Дело № 5-314/2010 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 декабря 2010 г. г. Омск
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Романюк Л.А.,
при секретаре Холодовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Галерея - кафе», зарегистрированного по адресу <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
В ходе плановой проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области ДД.ММ.ГГГГ в 12.00 час. в ООО «Галерея - кафе» по адресу <адрес>, были выявлены нарушения требований ч.1 ст.11, ст. 23, ч.1 ст.29, ч. 3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 г. № 31 с 01.02.2002 г. п. 2.2; 4.13, 5.1; 8.16; 14.1; 14.2, а, именно: кафе размещено в подвальном помещении, где отсутствует естественное освещение; объемно-планировочные и конструкторские решения помещений не предусматривают последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, а так же встречного движения персонала и посетителей (загрузка сырья и пищевых продуктов в производственные помещения, вход посетителей и персонала осуществляются через одни двери); на предприятии не ведется журнал записей по использованию фритюрных жиров в части записи оценочной шкалы качества масла используемого в качестве фритюра; на предприятии не проводится производственный контроль (не проводятся инструментальные и лабораторные исследования.
Представитель ООО «Галерея - кафе» - Миллер О.А., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что выявленные Роспотребнадзором нарушения санитарно-эпидемиологических требований имеют место. Однако часть нарушений в настоящее время уже устранена, а именно: надлежащим образом начато ведение журнала записей по использованию фритюрных жиров, разработана и осуществлена программа производственного контроля за соблюдением правил в организациях общественного питания, проведены бактериологичские исследования и исследования микроклимата; меню разработано с условием содержания в нем сведений о технологии приготовления блюд и сведений о пищевой ценности. Устранить нарушения в части отсутствия естественного освежения пока не представляется возможным, так как кафе расположено в подвале, окна в нем не предусмотрены. Данный вопрос руководство предприятия решает, тем более, что срок устранения данного нарушения был установлен Роспотребнадзором до ДД.ММ.ГГГГ В здании имеется два входа-выхода, один из них эвакуационный, закрыт на щеколду, но им можно пользоваться. Однако как им сказал проверяющий Роспотребнадзора, можно пользоваться одним входом, достаточно оформить вывеску, в которой указать, что доставка товара производится с 08.00 час. до 11.00 час., то есть до прихода посетителей, что ими и сделано. В 2004 г. ими получено санитарно-эпидемиологическое заключение на оказание услуг общественного питания, из которого следует, что заявитель соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2.3.6.1079-01, что в данном случае разнится с тем, что Роспотребнадзор указал в протоколе об административном правонарушении.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области Соколова Н.М., действующая на основании доверенности, поддержала изложенное в протоколе об административном правонарушении и акте проверки, дополнив, что при выдаче ООО «Галерея-кафе» санитарно-эпидемиологического заключения представители Роспотребнадзора на место не выходили, заключение выдается на основании представленных документов. После проведения настоящей проверки на месте и были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено предписание с установленными сроками устранения нарушений. Часть нарушений, указанных в предписании, выявленных в ходе проверки и отраженных в протоколе об административном правонарушении, Обществом устранены, но по ним пока не готово заключение Роспотребнадзора.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно преамбуле, которого настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статья 6.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Требования санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязательные для применения и исполнения, предусмотрены СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Согласно п.3 ст. 39 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельности обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения
лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и
проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при
выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке,
хранении и реализации продукции.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Галерея-кафе» расположено по адресу <адрес> (л.д.41) на основании Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Омской области и ООО «Галерея-кафе», срок действия которого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Уставу общества, целью создания и предметом деятельности последнего являются: извлечение прибыли; деятельность ресторанов и кафе, другие виды деятельности, не запрещённые законодательством РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется действующим законодательством, Общество вправе заниматься при наличии специального разрешения.
Распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено проведение плановой выездной проверки ООО «Галерея-кафе» с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
В ходе проведения указанной проверки Управлением Роспотребнадзора по Омской области ДД.ММ.ГГГГ в деятельности ООО «Галерея-кафе» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, что подтверждается следующими доказательствами.
Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу <адрес> ООО «Галерея-кафе», выявлены нарушения СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», далее Правил, а именно.:
- кафе размещено в подвальном помещении, что не соответствует п.2.2. (Производственные цеха организаций не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях). При этом указанный п.2.2 Правил, на которые ссылается Роспотребнадзор, прямо не запрещает размещение производственного цеха в подвальном помещении, а лишь не рекомендует.
- помещения ООО «Галерея-кафе» не обеспечены естественным освещением, что не соответствует п 4.13 Правил, а именно, естественное и искусственное освещение во всех производственных, складских, санитарно-бытовых и административно-хозяйственных помещениях должно соответствовать требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению, а также требованиям настоящих Правил. При этом максимально используется естественное освещение. Нарушения указанных требований влекут за собой увеличение травматизма, как среди персонала, так и посетителей кафе, а в случаи чрезвычайной ситуации невозможность проведения эвакуационных мероприятий, приводящие к большому числу жертв.
