Дело № 5-202/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 09 декабря 2011 г. г. Омск Куйбышевский районный суд г. Омска в составе: председательствующего судьи Романюк Л.А., при секретаре Моркович Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», расположенного по адресу: <данные изъяты>, УСТАНОВИЛ: Согласно протоколу об административном правонарушении № № от 20.10.2011 г. в ходе выездной плановой проверки, проводимой Управлением надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями (Рособрнадзор) по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» в лице Омского филиала по адресу: <адрес> 20.10.2011 г. в 18.00 час. установлено, что юридическое лицо осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований лицензии, если такая лицензия обязательна, выразившееся в нарушении им пп. «а» и «б» п.5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174, а также п.6.1 ст. 9, п.4 ст. 51 Закона РФ «Об образовании», п. 7.18 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям), а именно: в филиале вуза отсутствуют кабинеты социально-экономических дисциплин, иностранного языка, математических дисциплин, безопасности жизнедеятельности, метрологии и стандартизации, программирования и баз данных; лаборатории: архитектуры вычислительных систем, технических средств информатизации, информационных систем, компьютерных сетей, инструментальных средств разработки; полигоны: разработки бизнес-приложений, проектирования информационных систем; студия информационных ресурсов. Не осуществляется медицинское обслуживание обучающихся в выделенном помещении с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Рабочие программы и программы практик по реализуемым в филиале образовательным программам высшего профессионального образования направлениям подготовки 080100.62 Экономика и 080500.62 Менеджмент, разработанные в соответствии с Федеральными гocyдapственными образовательными стандартами высшего профессионального образования; учебные планы и учебные программы дисциплин по реализуемым в филиале образовательным программам среднего профессионального образования 230401.51 Информационные системы (по отраслям), 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), разработанные в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования; календарные учебные графики по реализуемым в филиале университета образовательным программам среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 230401 Информационные системы (по отраслям) отсутствуют. Законный представитель Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (далее Университет) - Левченко К.И., действующий на основании доверенности, с изложенным в протоколе об административном правонарушении не согласился, представив письменные пояснения, дополнительно пояснив, что кабинеты дисциплин находятся не только в основном здании филиала, но и в задании Авиационного техникума, с которым у Университета имеется договор на использование необходимых кабинетов для осуществления учебной деятельности. Медицинское обслуживание предоставляется студентам и сотрудникам Университета как по месту нахождения Университета, так в поликлинике № 115 и в Медцентре «На Ильинской». Учебные программы по программе Менеджмент, Экономика, Экономика и бухгалтерский учет, Информационные системы не запрашивались, поэтому не были предоставлены. Представители юридического лица Волошина И.А., Кугачева М.П., действующие на основании доверенностей, дали, суду аналогичные пояснения. Представитель Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями (далее Рособрнадзор) в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Суд, выслушав представителей юридического лица, исследовав материалы дела, пришел к следующему. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Часть 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований лицензии, если такая лицензия обязательна. Под грубым нарушением лицензионных требований и условий по смыслу пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174) являются: а) нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а", "б" и "г" пункта 5 настоящего Положения; … Согласно разделу 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (утв. постановлениемПравительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300) (с изменениями от 7 октября 2006 г., 21 июля, 7 ноября 2008 г., 27 января, 25 июня, 8 августа 2009 г., 15 июня 2010 г., 24 марта, 29 июня 2011 г.), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В соответствии с п. 8.1.3.1. Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации)", утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.08.2008 г. № 242, плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проверок Рособрнадзора (далее - ежегодный план проверок). Пунктом 7.1 Административного регламента предусмотрено, что при проведении проверок должностные лица Рособрнадзора не вправе: …требовать представление документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;… Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки, установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174) (далее Положение). Согласно п.5 Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются: а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;… Кроме того, в соответствии с п. 6.1 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. В соответствии с п. 7.18 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.06.2010 г. № 688 - образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. В соответствии с п. 4 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. .. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Судом установлено, что Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» учреждено решением Общего собрания учредителей 28.06.1995 г. Местонахождением Университета является: 129090, <адрес>, стр. 1. Согласно Уставу Университета, последнее является некоммерческой организацией, реализует образовательные программы высшего профессионального, среднего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования, имеет филиалы, в том числе в <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно Положению об Омском филиале Университета, филиал не является юридическим лицом. 16.08.2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Университету была выдана Лицензия на право ведения образовательной деятельности бессрочно с указанием образовательных программ и программ профессиональной подготовки. Кроме того, 05.09.2011 г. Университету было выдано свидетельство о государственной аккредитации с перечнем профессиональных образовательных программ, прошедших государственную аккредитацию. В соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2011 г., утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, руководителем Рособрнадзора 29.09.2011 г. издан приказ № 2088 о проведении плановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская финансово-промышленная академия в части Омского филиала предметом которой являлось: соблюдение образовательным учреждением обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности; соответствие содержания и /или/ качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В ходе проверки, проводимой Рособрнадзором в период с 03.10.2011 г. по 20.10.2011 г. в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская финансово-промышленная академия в части Омского филиала с участием представителя юридического лица были выявлены грубые нарушения лицензионных условий и требований, что нашло свое отражение в акте проверки № 174/Л/К от 20.10.2011 г., протоколе об административном правонарушении № АП-ЛЗ-174/Л/К от 20.10.2011 г., а именно: отсутствие в филиале вуза кабинетов социально-экономических дисциплин, иностранного языка, математических дисциплин, безопасности жизнедеятельности, метрологии и стандартизации, программирования и баз данных; лаборатории: архитектуры вычислительных систем, технических средств информатизации, информационных систем, компьютерных сетей, инструментальных средств разработки; полигоны: разработки бизнес-приложений, проектирования информационных систем; студия информационных ресурсов (пп «а» п.5 Положения и п.7.18 ФГОС СПО по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям). Между тем, из представленных в судебное заседание документов следует, что для ведения профессиональной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования между Университетом и ФГОУ СПО «Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского» 20.09.2010 г. на срок до 30.06.2015 г. был заключен Договор о совместной деятельности, по условиям которого ФГОУ СПО «ОАК им. Н.Е. Жуковского» предоставило Университету для осуществления образовательной деятельности в соответствии с действующей лицензией помещения, включая кабинеты: социально-экономических дисциплин; иностранного языка, математических дисциплин; безопасности жизнедеятельности; метрологии и стандартизации; программирования и баз данных; лаборатории архитектуры вычислительных систем; лаборатории технических средств информатизации; лаборатории информационных систем; лаборатории компьютерных сетей; лаборатории инструментальных средств разработки; полигон разработки бизнес - приложений; полигон проектирования информационных систем; студия информационных систем, расположенные по адресу: <адрес>. Также юридическому лицу вменяется нарушение, пп. «а». п 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности и п. 4 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании», а именно: отсутствие медицинского обслуживания обучающихся в выделенном помещении с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Согласно п.11.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189, во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. В ходе проведения проверки Университетом был представлен Договор об оказании медицинских услуг с Муниципальным учреждением здравоохранения «Городская поликлиника № 15» от 01.01.2011 г. со сроком действия по 31.12.2011 г., лицензия поликлиники на право осуществления медицинской деятельности от 12.08.2010 г. № ЛО-55-01-000518, выданная Министерством здравоохранения Омской области, в которых отсутствуют сведения о месте осуществления медицинской деятельности, совпадающем с адресом филиала университета, не подтверждают обеспечение медицинским обслуживанием обучающихся в филиале образовательного учреждения органами здравоохранения по адресу места нахождения филиала