о признании бездействия администрации МО ГП `Город Кувшиново` по непринятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства



гр. дело № 2-366/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кувшиново 11 ноября 2010 года

Кувшиновский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой Т.А.,

с участием пом. прокурора Кувшиновского района Климова А.А.,

представителя ответчика по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Ерегина С.Ю.,

третьего лица - представителя ООО "Дороги" по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Захаровой А.Г.,

третьего лица - представителя ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство» Генерального директора Зеленского С.Л.,

представитель 3-го лица - Управления Государственной административно-технической инспекции Тверской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Кузуб О.В.,

при секретаре Савиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кувшиновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО городского поселения "Город Кувшиново" о признании бездействия администрации городского поселения "Город Кувшиново" по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями незаконным, и обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, контейнерных площадок, расположенных в <адрес> <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кувшиновского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО городского поселения "Город Кувшиново" о признании бездействия в части не приведения площадки, расположенной около <адрес>, в соответствие с требованиями законодательства незаконным и возложении обязанности привести данную площадку в соответствие с требованиями прокурора. Аналогичные иски он предъявил и по контейнерным площадкам по <адрес> <адрес>. Все указанные иски приняты к производству судьей, возбуждены гражданские дела с № 2-366 по № 2-369.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ данные гражданские дела соединены в одно производство, гражданскому делу присвоен № 2-366/2010 г.

В обоснование исков прокурор указал, что прокуратурой Кувшиновского района проведена проверка исполнения администрацией городского поселения "Город Кувшиново" законодательства, регламентирующего сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. № 89 и п.18 ч.1 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичная норма закреплена в п.1.18 ст.6 Устава городского поселения "Город Кувшиново".

Согласно п.1 ст.55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления по осуществлению хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях.

На основании п.1.1 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов", утвержденные Минздравом СССР от 05.08.1998 г. № 4690-99, организация рациональной системы сборов, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов, и уборки территорий должна удовлетворять требованиям "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".

Пункт 2.2.2 Санитарных правил и норм устанавливает, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

В соответствии с п.3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Согласно п.3.7.3 Правил временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями. Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью.

Решением Совета депутатов городского поселения "Город Кувшиново" от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила по содержанию и благоустройству территории городского поселения "Город Кувшиново".

Согласно п.1.1 Правил определяется порядок содержания в городе Кувшиново жилищного фонда, зданий и сооружений, придомовых, дворовых и внутриквартирных территорий, улиц, мостов, парков, садов, скверов, подъездов и территорий, улиц, мостов, парков, садов, скверов, подъездов и территорий, прилегающих к предприятиям и организациям, строительным площадкам и прилегающим к ним территориям.

Пунктом 2.29.13 Правил на территории домовладений, промышленных объектов, объектов торговли, культурно-бытового и другого назначения должны быть выделены специализированные площадки для размещения контейнеров или других видов мусоросборников с удобными подъездами для транспорта.

Пунктом 2.29.16 Правил площадка должна быть огорожена с 3-х сторон ветровой защитой высотой 0,5 над краем контейнера, и желательно ограждена зелеными насаждениями. Площадки для контейнеров должны быть заасфальтированы или иметь бетонированное покрытие, освещены, иметь устройство для стока воды, удобны для подъезда машин и подхода жителей.

В ходе проверки установлено, что около домов <адрес> имеются специальные площадки для размещения контейнеров для мусора. Земельные участки под установку контейнеров не отводились.

На площадке около <адрес> расположено 2 контейнера. Обслуживание контейнерной площадки не проводится, в результате чего на контейнерах отсутствуют крышки, площадка, на которой расположены покрытия, не имеет никакого ограждения, асфальтового или бетонного покрытия, все 2 контейнера имеют повреждения и не пригодны для дальнейшего использования.

