Дело № 2-258\2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2010 года г.Кувшиново
Кувшиновский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Т.А.,
с участием пом. прокурора Кувшиновского района Сахаровой А.В.,
при секретаре Мезенцевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кувшиновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» о признании бездействия администрации МО городского поселения «Город Кувшиново» по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кувшиновского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Кувшиново» о признании бездействия администрации муниципального образования городское поселение «Город Кувшиново» по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным. Свои требования обосновал следующим.
Прокуратурой Кувшиновского района проведена проверка соблюдения на территории городского поселения «Город Кувшиново» законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов.
На основании ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89 и п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичная норма закреплена в п.1.18 ст.6 Устава муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново».
В ходе проверки прокуратурой района установлено, что на территории городского поселения «Город Кувшиново» на границе населенного пункта г.Кувшиново и лесного участка в квартале 22 выделе 4 Тысяцкого участкового лесничества, в 700 м от дороги Торжок-Кувшиново имеется несанкционированная свалка размером 3 га с высотой мусора от 0,1 м до 1.8 м.
Указанная свалка образована в результате складирования бытовых отходов и мусора.
В нарушение ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация городского поселения «Город Кувшиново» не организовала своевременный вывоз бытовых отходов и мусора, в результате чего на территории поселения образовалась несанкционированная свалка.
Образование указанной свалки на территории городского поселения «Город Кувшиново» в результате бездействия администрации городского поселения «Город Кувшиново» привело к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира, и к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые могут проживать в городском поселении «Город Кувшиново», согласно конституционного права граждан России на свободу передвижения и выбора места жительства, определить невозможно.
До настоящего времени со стороны администрации городского поселения «Город Кувшиново», на территории которого расположена несанкционированная свалка, меры по вывозу бытовых отходов и мусора не принимались.
Прокурор вправе в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
В целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, руководствуясь ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.3, ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать бездействие администрации городского поселения «Город Кувшиново» по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконными и обязать устранить незаконное складирование бытовых отходов и мусора на территории городского поселения «Город Кувшиново», расположенное на границе населенного пункта г.Кувшиново и лесного участка в квартале 22 выделе 4 Тысяцкого участкового лесничества, в 700 м от дороги Торжок- Кувшиново.
В судебном заседании представитель прокуратуры - помощник прокурора Кувшиновского района Сахарова А.В.свои исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав тем же, что указано в заявлении. Просит признать бездействие ответчика незаконным, обязать ответчика в срок до 1 ноября 2010 года устранить незаконное складирование бытовых отходов и мусора на территории городского поселения «Город Кувшиново», расположенное на границе населенного пункта г.Кувшиново и лесного участка в квартале 22 выделе 4 Тысяцкого участкового лесничества, в 700 м от дороги Торжок-Кувшиново.
Представитель ответчика - Администрации городского поселения «Город Кувшиново - по доверенности Аникиева Е.А. иск не признала. В то же время подтвердила суду, что часть свалки из бытовых отходов и мусора действительно находится на территории городского поселения. Однако мер по ее ликвидации предпринято не было. Мероприятия не разрабатывались, подтверждения каких-либо мер по ликвидации подобных свалок у администрации городского поселения не имеется. Администрации городского поселения известно, что данные свалки в большей степени образуются за счет отходов местных пилорам.
Выслушав представителя администрации, пом. прокурора района, поддержавшего исковые требования, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе проверки соблюдения муниципальным образованием законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов, прокуратурой на территории муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» выявлена несанкционированная свалка мусора, о чем с участием представителя администрации городского поселения «Город Кувшиново» был составлен соответствующий акт, сделаны фотографии. Образование несанкционированной свалки в судебном заседании сторонами не оспаривалось. Кроме того, данная свалка обозревалась в ходе судебного заседания при выезде на место и нашла свое подтверждение.
Согласно ч.1 ст.8 ФЗ от 24.06.98г.№ 89-ФЗ «об отходах производства и потребления», п.18 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Эти же полномочия закреплены и в п.1.18 ст.6 Устава муниципального образования «Город Кувшиново», принятого Решением Совета депутатов городского поселения Номер обезличен от Дата обезличена года, к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Требование прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» на благоприятную окружающую среду.
В обоснование своей позиции (непризнание иска) доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией городского поселения принимаются какие-либо меры по предотвращению образования таких свалок, суду не представлено. В компетентные органы (ОВД) ответчик не обращался.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что хотя со стороны ответчика и принимаются меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, однако, они являются недостаточными, а в части отходов от обработки древесины (опилки, горбыль) не только не соответствуют требованиям законодательства, они вообще отсутствуют. Свод Правил фактически не работает, вследствие чего создается реальная угроза причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Образование указанной выше свалки, о чем администрации муниципального образования было известно еще до обращения прокуратуры в суд, отсутствие работы по ее устранению свидетельствуют о том, что администрация муниципального образования не должным образом занимается решением вопросов местного значения, о которых возник спор.
Ссылка представителя ответчика на нехватку денежных средств при решении вопросов местного значения не может быть принята судом, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Суд также не может принять во внимание заявление представителя ответчика, что опилки и горбыль не относятся к мусору и бытовым отходам, поскольку данное утверждение противоречит смыслу действующего законодательства. Так, к отходам потребления в настоящее время относят: остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Бездействие администрации городского поселения г. Кувшиново ведет к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира и к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, в связи с чем суд находит его незаконным. На ответчика следует возложить обязанность по ликвидации указанной несанкционированной свалки.
С ответчика на основании пп.7 ч.1 ст.333-19, пп.8 ч.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации городского поселения «Город Кувшиново» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» Тверской области в срок до 01.11.2010 года устранить незаконное складирование бытовых отходов и мусора на территории городского поселения «Город Кувшиново», расположенное на границе населенного пункта г.Кувшиново и лесного участка в квартале 22 выделе 4 Тысяцкого участкового лесничества, в 700 м от дороги Торжок-Кувшиново.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд в течение десяти суток со дня оглашения решения.
Председательствующий Т.А.Смирнова