Дело № 5-288/10 постановление от 27.10.20010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении МУЗ `ГП №`



Дело № 5-288/2010 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 октября 2010 г. г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Романюк Л.А.,

при секретаре Холодовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 2», зарегистрированного по адресу г. Омск ул. <адрес>

УСТАНОВИЛ:

В ходе выездной проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, ДД.ММ.ГГГГ в клинико-диагностической лаборатории Муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №» (далее МУЗ «ГП №») по адресу г. Омск <адрес> <адрес> выявлены нарушения требований статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2.3.4. СП 1.3.2322-08, пункта 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», пункта 2.3.11. СП 1.3.2322-08, пункта 2.3.17. СП 1.3.2322-08, пункта 2.3.17. СП 1.3.2322-08, Руководства 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях», пункта 2.12.16. СП 1.3.2322-08, а, именно: отсутствуют официально изданные санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»; отсутствует водонагреватель для обеспечения горячим водоснабжением лабораторию на период его отключения в летнее время; отсутствуют протоколы лабораторных испытаний вентиляции, освещенности, параметров микроклимата в клинико-диагностической лаборатории за 2009-2010 гг., что предусмотрено при выполнении программы производственного контроля МУЗ «ГП №»; на момент проверки в кабинетах: биохимических, гематологических исследований, заведующей, бытовом помещении требуется проведение ремонта, имеются дефекты внутренней отделки в виде растрескивания, вздутия краски, что не обеспечивает проведение влажной уборки; лабораторная мебель в клинико-диагностической лаборатории (столы, шкафы, стулья, тумбы) в большинстве кабинетов не имеет гигиенического покрытия; отмечается значительный физический износ центрифуги с многочисленными дефектами наружных поверхностей в виде сколов и ржавчины (год выпуска 1983), требует замены; режим обеззараживания воздуха облучателями открытого типа не учитывает требования повторного сеанса через 2 часа в течение рабочего дня, а использование рециркуляторов безозоновых закрытого типа не определяется периодом выполнения исследований.

Законный представитель МУЗ «Городская поликлиника №» - Бузин К.П., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что не все нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, имели место при проведении проверки. Виной всему действия начмеда, которая к моменту проверки работала в поликлинике непродолжительное время и не смога надлежащим образом обеспечить уровень проверки. Официально изданные санитарно - эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 в поликлинике имелись в количестве нескольких экземпляров, начмед просто их не смогла предоставить проверяющим. Водонагреватель также имеется в виде четырехконфорочной электроплиты с емкостью, протоколы лабораторных испытаний имелись, но не были представлены начмедом по оплошности, кроме того, испытания проводятся раз в год и на 2010 г. они запланированы в четвертом квартале 2010 г. Проведение ремонта действительно необходимо, поликлиникой принимаются меры, но финансирование недостаточное, хотя строительные материалы и новое оборудование ими частично приобретены. Центрифуга находится в надлежащем состоянии, о чем имеется Свидетельство технического состояния по сроку действия до ДД.ММ.ГГГГ Требование о режиме обеззораживания воздуха облучателем не предусмотрено указанным проверяющим органом СП 1.3.2322-08. Просил учесть все обстоятельства и применить ст. 2.9 КоАП РФ.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно преамбуле, которого настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 (в ред. от 21.04.2010) лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (далее - лицензирующие органы).

В силу пункта 5 вышеуказанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за
соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

Требования санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязательные для применения и исполнения, предусмотрены СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», СП 1.1.1058-01 «Организация проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий». При этом, наряду с вышеуказанными Правилами, организациям, должностным лицам (индивидуальным предпринимателям) и гражданам следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденными в установленном порядке.

Из материалов дела усматривается, что МУЗ «Городская поликлиника №» находится по адресу г. Омск ул. <адрес>

Согласно Уставу учреждения, целью создания последнего являются: организация сохранения и восстановления здоровья населения города Омска; оказание муниципальных услуг города Омска в сфере здравоохранения: оказание амбулаторной медицинской помощи; оказание медицинской помощи в дневных стационарах всех типов; обеспечение населения города Омска качественной, доступной лечебно-диагностической, профилактической медицинской помощью в соответствии с имеющимися лицензиями.

ДД.ММ.ГГГГ МУЗ ГП № была выдана Лицензия на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, срок действия которой до ДД.ММ.ГГГГ

Между тем, в ходе проверки, проводимой Управлением Роспотребнадзора по Омской области ДД.ММ.ГГГГ в деятельности МУЗ «ГП №» были выявлены нарушения лицензионных условий и требований, что подтверждается следующими доказательствами.

Согласно ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.

Между тем, как следует из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки проводимой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУЗ «ГП №» по адресу г. Омск ул. <адрес>, в клинико-диагностической лаборатории последнего установлено отсутствие официально изданных санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней».

Ссылка представителя юридического лица на то, что в поликлинике имеется несколько экземпляров Правил, но они не были предоставлены по недочету начмеда, признана судом не состоятельной.

Согласно п.2.3.4 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (далее Правил), лаборатория должна быть обеспечена холодным и горячим водоснабжением, канализацией, электричеством, отоплением и вентиляцией.

В нарушение указанного пункта Правил в клинико-диагностической лаборатории учреждения отсутствует водонагреватель для обеспечения горячим водоснабжением лабораторию на период его отключения в летнее время.

Ссылка представителя юридического лица на наличие в поликлинике водонагревателя в виде четырехконфорочной электроплиты и емкости, также не может служить доказательством, что данное оборудование используется исключительно клинико-диагностической лабораторией для обеспечения ее горячим водоснабжением.