На площадке около <адрес> расположено 6 контейнеров. Обслуживание ее не проводится, в результате чего на контейнерах отсутствуют крышки, площадка, на которых расположены контейнеры, не имеет никакого ограждения, асфальтового или бетонного покрытия, два контейнера имеют повреждения и не пригодны для дальнейшего использования.

На площадке около <адрес> расположено 5 контейнеров. Обслуживание ее не проводится, в результате чего на контейнерах отсутствуют крышки, один контейнер имеет повреждения и не пригоден для дальнейшего использования.

На площадке около <адрес> расположено 4 контейнера для мусора. Обслуживание площадки не проводится, в результате чего на контейнерах отсутствуют крышки, площадка, на которой расположены контейнеры, не имеет никакого ограждения, асфальтового или бетонного покрытия, все 4 контейнера имеют повреждения и не пригодны для дальнейшего использования.

В результате несоблюдения требований к содержанию контейнерных площадок мусор своевременно и в полном объеме не собирается и не вывозится.

На основании ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей пригодной среды и сохранение биологического разнообразия.

Несоблюдение требований действующего законодательства по обустройству мест для сбора твердых бытовых отходов со стороны администрации муниципального образования городского поселения "Город Кувшиново" может привести к загрязнению окружающей природной среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний и нарушению прав граждан, проживающих на территории городского поселения "Город Кувшиново".

Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые могут проживать в городском поселении "Город Кувшиново" согласно конституционного права граждан России на свободу передвижения и выборы места жительства, определить невозможно.

До настоящего времени со стороны администрации городского поселения "Город Кувшиново", на территории которого расположены контейнерные площадки, меры по приведению контейнерных площадок в соответствие с требованиями законодательства не принимались.

Данное обстоятельство свидетельствует о бездействии администрации городского поселения "Город Кувшиново" по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать в интересах неопределенного круга лиц бездействие администрации городского поселения "Город Кувшиново" в части не приведения контейнерных площадок, расположенных около <адрес>, около <адрес>, около <адрес>, около <адрес> в соответствие с требованиями законодательства, незаконным и обязать привести данные площадки в соответствие с санитарными правилами и нормами СанПин 42-128-4690-88.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, просит признать бездействие администрации МО городского поселения «Город Кувшиново» по непринятию мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями незаконным, возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить: на контейнерной площадке, расположенной около <адрес>, оборудование контейнеров крышками, замену 1 контейнера, ремонт 1 контейнера; на контейнерной площадке, расположенной около <адрес>, оборудование контейнеров крышками, ограждение площадки с трех сторон ветровой защитой высотой 0,5м над краем контейнера, асфальтовое или бетонное покрытие площадки, замену 2 контейнеров; на контейнерной площадке, расположенной около <адрес> <адрес>, оборудование контейнеров крышками, замену 1 контейнера; на контейнерной площадке, расположенной около <адрес>, оборудование контейнеров крышками, ограждение площадки с трех сторон ветровой защитой высотой 0,5 м над краем контейнера, замену 3 контейнеров, ремонт 2 контейнеров.

При рассмотрении дела также по существу прокурор вновь уточнил исковые требования: просит признать бездействие администрации городского поселения «Город Кувшиново» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарного эпидемиологического законодательства незаконным и обязать организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно решить вопрос об отводе земли под данные контейнерные площадки, определить лицо, ответственное за сбор, вывоз мусора и бытовых отходов, при необходимости создать нормативную базу в сфере осуществления данных полномочий, разработать необходимые тарифы в данной области, определить собственника контейнерных площадок и привести контейнерные площадки в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечить на контейнерных площадках, расположенных около домов <адрес>, оборудование контейнеров крышками, ремонт и замену необходимо числа контейнеров в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлениях, просит иск удовлетворить. В отношении наличия крышек на контейнерах полагает, что указанные требования следуют из п. 3.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, согласно которому временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями, а также п. 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02 «3.5.3.Дератизация Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 июля 2002 г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02», согласно которому при эксплуатации производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие миграции грызунов, создающие неблагоприятные условия для их обитания, в том числе, использовать для хранения пищевых и бытовых отходов плотно закрывающихся емкостей.

