Дело № 2-188/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
5 июля 2010 года г.Кувшиново
Кувшиновский районный суд Тверской области
В составе:
председательствующего судьи Смирновой Т.А.,
при секретаре Иньковой Н.Н.,
с участием прокурора Кувшиновского района Тараненко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кувшиновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действия Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» по принятию Решения «Об отключении уличного освещения « № 108 от 19.05. 2010 года, и обязанности Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав граждан,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кувшиновского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» по принятию Решения «Об отключении уличного освещения» от Дата обезличена года № Номер обезличен. В обоснование заявления указал, что в ходе проверки прокуратурой района установлено следующее. Действие Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» по принятию Решения «Об отключении уличного освещения» от Дата обезличена года № Номер обезличен является незаконным.
Согласно Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 11.10.1993г.№ 221 установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов, и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется с 01.01.1995г. на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей им на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно п.4.6.1-4.6.3 ГОСТа включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составляться не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
В соответствии с п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится организация освещения улиц.
Аналогичная норма закреплена в п.1.21 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново».
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г.№ 196-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законом, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действие Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» по принятию Решения «об отключении уличного освещения» от Дата обезличена г. № Номер обезличен противоречит требованиям действующего законодательства, а именно п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Отсутствие освещения на территории городского поселения «Город Кувшиново» не позволяет участникам дорожного движения выполнять требования Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г № 1090, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, в связи с чем создает реальную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга участников дорожного движения.
Кроме того, с учетом состояния дорожного покрытия, примыкания к улицам выездов и выходов из прилегающих переулков, отсутствие массового освещения в поселении представляет потенциальную опасность для здоровья неопределенного круга граждан, передвигающихся без использования механических транспортных средств.
Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые могут проживать в муниципальном образовании городского поселения «Город Кувшиново», согласно конституционного права граждан России на свободу передвижения и выбора места жительства, определить невозможно.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. № 2 указано, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий( бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит признать действия Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» по принятию Решения «Об отключении уличного освещения» от Дата обезличена года № Номер обезличен незаконным.
В дополнении к заявлению прокурор уточнил свои требования и просит обязать Совет депутатов городского поселения «Город Кувшиново» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан, а именно отменить незаконное постановление Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от Дата обезличена г. № Номер обезличен «об отключении уличного освещения.
В судебном заседании прокурор поддержал свое заявление, обосновал тем же, что и в заявлении. Просит признать действия Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново по принятию решения «Об отключении уличного освещения» от Дата обезличена года № Номер обезличен, незаконным и обязать Совет депутатов городского поселения «Город Кувшиново» устранить в полном объеме нарушение прав неопределенного круга лиц города Кувшиново, отменив указанное решение.
Представитель ответчика - городского поселения «Город Кувшиново» ФИО6по доверенности в судебное заседание явился, иск не признал. При этом пояснил, что принятие данного решения вынужденное. Идет замена электролиний, согласно перечня объектов по реконструкции электросетей г.Кувшиново 2010 года.
Представитель заинтересованного лица - исполнительный директор Кувшиновского отделения ООО»РЭК» ФИО7 подтвердил суду, что действительно в городе проводится реконструкция электросетей. На день рассмотрения дела выполнена половина работ. Периодически уличное освещение включается по указанию городской администрации, например, в связи с праздниками. Полагает возможным подключать электролинии поэтапно, по мере реконструкции.
Выслушав представителя городского поселения «Город Кувшиново», представителя заинтересованного лица - ООО «РЭК», прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.258 ч.1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 11.10.1993г.№ 221 установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов, и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется с 01.01.1995г. на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием из битумоминеральных смесей им на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно п.4.6.1-4.6.3 ГОСТа включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составляться не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
В соответствии с п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится организация освещения улиц.
Аналогичная норма закреплена в п.1.21 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново».
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г.№ 196-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законом, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действие Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» по принятию Решения «об отключении уличного освещения» от Дата обезличена г.Номер обезличен противоречит требованиям действующего законодательства, а именно п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Отсутствие освещения на территории городского поселения «Город Кувшиново» не позволяет участникам дорожного движения выполнять требования Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г № 1090, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, в связи с чем создает реальную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга участников дорожного движения.
Кроме того, с учетом состояния дорожного покрытия, примыкания к улицам выездов и выходов из прилегающих переулков, отсутствие массового освещения в поселении представляет потенциальную опасность для здоровья неопределенного круга граждан, передвигающихся без использования механических транспортных средств.
Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые могут проживать в муниципальном образовании городского поселения «Город Кувшиново», согласно конституционного права граждан России на свободу передвижения и выбора места жительства, определить невозможно.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. № 2 указано, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий( бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что действительно согласно решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от Дата обезличена года Номер обезличен «Об отключении уличного освещения» с Дата обезличена по Дата обезличена года в городе Кувшиново уличное освещение отключено.
Доводы представителя Администрации МО городского поселения «Город Кувшиново», что принятие решения об отключении уличного освещения вынужденная мера, суд не может принять во внимание, поскольку по смыслу закона решения органов местного самоуправления не должны приниматься в ущерб интересам населения, более того, на столь длительное время.
При таких данных суд приходит к выводу, что действия Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» по принятию решения «Об отключении уличного освещения» от Дата обезличена г. Номер обезличен, незаконны.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Кувшиновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действий Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» по принятию Решения «Об отключении уличного освещения» от Дата обезличена г. Номер обезличен удовлетворить.
Признать действие Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» по принятию Решения «Об отключении уличного освещения» от Дата обезличена года Номер обезличен незаконным.
Обязать Совет депутатов городского поселения «Город Кувшиново» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав граждан, отменив указанное решение Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» Номер обезличен от Дата обезличена года.
Решение направить для устранения допущенного нарушения закона главе городского поселения «Город Кувшиново» ФИО8 в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и прокурору должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 9 июля 2010 года