В соответствии с п. 2.3.11 Правил, внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами. Поверхность пола, стен, потолка в лабораторных помещениях "заразной" зоны должна быть гладкой, без щелей, устойчивой к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств. Полы должны быть не скользкими, иметь гидроизоляцию.

В помещении "заразной" зоны не допускается устройство подвесных потолков, не отвечающих указанным требованиям, и подпольных каналов.

На момент проверки в кабинетах: биохимических, гематологических исследований, заведующей, бытовом помещении установлено, что необходимо проведение ремонта, имеются дефекты внутренней отделки в виде растрескивания, вздутия краски, что не обеспечивает проведение влажной уборки.

Согласно п. 2.3.17 Правил, лабораторное оборудование и мебель (столы, стеллажи для содержания животных, стулья и т.д.) должны быть гладкими, без острых краев и шероховатостей и иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность столов не должна иметь швов и трещин. В помещениях "заразной" зоны не допускается использование мебели из древесины и с мягким покрытием.

Между тем, в ходе проверки установлено, что лабораторная мебель в клинико-диагностической лаборатории (столы, шкафы, стулья, тумбы) в большинстве кабинетов не имеет гигиенического покрытия.

По данным выявленным нарушениям суду были представлены сведения о незначительном финансировании учреждения, подтверждающие, по мнению суда, необходимость проведения ремонта в лаборатории и отсутствие необходимых и достаточных средств на ремонт, что однако не является основанием для освобождения юридического лица от ответственности за данное нарушение. Представленные суду товарные накладные на приобретение лабораторной мебели в июле 2010 г., то есть до времени проведения проверки, не являются подтверждением того, что указанная мебель была установлена в клинико-диагностической лаборатории.

Согласно Свидетельству о контроле технического состояния № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ОАО ПТП «Медтехника», центрифуга является годной к применению согласно требованиям технической документации, что указывает на необоснованность данного пункта нарушений, указанного в протоколе об административном правонарушении.

Пунктом 2.12.16 Правил предусмотрено, что текущая уборка помещений проводится ежедневно влажным способом после окончания рабочего дня: в "чистой" зоне лаборатории с применением моющих средств, в "заразной" зоне с применением дезинфектантов. При дезинфекции объектов, загрязненных кровью и другими биологическими субстратами, представляющими опасность в распространении парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции, следует руководствоваться действующими инструктивно-методическими документами и применять ДС по противовирусному режиму.

В боксовых помещениях проводится еженедельная генеральная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств. Поверхности в помещениях, аппараты, приборы протирают дезинфицирующим раствором, стены обрабатывают на высоту до 2 метров. После влажной уборки включают бактерицидные лампы. Эксплуатация бактерицидных облучателей должна осуществляться в соответствии с действующими методическими документами по применению бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п.7.1 Руководства 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях, Длительность эффективного облучения воздуха в помещении во время непрерывной работы бактерицидной установки, при которой достигается заданный уровень бактерицидной эффективности, должна находиться для закрытых облучателей в пределах 1 - 2 ч….

Однако данные требования юридическом лицом нарушались, что подтвердил в судебном заседании представитель, и в настоящее время режим обеззараживания воздуха облучателями открытого типа осуществляется в течение 2 часов в течение рабочего дня.

Пунктом 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: …осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В нарушение данных требований Правил в ходе проверки было установлено отсутствие в учреждении протоколов лабораторных испытаний вентиляции, освещенности, параметров микроклимата в клинико-диагностической лаборатории за 2009-2010 гг., что предусмотрено при выполнении программы производственного контроля МУЗ «ГП №».

Представленные непосредственно в суд протоколы лабораторных испытаний, не являются подтверждением отсутствия в данной части нарушений юридическим лицом, поскольку на момент проверки данные документы представлены не были. Ссылка представителя на то, что испытания проводятся раз в год и в 2010 г. будут проводиться лишь в 4 квартале 2010 г., по мнению суда, является не состоятельной.

Из объяснения главного врача Сухарева А.А. от 08.10.2010 г., имеющегося в материалах административного дела следует, что будет разработан план устранения выявленных недостатков в течение 2011 года.

Кроме фактического признания вины юридического лица в лице его представителя, акта проверки, в котором зафиксированы нарушения юридического лица, выявленные в ходе проверки, его вина также подтверждается Протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ

Доказательств в подтверждение устранения всех указанных в протоколе об административном правонарушении нарушений или их отсутствие на проверяемом объекте суду не представлено.

Вместе с тем наличие вышеизложенных нарушений нашло свое подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами.

В связи с чем, оснований для прекращения производства по делу не усматривается.

Действия МУЗ «Городская поликлиника №» правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований лицензии, если такая лицензия обязательна.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, в силу которых МУЗ «Городская поликлиника №» не смогло устранить нарушения, а также принимает во внимание принятие мер по устранению нарушений.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает в виду общественной значимости деятельности, осуществляемой юридическим лицом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Административный штраф подлежит уплате не позднее 30-ти дневного срока с момента вступления настоящего постановления в законную силу на расчетный счет №, получатель УФК Омской области (Управление Роспотребнадзора по Омской области), ИНН 5503088113, КПП 550401001, ОКАТО 52401000000, ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области г. Омск, БИК 045209001, Код БК №.

Постановление одновременно является исполнительным документом.

Постановление может быть обжаловано путем подачи жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня оглашения или получения копии постановления.

Судья Л.А. Романюк