Просит признать бездействие администрации городского поселения «Город Кувшиново» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным и обязать организовать провести мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно решить вопрос об отводе земли под данные контейнерные площадки, определить лицо, ответственное за сбор, вывоз и утилизацию мусора и бытовых отходов, при необходимости создать необходимую нормативную базу в сфере осуществления данных полномочий, разработать необходимые тарифы в данной области, определить собственника контейнерных площадок и привести контейнерные площадки в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечить на контейнерных площадках, расположенных около домов <адрес> <адрес>, оборудование контейнеров крышками, ремонт и замену необходимого числа контейнеров в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика - администрации МО городского поселения «Город Кувшиново» по доверенности Ерегин С.Ю. исковые требования не признал, пояснив, что со стороны администрации городского поселения предпринимаются меры по организации сбора и вывоза отходов на территории поселения. Полагает, что в полномочия администрации по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов относятся разработка нормативно-правовых актов, контроль за организацией, осуществляющей соответствующие услуги по сбору и вывозу мусора, представление жителей по их заявлениям в судах (по закону о защите прав потребителей), уборка несанкционированных свалок, согласование по обращениям граждан. Указанные обязанности ими выполняются. Требования прокурора не основаны на законе. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры и т.д.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (п.1.8,3.7,5.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда). Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества, многоквартирного дома. Полагает, что бремя содержания данного имущества, сбор и вывоз мусора и бытовых отходов должны нести жители через управляющую компанию (ОАО «ККХ») посредством включения в тарифы по обслуживанию жилого дома. Просит в иске отказать.

Третье лицо - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Торжке, Торжокском, Кувшиновском, Лихославльском районах в лице своего представителя - будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. Из письменного отзыва на заявленные требования усматривается, что в соответствии со статьей 22 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно Санитарных Правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 («Санитарные правила содержания населенных мест», утвержденные Минздравом СССР от 05.08.1988 г. № 4690-88), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна производиться в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденного решением местного органа самоуправления (п.1.2), периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с органами Роспотребнадзора (п.2.2.1), для сбора твердых бытовых отходов следует применять в стандартном благоустроенном жилом фонде стандартные металлические контейнеры (п.2.2.2); площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Согласно пункта 18 статьи 14 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В настоящее время администрация городского поселения не соблюдает законодательство в указанной части, что может привести к вторичному микробному загрязнению почвы и способствовать возникновению массовых инфекционных заболеваний. Просят требования прокурора удовлетворить.

Представитель третьего лица - ОАО «Кувшиновское коммунальное хозяйство» - по Генеральный директор Зеленский С.Л. полагал, что время содержания контейнеров, уборка мусора и вывоз должно возлагаться на управляющие компании, однако в настоящее время условий для этого не создано, и этим вопросом никто не занимался.

Третье лицо - представитель администрации МО «Кувшиновский район» по доверенности Покровский Д.В. - полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку, по его мнению, содержанием общего имущества собственников многоквартирных домов, в состав которого входят и контейнерные площадки, должна заниматься управляющая компания. Необходимо пересмотреть тарифы и возложить на управляющую компанию решение возникших вопросов. В соответствии с действующим законодательством отвод земельного участка под контейнерные площадки не является обязательным, в районную администрацию с указанными вопросами собственники домов не обращались. Полагает, что администрация городского поселения вопросы организации сбора и вывоза мусора решает, убирает несанкционированные свалки.

