гражданское дело об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального займа



гр. дело года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2012 года г. Кувшиново

Кувшиновский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Иванковича А.В.,

при секретаре Полонкоевой О.Е.,

с участием истца - прокурора Кувшиновского района Тверской области Тараненко А.В.,

истца Исайкиной О.А.,

представителя ответчика – МУ «Администрация Кувшиновского района» Демидовой В.Н., действующей на основании доверенности № 450 от 24.05.2012 года,

представителя третьего лица – ТОСЗН Кувшиновского района Рассудковой М.В., действующей на основании доверенности № 11 от 06.03.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кувшиновского района Тверской области в интересах Исайкиной О.А. к Администрации Кувшиновского района Тверской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кувшиновского района в интересах Исайкиной О.А. обратился в суд с иском к Администрации Кувшиновского района Тверской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, указав в обоснование, что в прокуратуру Кувшиновского района обратилась Исайкина О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с целью защиты ее жилищных прав и интересов.

В результате проверки установлено, что постановлением главы администрации Тысяцкого сельского поселения № 12 от 20.05.2009, Исайкина О.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как несовершеннолетняя, оставшаяся без попечения родителей. Отец Исайкиной О.А. Исайкин А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти .

Мать Исайкиной О.А. Исайкина В.И. решением Кувшиновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.

В период с 01.09.1999 по 28.05.2008 Исайкина О.А.обучалась в ГОУ «Кувшиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат» и находилась на полном государственном обеспечении. 29.05.2008 данным учреждением Исайкной О.А. выдано свидетельство об окончании ГОУ «Кувшиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

С 01.09.2008 по 28.06.2011 Исайкина О.А. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 47» и находилась на полном государственном обеспечении. 29.06.2011 государственным образовательным учреждением начального профессионального образования «Профессиональное училище № 47» Исайкиной О.А. выдано свидетельство о присвоении уровня квалификации.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором была зарегистрирована Исайкина О.А., согласно заключению от 21.03.2011 межведомственной комиссии признано непригодным для проживания.

Исайкина О.А., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, пригодного для проживания.

Просит суд возложить обязанность на администрацию Кувшиновского района Тверской области незамедлительно предоставить Исайкиной Ольге Александровне, 02.07.1991 года рождения, жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор Кувшиновского района Тараненко А.В. исковые требования поддержал, обосновав их по доводам, изложенным в заявлении. Просит суд возложить обязанность на администрацию Кувшиновского района Тверской области незамедлительно предоставить Исайкиной О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.

Истец Исайкина О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что в собственности жилья не имеет, работы нет, состоит на учете по безработице в ГУ «Центр занятости населения Кувшиновского района», возможности самостоятельно заключить договор найма жилого помещения не имеет, так как у нее отсутствует источник дохода.

Представитель ответчика – Администрации Кувшиновского района Тверской области Демидова В.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснила, что признает факт того, что на них лежит обязанность по предоставлению жилого помещения истице, однако, финансирование по данной статье расходов не осуществляется, что подтверждается выпиской из областного бюджета Тверской области на 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 г.г.

Представитель третьего лица - Правительства Тверской области и Министерства социальной защиты населения Тверской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, а также возражения на исковое заявление, в котором указывает, что исковые требования не поддерживает, так как в реестре детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в Министерстве социальной защиты населения Тверской области состоят граждане, которые ожидают реализацию права на обеспечение жилым помещением в течение нескольких лет, и предоставление жилого помещения Исайкиной О.А. вне очереди продлит ожидание ими предоставления жилого помещения.

Представитель третьего лица – ТОСЗН Кувшиновского района Тверской области Рассудкова М.В. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель третьего лица – Администрации Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи, с чем судом определено о рассмотрении дела без участия указанного лица.

Выслушав прокурора Кувшиновского района Тверской области, истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз. 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, дети, находящиеся под опекой и попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абз. 3 пункта 1 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либор по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии со ст.2 Закона Тверской области от 07.12.2011№ 78-30 «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в т.ч. в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 части 2 статьи 4 Закона Тверской области № 78-ЗО, органы государственной власти Тверской области в пределах компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами. Пункт 1 части 2 данной статьи определяет, что при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны осуществлять предоставление мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Судом установлено, что Исайкина О.А., мать которой решением Кувшиновского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии , выданного Отделом ЗАГС Администрации Кувшиновского района Тверской области 23.09.2010, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей.