- В ООО «Галерея-кафе» объемно-планировочные и конструкторские решения помещений не предусматривают последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, а так же встречного движения персонала и посетителей (загрузка сырья и пищевых продуктов в производственные помещения, вход посетителей и персонала осуществляются через одни двери), что является нарушением п. 5.1 Правил, а именно, объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. Данные нарушения влекут за собой нарушение поточности технологического процесса и. следовательно, могут повлечь нарушения при хранении продуктов, при производстве продукции, что может привести к возникновению пищевых отравлений, паразитарных, инфекционных и неинфекционных заболеваний.
- На момент проверки установлено, что на предприятии не ведется журнал записей по использованию фритюрных жиров в части записи оценочной шкалы качества масла используемого в качестве фритюра, что не соответствует требованиям п. 8.16 Правил, а именно, при жарке изделий во фритюре рекомендуется использовать специализированное оборудование, не требующее дополнительного добавления фритюрных жиров. При использовании традиционных технологий изготовления изделий во фритюре применяется только специализированное технологическое оборудование. При этом проводится производственный контроль качества фритюрных жиров. Ежедневно до начала и по окончании жарки проверяют качество фритюра по органолептическим показателям (вкусу, запаху, цвету) и ведут записи по использованию фритюрных жиров в соответствии с таблицами № (Оценочная шкала качества подсолнечного масла, используемого в качестве фритюра). Не выполнение данных требований приводит к изготовлению блюд во фритюре не отвечающих по показателям качества и безопасности, что в свою, очередь может привести к возникновению заболеваний желудочно-кишечного тракта, так и усугубление течения хронических заболеваний.
- В ходе проверки также установлено, что на предприятии не проводится производственный контроль (не проводятся инструментальные и лабораторные исследования, что в свою очередь не гарантирует безопасность и (или) безвредность для человека выпускаемой предприятием продукции, т.е. подвергает опасности жизнь и здоровье потребителя, что является нарушением п. 14.1 Правил, а именно, во всех организациях, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль. Производственный контроль осуществляется в соответствии с санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
- Также в ходе проверки установлено, что в нарушение п.п. 9, 11, 12, 21 Правил оказания услуг общественного питания - исполнителем услуги в наглядной и доступной форме до сведения потребителей не доведена необходимая и достоверная информация об оказываемых услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора: наименование предлагаемой продукции общественного питания без указания способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов (салат овощной, суп грибной, плов из курицы, свинина по - русски, потрошки с овощами и др.); в меню нет сведений о пищевой ценности, весе продукции общественного питания. Потребителю не представлена возможность проверки объёма (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания. Используемые для взвешивания весового товара весы электронные, своевременно и в установленном порядке метрологическую поверку не прошли. Справка о поверке весов не представлена. Мерная ёмкость для алкогольных коктейлей (на 30 мл) отсутствует. На вывеске предприятия (кафе) не указана организационно-правовая форма.
В соответствии с п. 11 Правил оказания услуг общественного питания (утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036) (с изменениями от 21 мая 2001 г., 10 мая 2007 г.)исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске. Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то он обязан представить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя местах.
Согласно п.12 указанных Правил, исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна содержать: перечень услуг и условия их оказания; цены в рублях и условия оплаты услуг; фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов); обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.
Согласно п. 21 Правил, исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного
Из объяснения директора ООО «Галерея-кафе» от ДД.ММ.ГГГГ, в материалах административного дела следует, что указанные нарушения будут исправлены в срок указанный в предписании (л.д.11).
В судебном заседании представитель юридического лица также пояснила и подтвердил представитель Роспотребнадзора, что ряд нарушений, выявленных в ходе проверки, ООО «Галерея-кафе» устранены - а именно, разработана и осуществлена программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил в организациях общественного питания; ведется журнал записей по использованию фритюрного жира; проведены инструментальные и лабораторные исследования; уточнено меню в части указания технологии приготовления блюд и сведения об объеме и пищевой ценности; необходимая информация доведена до сведения потребителей на вывеске предприятия. Использование второго входа-выхода в помещении ООО «Галерея-кафе», по мнению суда, позволит Обществу устранить нарушения в части последовательности технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, а также встречного движения персонала и посетителей.
Кроме фактического признания вины юридического лица в лице его представителя, акта проверки, в котором зафиксированы нарушения юридического лица, выявленные в ходе проверки, его вина также подтверждается Протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
Доказательств в подтверждение устранения всех указанных в протоколе об административном правонарушении нарушений на момент рассмотрения административного дела суду не представлено.
Вместе с тем наличие вышеизложенных нарушений нашло свое подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами, в связи с чем, оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
Действия ООО «Галерея - кафе» правильно квалифицированы по ст. 6.6 КоАП РФ как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (…кафе…).
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, принятие Обществом мер по устранению нарушений.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает в виду общественной значимости деятельности, осуществляемой юридическим лицом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Галерея - кафе» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 30-ти дневного срока с момента вступления настоящего постановления в законную силу на расчетный счет № 40101810100000010000, получатель УФК Омской области (Управление Роспотребнадзора по Омской области), ИНН 5503088113, КПП 550401001, ОКАТО 52401000000, ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области г. Омск, БИК 045209001, Код БК № 14111690050050000140.
Постановление одновременно является исполнительным документом.
Постановление может быть обжаловано путем подачи жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня оглашения или получения копии постановления.
Судья