университета и ведения образовательной деятельности: <адрес>, 644042. Однако в ходе рассмотрения настоящего протокола суду был представлен действующий Договор на предоставление медицинских услуг от 23.08.2010 г., заключенный между Омским филиалом Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская финансово-промышленная академия» и БУ ЗООО «Медицинский центр Министерства здравоохранения Омской области», по условиям которого медицинские услуги пациентам Университета представляется как по адресу лица, оказывающего услуги: <адрес>, так и по адресу Университета: <адрес> ежедневно с 09.00 час. до 12.00 час. Срок действия договора до 31.08.2015 г. При таких обстоятельствах и с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, суд полагает необходимым исключить из обвинения указанные выше нарушения. Между тем, в ходе проводимой проверки, согласно изложенному в акте и протоколе об административном также нарушения пп. «б». п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности и п. 6.1 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании», а именно: отсутствие в филиале вуза рабочих программ и программ практик по реализуемым в филиале образовательным программам высшего профессионального образования направлениям подготовки 080100.62 Экономика и 080500.62 Менеджмент, разработанных в соответствии с Федеральными гocyдapственными образовательными стандартами высшего профессионального образования; отсутствие учебных планов и учебных программ дисциплин по реализуемым в филиале образовательным программам среднего профессионального образования 230401.51 Информационные системы (по отраслям), 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), разработанных в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования; отсутствие календарных учебных графиков по реализуемым в филиале университета образовательным программам среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 230401 Информационные системы (по отраслям). При этом доводы представителя юридического лица о том, что Университет не осуществляет обучение по специальности 230401.51 «Информационные системы (по отраслям) (на базе основного общего образования), так как не имеет лицензии на данный вид обучения, суд находит не состоятельными, поскольку юридическое лицо имеет лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательной программе среднего профессионального образования 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям) (на базе основного общего образовании) - специальность по ГОС СПО, которая соответствует по ФГОС СПО 230401.51 «Информационные системы (по отраслям) (на базе основного общего образования)», что кроме того, подтверждается представленным Университетом Учебным планом по специальности «Информационные системы (по отраслям) (на базе основного общего образования)». Доводы представителей о том, что проверкой не охватывались дисциплины 080100.62 Экономика и 080500.62 Менеджмент, 230401.51 Информационные системы (по отраслям), 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), разработанных в соответствии с Федеральными государственными, 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 230401 Информационные системы (по отраслям) является несостоятельной, поскольку противоречит предмету проверки, указанному в Приказе о проведении проверке и План - заданию. Отсутствие надлежаще заверенного учебного плана, представленного проверяющему органу, не является доказательством его наличия и доказательством ведения учебной деятельности в строгом соответствии с ним. Отсутствие календарного учебного плана прямо противоречит требованиям п.6.1 ст. 9 ФЗ «Об образовании». Учитывая, что доказательств отсутствия указанных вышеприведенных нарушений на момент проведения проверки суду не представлено, оснований для прекращения производства по делу, применения ст. 2.9 КоАП РФ, суд не находит. Действия Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований лицензии, если такая лицензия обязательна. При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, принятие мер по устранению нарушений, частичное исключение из состава обвинения части вмененных нарушений и считает возможным назначить наказание не связанное с приостановлением деятельности юридического лица, ограничившись минимальным размером штрафа, предусмотренного санкцией вмененной нормы. На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Признать Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Административный штраф подлежит уплате не позднее 30-ти дневного срока с момента вступления настоящего постановления в законную силу на расчетный счет № 40101810800000010041 в Отделение 1 Московского ГТУ Банка России по г. Москва 705, ИНН 7701537808, КПП 770201001, ОКАТО 45286570000, л/сч. 04731000770 в УФК по г. Москве, БИК 044583001, Код БК № 07711607000010000140. В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. В соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. Постановление одновременно является исполнительным документом. Постановление может быть обжаловано путем подачи жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня оглашения или получения копии постановления. Судья Романюк Л.А. Постановление вступило в законную силу 20.12.2011