о признании бездействия администрации МУ г/п `Город Кувшиново` по организации теплоснабжением населения незаконным



Дело № 2/378/10Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2010 года г. Кувшиново

Кувшиновский районный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Ворониной Э.Н., при секретаре Иньковой Н.А.

с участием прокурора Кувшиновского района Тверской области Тараненко А.В.

представителя ответчика - администрации городского поселения «Город Кувшиново» - ФИО2, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кувшиновского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» выразившегося в непринятии мер по организации теплоснабжением населения.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кувшиновского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит признать бездействие администрации муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» по организации теплоснабжения на территории городского поселения «Город Кувшиново» незаконным и обязать незамедлительно обеспечить населения г. Кувшиново.

В обосновании заявления прокурор указал, что силу п.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения. Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона Российской Федерации «О теплоснабжении» №190 - ФЗ от 27.07.2010 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: 1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; 3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; 4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; 5) согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; 6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации; 7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.20 Федерального закона Российской Федерации «О теплоснабжении» №190 - ФЗ от 27.07.2010 года предусмотрено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений. На основании ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 № 307 предусмотрено, что начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8°С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8°С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.Согласно информации государственного учреждения «Тверской областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» устойчивый переход среднесуточной температуры воздуха через +8 градусов цельсия в сторону понижения на территории Кувшиновского района Тверской области был отмечен 29.09.2010 года. 28.09.2010 года главой администрации городского поселения «Город Кувшиново» издано постановление о начале отопительного сезона на период 2010 - 2011 годы с 01.10.2010 года. В ходе проверки прокуратурой района установлено, что по состоянию на 13.10.2010 года теплоснабжение отсутствует в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детские сады №1,№2,№3, а также 58 многоквартирных домах г.Кувшиново.

Прокурор Кувшиновского района Тверской области Тараненко А.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в иске, и дополнительно пояснил по обстоятельствам дела, что обязанность по надлежащей подготовке, прохождению отопительного сезона и обеспечению жителей, устойчивым теплоснабжением возложены на администрацию городского поселения «Город Кувшиново» и эти обязанности подлежат безусловному исполнению. Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 70 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования. Так как ненадлежащая подготовка к отопительному сезону и его прохождение в границах городского поселения может привести к массовым нарушениям прав неопределенного круга лиц, то считает, что он вправе в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В настоящее время администрацией городского поселения не был обеспечен необходимый контроль за деятельностью ООО УК «Регионэнерго», не выполнены действия на заключение договора о подключении к системе теплоснабжения, что и привело к срыву отопительного сезона. Просит признать незаконными бездействия администрации городского поселения «Город Кувшиново» связанные с ненадлежащим исполнением возложенной на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению теплоснабжения граждан, проживающих в городе Кувшиново, и обязать администрацию городского поселения «Город Кувшиново» заключить договор о подключении к системе теплоснабжения, в соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2010 года за № 190-ФЗ «О теплоснобжении», для обеспечения производства и бесперебойной передачи тепловой энергии, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры городского поселения г. Кувшиново.

В судебном заседании представитель администрации МО городское поселение «Город Кувшиново» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 требования прокурора не признал полностью и пояснил, что администрация не считает себя надлежащим ответчиком по иску, и что осуществляет свою деятельность согласно устава, и полагает, что все надлежащие меры для успешного прохождения отопительного сезона 2010/2011 года выполнены в полном объеме. Просит в иске отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 12 ГК РФ указывает, что защита гражданских прав может быть осуществлена путем пресечения действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами предусмотренными законами.

Статья 45 ГПК РФ определяет, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Исходя из указанных доводов прокурора, суд считает, что прокурор обоснованно в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском.

Так прокурором Кувшиновского района Тверской области ставиться вопрос о бездействии администрации городского поселения «Город Кувшиново», связанное с ненадлежащим исполнением возложенной на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению теплоснабжения граждан, проживающих на территории муниципального образования.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация в границах городского поселения теплоснабжения населения.

Согласно статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан потребителей коммунальных услуг.

В целях исполнения указанных обязательств перед гражданами, проживающими на территории городского поселения г. Кувшиново, органу местного самоуправления, каковым является администрация городского поселения «Город Кувшиново» надлежало совершить действия, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года при предоставлении коммунальных услуг, в частности должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилых помещений в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

В соответствии с Уставом МО «Город Кувшиново» (ст.6 п.1.4) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах городского поселения электро -, тепло-, газо - и водоснабжение населения. Согласно п. 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищных правоотношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства. В силу ст. 33 Устава МО «Город Кувшиново» администрация городского поселения, её отраслевые и территориальные органы возглавляются главой администрации, который наделен полномочиями (ст. 36 Устава) по организации в границах городского поселения электро -, тепло-, газо - и водоснабжения населения. Однако, имея необходимые и достаточные для своевременного начала отопительного сезона полномочия, администрация городского поселения «Город Кувшиново» не предприняло должных мер по контролю за выполнением контрагентами вышеназванного Постановления в полном объеме и в установленные сроки. Судом были исследованы ответ главы администрации городского поселения «Город Кувшиново» в адрес прокурора Кувшиновского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ а также протокол заседания комиссии по рассмотрению вопроса организации теплоснабжения на территории городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что УК «Регионэнерго» НП «Региональная энергетика» обязана была начать отопительный сезон с ДД.ММ.ГГГГ, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжение не осуществлялось. Исследованные в суде документы подтверждают, что эти действия администрация городского поселения «Город Кувшиново» не исполнила, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение качественной услуги по теплоснабжению. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области теплоснабжения может создать угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, жизни, здоровья и имущества граждан. Сообщение с администрации городского поселения «Город Кувшиново» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что по результатам проверки, до настоящего времени не приняты меры по обеспечению населения теплом. В администрацию города поступают многочисленные жалобы жителей из-за несоблюдения температурного режима в квартирах, чем нарушены Правила предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года за № 307. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проблема теплоснабжения не разрешена в нескольких многоквартирных домах, поскольку система разбалансирована, анализ исследованных судом доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что должностное лицо - глава администрации городского поселения «Город Кувшиново», имея для этого достаточные полномочия для реализации своих обязательств, не приняло достаточных мер по своевременному их исполнению, а именно по организации в границах городского поселения теплоснабжения населения.

