гр.дело № 2-91/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2012 года г. Кувшиново
Кувшиновский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Иванковича А.В.,
при секретаре Полонкоевой О.Е.,
с участием представителя заявителя помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотникова А.С.,
представителя ответчика Громова Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Импульс» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов,
установил:
Прокурор Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Импульс» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов, указав в обоснование, что проверкой, проводимой прокуратурой 10.05.2012 г. было установлено, что ООО «Импульс» осуществляет деятельность по деревопереработке в <адрес> на территории производственной площадки предприятия расположены три строения, в двух из которых установлены две ленточные пилорамы. В нарушение земельного законодательства, не имея правоустанавливающих документов, предприятие допустило самовольное занятие земельного участка принадлежащего на праве коллективно - долевой собственности членов ТОО «Бор» и несанкционированное размещение на нем отходов производства по адресу: <адрес>, площадью 10000 кв. м., кадастровый номер № прилегающего к производственной площадке ООО «Импульс» в районе <адрес>
Самовольно занятый земельный участок, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - пашня, и неправомерно используется ООО «Импульс» для размещения отходов производства (опилки, древесные остатки, кора и пр., отнесенные приказом Министерства природных ресурсов России от 15.06.2001 №511 к 5 классу опасности).
В ходе проверки было установлено, что ООО «Импульс» при размещении и хранении отходов производства, не разработана и не осуществляется программа производственного экологического и санитарного контроля, что недопустимо и создает реальную угрозу здоровью людей и причинения вреда здоровью окружающей среде.
Просит запретить ООО «Импульс» эксплуатировать самовольно занятый земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, (категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного - использования пашня), в целях размещения отходов IV - V класса опасности - отходов коры, отходов горбыля, реек из натуральной чистой древесины, опилок из натуральной чистой древесины и обязать ООО «Импульс» восстановить нарушенное состояние окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, (категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного - использования пашня), на площади размером 10000 квадратных метров, за счет его средств путем производства работ по рекультивации земельного участка.
Представитель заявителя прокурора Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры Сотников А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в заявлении, просил запретить ООО «Импульс» эксплуатировать самовольно занятый земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, (категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного - использования пашня), в целях размещения отходов IV - V класса опасности - отходов коры, отходов горбыля, реек из натуральной чистой древесины, опилок из натуральной чистой древесины и обязать ООО «Импульс» восстановить нарушенное состояние окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, (категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного - использования пашня), на площади размером 10000 квадратных метров, за счет его средств путем производства работ по рекультивации земельного участка.
Представитель ответчика Громов Н.П. в судебном заседании заявленные требования прокурора признал в полном объеме, в ранее представленном отзыве указал, что земельный участок очищен от отходов производства. Заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Кувшиновского района проведена проверка и дано заключение, согласно которому нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю устранено, предписание от 24.01.2012г. выполнено.
Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, заявленные требования природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме.
Представитель третьего лица - Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии не представил.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 77 Земельного Кодекса РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст.ст. 48, 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу абзаца 1 статьи 4 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из системного толкования приведённых положений действующего законодательства следует, что они преследуют своей целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что 10.05.2012 Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что должностными лицами ООО «Импульс» в ходе осуществления хозяйственной деятельности не осуществляется производственный контроль за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления, образовывающихся на территории производственной площадки, что привело к несанкционированному размещению отходов на почве, территории прилегающего к производственной площадке ООО «Импульс» земельного участка, на площади 10000кв.м.
Из предписания об устранении нарушения земельного законодательства заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Кувшиновского района, специалиста-эксперта Торжокского территориального отдела Управления Росреестра по Тверской области от 23.01.2012 следует, что в срок до 23 июля 2012 Громову Н.П. устранить нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании земельного участка без правоустанавливающих документов, освободить земельный участок от отходов переработки древесины и привести в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Из выписки из ЕГРЮЛ от 19.04.2011 следует, что основным видом деятельности ООО «Импульс» является заготовка, переработка древесины, производство и реализация строительных материалов и товаров народного потребления из леса.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» установлено, что отходы коры (17110101 01 00) и кора с примесью земли (17110102 01 00) отнесены к 4 классу опасности; обрезь натуральной чистой древесины (17110501 01 00), древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (17112000 01 00) отнесены к 5 классу опасности.
Согласно свидетельствам о классе опасности отходов для окружающей природной среды от 13.02.2088 отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины, опилки натуральной чистой древесины имеют 5 класс опасности для окружающей природной среды, хранение которых необходимо в специально оборудованном месте с соблюдением правил пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов, является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
На основании статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3.1, 3.7, 3.8 Санитарных Правил СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылепо- давления не допускается.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что ООО «Импульс» осуществляет складирование, хранение на необорудованной для хранения отходов площадке, расположенной на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер №
Согласно п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно сообщению Торжокского территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 27.06.2012 года № сведения о правах на земельный участок, общей площадью 10000 кв.м., кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес> не могут быть предоставлены, поскольку запрашиваемая информация в государственном реестре прав отсутствует.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что ООО «Импульс» использует указанный земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Таким образом, в нарушение указанных требований закона ответчиком при размещении и складировании отходов, допущено самовольное занятие земельного участка, которое является незаконным.
В результате ненадлежащей эксплуатации самовольно занятого земельного участка, используемого ответчиком для несанкционированного складировании и хранения на нем отходов производства, осуществляемого с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства, создается реальная угроза загрязнения атмосферы, засорения территории, истощения и деградации почвы, а также ухудшение среды обитания человека.
Согласно ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Аналогичные требования закреплены и в ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-Ф3, согласно которой - земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Таким образом, размещение отходов производства на самовольно занятом земельном участке сельскохозяйственного назначения, произведено ООО «Импульс» в нарушение требований природоохранного, санитарного, градостроительного и земельного законодательства.
В соответствии с ч.2 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Таким образом, суд находит необходимым возложить на ООО «Импульс» обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Импульс» эксплуатировать самовольно занятый земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, в целях размещения отходов IV - V класса опасности - отходов коры, отходов горбыля, реек из натуральной чистой древесины, опилок из натуральной чистой древесины.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Импульс» обязанность восстановить нарушенное состояние окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, на площади размером 10 000 квадратных метров, за счет собственных средств путем производства работ по рекультивации земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 13 августа 2012 года.
Судья А.В.Иванкович