В соответствии с письмом ТОСЗН Кувшиновского района Тверской области № 68 от 09.04.2012 Исайкина О.А. жилья в собственности не имеет, внесена в реестр детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. Опека Исайкиной О.А. не назначалась, была направлена на полное государственное обеспечение в ГОУ «Кувшиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Согласно справке директора ГБОУ «Кувшиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» Исайкина О.А.обучалась в коррекционной школе с 01 сентября 1999 года по 28 мая 2008 года и находилась на полном государственном обеспечении в течении всего периода обучения.

Согласно справке директора ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 47» № 133 от 03.04.2012 Исайкина О.А. обучалась в училище с 01 сентября 2008 года по 28 июня 2011 года и находилась на полном государственном обеспечении.

Согласно справке Территориального отдела социальной защиты населения Кувшиновского района № 69 от 06.04.2012 Исайкина О.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, состоит на учете как лицо из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что жилое помещение за Исайкиной О.А. не закреплялось, какого-либо жилого помещения в собственности либо по договору социального найма она также не имеет.

Отсутствие у Исайкиной О.А. в собственности жилого помещения подтверждается сообщением Кувшиновского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области № 15/002/2010-552 от 26.03.2010.

Из акта проверки жилищных условий заявителя от 07.07.2009 и акта обследования жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетней от 14.09.2009 следует, что <адрес>, расположенный в <адрес> для проживания не пригоден.

В соответствии с актом обследования помещения по адресу: <адрес> № 22 от 21.03.2011 и заключением № 22 от 21.03.2012 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, данный жилой дом признан непригодным для проживания в связи с физическим износом и опасностью обрушения.

Постановлением главы Администрации Тысяцкого сельского поселения № 12 от 20.05.2009 Исайкина О.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Исайкина О.А. является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.

Суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что отсутствие финансирования по статье расходов на приобретение жилья для лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может являться основанием для не предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.

Из переписки Администрации Кувшиновского района Тверской области с Министерством социальной защиты населения Тверской области следует, что Исайкина О.А. внесена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. Администрация Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района, администрация городского поселения «Город Кувшиново» и администрация Кувшиновского района жилым фондом не располагают, в связи с чем администрация Кувшиновского района ходатайствовала о внеочередном выделении субсидии Исайкиной О.А. на приобретение жилого помещения. Министерством социальной защиты населения Тверской области для рассмотрения Комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), для предоставления жилых помещений по договору социального найма будет внесено предложение по включению Исайкиной О.А. в список для приобретения жилого помещения в 2012 году.

Согласно выписке из областного бюджета Тверской области на 2012 год и на плановый период 2012 и 2014 годов субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот на 2012 год Кувшиновскому району не выделялись, на плановый период 2013 и 2014 годов субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) Кувшиновскому району будет выделена в размере 1702,3 и 5106,8 рублей соответственно.

Закон Тверской области от 17.04.2006 № 39-30 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, дети, относящиеся к их числу, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченном органе по месту первичного выявления.

Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий в силу статьи 5 вышеуказанного Закона Тверской области, вправе получать финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий и обязаны предоставлять жилые помещения гражданам, указанным в ст.2 данного Закона, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной законом Тверской области, а также использовать выделенные для осуществления государственных полномочий финансовые и материальные средства по целевому назначению.

Согласно ч.1 ст.6 вышеуказанного Закона Тверской области финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.

Таким образом, жилищное законодательство не связывает обязанность по предоставлению жилого помещения с фактом выделения средств для его приобретения.

Кроме того, довод представителя третьего лица министерства социальной защиты населения Тверской области о том, что в очереди состоят граждане, которые ожидают реализацию права на обеспечение жилым помещением в течение нескольких лет, и предоставление жилого помещения Исайкиной О.А. вне очереди продлит ожидание ими предоставления жилого помещения суд также не учитывает, поскольку п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержит указания на иной порядок предоставления жилья, очередность лиц равной категории.

Таким образом, реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности предъявленных прокурором Кувшиновского района Тверской области в защиту Исайкиной О.А. требований, считает необходимым возложить на администрацию Кувшиновского района Тверской области обязанность по предоставлению Исайкиной В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся сиротой, вне очереди жилого помещения по договору социального найма в пределах норм (технических, санитарных, норм площади), установленных действующим законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в интересах Исайкиной В.И. к Администрации Кувшиновского района Тверской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию Кувшиновского района Тверской области предоставить Исайкиной В.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являющейся сиротой, вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадь не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 13 июня 2012 года.

Судья А.В. Иванкович