В соответствии с результатами конкурса, проведенного администрацией городского поселения «Город Кувшиново» ООО УК «Регионэнерго» заключило договор аренды системы теплоснабжения. Согласно п.2.1 Соглашения № «О реконструкции и повышении надежности и энергетической эффективности систем инженергообеспечения <адрес>» «Исполнитель» - ООО УК «Регионэнерго» приняло на себя обязательства построить и ввести в эксплуатацию котельную необходимую для обеспечения бесперебойного теплоснабжения МО городского поселения «Город Кувшиново» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Генеральным директором УК «Регионэнерго» в адрес главы администрации городского поселения «Город Кувшиново» было направлено информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о неготовности системы теплоснабжения к приему теплоносителя и, как следствие, невозможность его подачи на социально значимые объекты, в связи с чем, было выдвинуто предложение о том, что подача теплоносителя потребителям может быть осуществлена с момента подачи теплоносителя от ООО «Каменская промышленная котельная», при условии оплаты существующей задолженности, однако данный вариант администрацией городского поселения «Город Кувшиново» во внимание принят не был, тогда как, ДД.ММ.ГГГГ на совещании у заместителя <адрес> ФИО3 по вопросу «О теплоснабжении <адрес> от Каменской производственной котельной в осеннее - зимнем периоде 2010 - 2011 года» было принято решение о признании образовавшейся задолженности перед ООО «Каменская промышленная котельная» за поставку тепловой энергии в размере 16 млн. рублей за отопительный период 2009 - 2010 годов и 6.2 млн. рублей за предыдущие периоды. В срок до ДД.ММ.ГГГГ администрации городского поселения «Город Кувшиново» в департамент финансов <адрес> необходимо было предоставить пакет документов (заявку) на предоставления кредита для погашения задолженности, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данный вопрос администрацией городского поселения «Город Кувшиново» урегулирован не был при наличии возможности. Таким образом, ответчик, достоверно зная о том, что отопительный сезон не будет начат в срок, и, имея возможность избежать негативных последствий при срыве отопительного сезона не предпринял надлежащих мер по организации теплоснабжения на территории городского поселения, имея возможность погасить образовавшуюся задолженность перед ООО «Каменская промышленная котельная», тем самым начать отопительный сезон 2010 - 2011 до запуска новой блочно - модульной газовой котельной.

Суд, находит, что доводы прокурора Кувшиновского района Тверской области являются обоснованными по мотивам указанным им выше, как в части нарушения администрацией городского поселения «Город Кувшиново» законодательства указанного прокурором, так и непринятие своевременных мер по обеспечению введению в эксплуатацию котельной городского поселения, тем самым, указывая, что администрация не принимает своевременных мер и не исполняет полномочия по организации теплоснабжения в границах городского поселения в соответствии с Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Довод представителя администрации городского поселения «Город Кувшиново» указанные выше, суд не принимает, так как они направлены на неисполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению теплоснабжения граждан, и самоустранение от решения данных вопросов. Фактически в обоснование своей позиции представителем ответчика - администрации городского поселения «Город Кувшиново» не приведены достаточные доказательства того, что были предприняты все меры в полном объеме при подготовке и организации теплоснабжением населения городского поселения в осенне-зимний период 2010/11 года.

С учетом длительного проявления бездействия, связанное с ненадлежащим исполнением возложенной на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению теплоснабжения граждан, проживающих на территории городского поселения г.Кувшиново угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и увеличения социальной напряженности на территории городского поселения, суд находит что заявленные требования прокурора подлежит удовлетворению, так как причиной явилось отсутствие между администрацией городского поселения «Город Кувшиново» и ООО УК «Регионэнерго», договора о подключении к системе теплоснабжения, обязательное наличие которого предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2010 года за №190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно ч.2 ст.20 Федерального закона Российской Федерации «О теплоснабжении» №190 - ФЗ от 27.07.2010 года предусмотрено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений.

Разрешая требования прокурора в части возложения на ответчика обязанностей по устранению нарушения, указанные в рассматриваемом заявлении и установленные в ходе судебного разбирательства, суд исходит из следующего. В силу ст. 103 ГПК РФ с администрации МО городское поселение «Город Кувшиново» подлежит взысканию госпошлина в размере, предусмотренном ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Кувшиновского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Кувшиново» удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администрации городского поселения «Город Кувшиново» связанное с ненадлежащим исполнением возложенной на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению теплоснабжения граждан, проживающих на территории городского поселения г. Кувшиново.

Обязать администрацию городского поселения «Город Кувшиново» выполнить мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду 2010/2011, а именно в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года за № 190-ФЗ «О теплоснабжении» заключить договор о подключении к системе теплоснабжения с ООО УК «Регионэнерго», для обеспечения производства и бесперебойной передачи тепловой энергии, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры городского поселения г. Кувшиново.

Взыскать с администрации МО городское поселение «Город Кувшиново» госпошлину в доход местного бюджета в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней со дня провозглашения.

Судья Кувшиновского

районного суда Э.Н. Воронина.