Третье лицо - представитель ООО "Дороги" по доверенности Захарова А.Г. - считает, что заявленные требования следует удовлетворить. Их организация является коммерческой и предоставляет населению услугу по вывозу бытового мусора, сбором которого не занимается. Тарифы, действующие на вывоз твердых бытовых отходов и мусора, являются одинаковыми, как для муниципального жилья, так и для других собственников жилых помещений. В соответствии с возложенными полномочиями организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории поселения должны муниципальные власти, которые бездействуют. Имеющиеся контейнеры приходят в негодность, использовать их (выгружать спецтехникой) становится затруднительно, вопросы оборудования контейнерных площадок, замены контейнеров не решаются, хотя они неоднократно обращались в администрацию поселения с указанными вопросами. Данная проблема может привести к тому, что вывоз мусора из контейнеров станет не возможен. ООО "Дороги" имеет лицензию только на вывод и утилизацию мусора и бытовых отходов.

Представитель ООО "Дороги" полагает, что требования прокурора основаны на законе, претензии ответчика к их организации безосновательны. Ответчик обязать организовать сбор и вывоз мусора, привлечь жилищно-коммунальную службу (управляющую кампанию), которая должна заключить договора с населением, а их организация в свою очередь заключила бы договора с управляющей кампанией.

Представитель Комитета по управлению имуществом Кувшиновского района в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений не представлено, не просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третье лицо - представитель Управления Государственной административно-технической инспекции по Тверской области по доверенности Кузуб О.В. пояснила, что их инспекция является областной исполнительной структурой. Основными ее задачами является контроль за соблюдением установленных нормативными правовыми актами Тверской области, муниципальными правовыми актами требований в сфере благоустройства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, производство по делам об административных правонарушениях, выявленных в ходе контрольной деятельности, контроль за соблюдением установленных органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления сроков вывоза мусора, выявление случаев оставления бытовых отходов и иного мусора вне мусорных контейнеров и иных емкостей, предназначенных для их сбора; контроль за соблюдением правил уборки и содержанием прилегающих или закрепленных территорий; составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, а также налагать в установленном порядке в пределах своей компетенции административные взыскания.

Администрация «Город Кувшиново» приняла свод правил по содержанию и благоустройству территории городского поселения. Из общих правил содержания и уборки прилегающих или отведенных территорий следует, что юридические лица, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, физические лица (частные домовладельцы) обязаны соблюдать требования настоящих Правил и других нормативных актов органов местного самоуправления по вопросам благоустройства города, обеспечения чистоты и порядка на его территории, а также обязаны за счет собственных средств обеспечить проведение на отведенной и прилегающей территории: вывоз мусора и отходов производства и потребления в специально отведенные места.

Срок привлечения к административной ответственности истец, виновное лицо не понесет наказание, материал им не направлялся. Управление Роспотребнадзора компетентно привлекать к административной ответственности, осуществлять контроль.

Суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения прокурора, объяснения ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 12 ГК РФ указывает, что защита гражданских прав может быть осуществлена путем пресечения действий (бездействий), нарушающих право или созданию угрозы его нарушения, а также, предусмотренными законами.

Статья 45 ГПК РФ определяет, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Из указанных доводов прокурора суд считает, что он обоснованно обратился в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц.

Так, прокурором Кувшиновского района Тверской области ставится вопрос о бездействии администрации городского поселения «Город Кувшиново», связанное с ненадлежащем исполнением возложенной на орган местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов мусора на территории городского поселения.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного поселения.

Согласно ст.7 п.17 Устава муниципального образования "Город Кувшиново" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 4 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст.55 п.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных полей и иного негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, промышленных площадок должно отвечать санитарным нормам.

Из п.1.1 СанПин 42-1284690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Минздравом СССР от 05.08.1988 г. № 4690-88 следует, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".

Согласно п.2.2.2 Правил, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. (В настоящее время приняты новые санитарные правила, однако требования их не изменились).

В соответствии с п.3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правильно, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов.

