обеспечивая осуществление ею полномочий по решению вопросов местного самоуправления, подписывает принятые исполнительным органом правовые акты, он, соответственно является надлежащим субъектом рассматриваемого административного правонарушения, поскольку ни какое иное должностное лицо Администрации муниципального района Омской области не наделено полномочиями по принятию решения о предоставлении земельного участка.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что действия Алексеева С.Г. правильно квалифицированы мировым судьей по ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ как нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на это лицом, срок давности привлечения не нарушен, мера административного наказания определена мировым судьей в пределах санкции ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, действовавшей в момент совершения правонарушения, с учетом личности привлекаемого к административной ответственности лица, отсутствия обстоятельств отягчающих мировым судьей не установлено.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи от 01.12.2011 года, вынесенного в отношении Алексеева С.Г. и удовлетворения его жалобы по изложенным в ней основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 91 Центрального АО г. Омска от 01 декабря 2011 года в отношении Алексеева С.Г. в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.9 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Алексеева С.Г. в лице представителя Басс В.Г. без удовлетворения.

Решение кассационному обжалованию не подлежит, вступает в законную силу в день его вынесения.

Судья