Решением Совета депутатов городского поселения "Город Кувшиново" П созыва от ДД.ММ.ГГГГ № "О внесении дополнений в Свод правил по содержанию и благоустройству на территории городского поселения "Город Кувшиново" п.2.29.12 "Бытовые отходы собираются в стандартные мусоросборные контейнеры, бункеры, накопители или другие виды мусоросборников, в зависимости от вида отходов или в специализированную машину, действующую согласно графика. Количество устанавливаемых контейнеров и бункеров-накопителей определяется на основе нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждаемых федеральным исполнительным органом государственной власти, установленном постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 года № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". Согласно п.2.29.13. указанных дополнений на территории домовладений, промышленных объектов, объектов культурно-бытового и другого назначения должны быть выделены специализированные площадки для размещения контейнеров или других видов мусоросборников с удобными подъездами для транспорта; п.2.29.15. - расстояние от площадок для установки контейнеров до жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.; п. 2.29.16 - площадка должна быть огорожена с 3-х сторон ветровой защитой высотой 0,5 над краем контейнера, и желательно ограждена земельными насаждениями. Площадки для контейнеров должны быть заасфальтированы или иметь бетонированное покрытие, освещены, иметь устройство для стока воды, удобны для подъезда машин и подхода жителей. Места для размещения и временного хранения отходов определяются в соответствии с санитарными нормами, количество устанавливаемых на площадке контейнеров определяется расчетами накопления отходов, но не выше установленных норм; п.2.29.18 - контейнеры, контейнерные площадки, а также прилегающая к ним территория в радиусе 5 метров должны содержаться в чистоте в течение дня.

Однако, как видно из материалов дела принятые нормативные акты не действуют.

Согласно актов проверок, проведенных прокуратурой Кувшиновского района, установлено, что на территории городского поселения "Город Кувшиново": на контейнерной площадке на <адрес> расположено 2 контейнера, на которых отсутствуют крышки, имеются повреждения, т.е. не пригодны для дальнейшего использования, контейнерная площадка не имеет ограждения, асфальтового или бетонного покрытия, вокруг контейнеров имеется крупногабаритный мусор. Контейнерная площадка на <адрес> расположена в 13 метрах от указанного дома. На данной площадке располагается 6 контейнеров, на которых отсутствуют крышки. Контейнерная площадка не имеет ограждения. Один контейнер имеет значительные повреждения, т.е. не пригоден для дальнейшего использования и требует замены. Три контейнера имеют повреждения, требуют ремонта. На контейнерной площадке на <адрес> расположено 5 контейнеров, на которых отсутствуют крышки. Один контейнер имеет повреждения и не пригоден для дальнейшего использования. Контейнерная площадка на <адрес> расположена в 25 метрах от указанного дома. На данной площадке расположено 5 контейнеров, на которых отсутствуют крышки. Контейнерная площадка не имеет ограждения, отсутствует бетонное покрытие. Три контейнера имеют значительные повреждения, т.е. непригодны к дальнейшему использованию и требуют замены. Два контейнера имеют повреждения, требуют ремонта.

В судебном заседании также установлено, что контейнерные площадки по всем указанным адресам жилых домов не оборудованы в соответствии с законодательством, что не оспаривается и сторонами. Виду того, что контейнерные площадки не были оборудованы, не имели ограждений (фактически использовались металлические ящики, без площадок, подъезда, уклона и т.д.) на момент передачи жилищного и иного фонда администрации городского поселения "Город Кувшиново", то контейнерные площадки, как иной объект недвижимого имущества и не могли быть переданы надлежащим образом, по причине их отсутствия как самостоятельного объекта недвижимости.

Однако указанные обстоятельства в силу действующего законодательства не могут объяснить бездействие ответчика.

Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве освобождения для исполнения установленных законом обязанностей.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

В соответствии со ст.ст. 9,139,140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 в соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, наделяющими Правительство Российской Федерации полномочиями на установление таких Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.

В соответствии со ст.154 Жилищного Кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.

Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 ст.154 ЖК РФ, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем, плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса и согласуется с положениями части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ. По смыслу этой нормы к общему имуществу в многоквартирном доме относится, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекта, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170.

Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома и т.п.) являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома независимо от организации сбора и вывоза ТБО.

Как установлено в судебном заседании, ни один из участников процесса в настоящее время не возражают, что контейнеры должны принадлежать жильцам дома, а жилищно-эксплуатационные организации обязаны обслуживать данное имущество и т.д., однако до настоящего времени не исполняется ни санитарно-эпидемиологическое федеральное законодательство, ни местные законы в части заявленных требований.

Согласно "Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170) п.3.7.1 организация по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

- установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в не канализационных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;

- своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

- организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

-свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;

- проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

п. 3.7.2 Сбор бытовых отходов следует производить в:

- переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 человек;

- контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более.

В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5х0,5 мм.

п.3.7.3. Временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями. Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью.

п.3.7.4. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.

п.3.7.5. Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.

При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин.

п.3.7.6. Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.

п.3.7.7. Количество и емкость дворовых-мусоросборников определяется в установленном порядке.

п.3.7.8. Сбор твердых бытовых отходов в неканализационных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза.

Суд не может согласиться с первоначальным мнением ответчика, что оборудовать контейнерные площадки, производить закупку контейнеров, а также ремонтировать их и т.д. должно ООО "Дороги", поскольку, во-первых, это противоречит действующему законодательству по обустройству мест сбора твердых бытовых отходов, "Санитарным правилам содержания населенных мест", (утв. Минздравом СССР от 05.08.1988 г. № 4699-88), ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Уставу Муниципального образования "Город Кувшиново" ст.6 п.1.18 (организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора).

К тому же, как видно из лицензии, предоставленной ООО "Дороги", от ДД.ММ.ГГГГ указанному обществу разрешено вести деятельность только по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Требование прокурора об оборудование контейнеров крышками, по мнению суда, обосновано всеми нормативно-правовыми актами, касающимися сферы защиты прав потребителей и благополучия человека, а также санитарными Правилами содержания населенных мест.

Суд находит, что доводы прокурора Кувшиновского района Тверской области являются обоснованными по мотивам указанным им выше, как в части нарушения администрацией городского поселения «Город Кувшиново» законодательства, указанного прокурором, а также непринятие своевременных мер по обеспечению организации сбора и вывоза мусора.

Разрешая требования прокурора в части возложения на ответчика обязанностей по устранению нарушения, указанные в рассматриваемом заявлении и установленные в ходе судебного разбирательства, суд исходит из следующего.

В силу ст.258 ч.1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с администрации МО городское поселение "Город Кувшиново" подлежит взысканию госпошлина в размере, предусмотренном ст.333,19 НК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по приведению контейнерных площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства лежит на администрации городского поселения, в связи с чем исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Кувшиновского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО городского поселения "Город Кувшиново" удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городского поселения "Город Кувшиново" Тверской области по непринятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать администрацию муниципального образования городского поселения "Город Кувшиново" выполнить мероприятия по организации на территории поселения сбора и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить: проведение своевременного согласования земельных участков под контейнерные площадки, установить либо пересмотреть тарифы за сбор, вывоз мусора и бытовых отходов, и возложить на управляющую компанию решение возникших вопросов, в соответствии с действующим федеральным законодательством, при необходимости создать необходимую нормативную базу в сфере осуществления данных полномочий, установить контроль за содержанием данных объектов и своевременно реагировать на невыполнение управляющей компанией обязанностей по сбору отходов и мусора, в частности, не принятие мер по обустройству контейнерной площадки, расположенной около <адрес>, на контейнерной площадки, расположенной около <адрес>, контейнерной площадки, расположенной около <адрес>, контейнерной площадки расположенной около <адрес>.

Взыскать с администрации МО городского поселения "Город Кувшиново" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд в течение десяти дней с момента составления мотивированной части решения.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2010 года.