Решение о включении в специальный стаж период работы в должности учителя школы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык «17» августа 2010 г.

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Н.П. Чирковой

при секретаре Л.А. Браиловой

с участием истца В.А. Горбуновой

представителя ответчика Н.С. Касьяновой, действующей на основании доверенности от 11.01.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбуновой В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кувандыкском районе (далее ГУ-УПФР в Кувандыкском районе) о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3-х лет, о назначении пенсии по старости досрочно с момента обращения,

УСТАНОВИЛ:

Горбунова В.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в Кувандыкском районе о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3-х лет, о назначении пенсии по старости досрочно с момента обращения. В обоснование иска указала, что 11.06.2010 г. она обратилась в ГУ – УПФР в Кувандыкском районе за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т.к. из представленных ею документов о трудовом стаже, полагала, что у неё имеется достаточный стаж, т.е. более 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста.

Решением начальника ГУ - УПФР в Кувандыкском районе от 05.07.2010 г. № 89 по рассмотрению вопроса реализации ею права на досрочную пенсию ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии в подп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ « О трудовых пенсиях РФ» в связи с отсутствием требуемого стажа в педагогических учреждениях для детей.

Полагает, что данное решение незаконное, а её требования являются законными. Так, из протокола данного решения от 05.07.2010 г. усматривается, что выслуга лет у неё составляет - 24 года 01 месяц 23 дня. Ей не засчитан в специальный стаж период с 21.09.1991 г. по 01.09.1992 г. - период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком. При этом ответчик руководствовался Законом РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РФ». Применение ответчиком данного Закона является незаконным, т.к. период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 21.09.1991 г. по 01.09.1992 г. имел место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1, а поэтому действовала ст. 167 КЗоТ РФ, которая предусматривала включение указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Учитывая, что она предоставила ГУ - УПФР в Кувандыкском районе все необходимые документы, то пенсия ей должна быть назначения со дня её обращения, т.е. с 11.06.2010 г.

В судебном заседании истец Горбунова В.А. полностью поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Касьянова Н.С. исковые требования не признала. В обоснование возражений на иск указала, что в соответствие с п. 10 ч.1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность для детей независимо от их возраста. Часть третья вышеуказанной статьи предусматривает, что правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», определяющие какие именно периоды работы включаются в стаж. В соответствие с п. 5 Правил, на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. В специальный стаж так же включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и правительство Российской Федерации исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. (Определение Конституционного суда РФ от 21.02.2008 г. № 93- О).

Действительно, Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», продолжительность отпуска по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста 1,5 лет, а дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком - до 3-х лет. Так же указано, что дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а так же в стаж работы по специальности.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. были утверждены Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения им возраста трех лет», которые вступают в силу с момента введения в действие Постановления № 677, таким образом, до вступления в силу данного Постановления было дано его официальное толкование. В преамбуле данного разъяснения указано: «В связи с поступающими запросами о порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.19879 года № 677.... ».Пункт 7 Разъяснения установил, в каких случаях дополнительный отпуск без сохранения заработной платы включается в специальный стаж, а именно: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, премирования и т.п. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных основаниях и в льготных размерах. Таким образом, в данном документе речь идет только о включении в стаж для досрочного назначения пенсии периода отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, а так же разъясняется, что понятия «стаж работы по специальности» и «стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных основаниях» не являются идентичными.

Включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов,- при том, что такие периоды, в том числе отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет учитываются в страховом стаже,- относится к полномочиям законодателя и Правительства РФ.

Изменение порядка подсчета специального стажа и включение в него периодов отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, является прерогативой законодателя и не может быть установлено в судебном порядке. (Определение Конституционного суда РФ от 21.02.2008 г. № 93-О). Законодатель же четко разъяснил, какие именно периоды включаются в стаж, дающий право на пенсию на льготных основаниях. В связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований Горбуновой В.А. отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» № 25 от 20.12.2005 года, при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде Российской Федерации» с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы, в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

По мнению суда, ссылка ответчика на то, что в данном постановлении не указано, какая часть отпуска включается в стаж - несостоятельна. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей от 01.12.1989 года увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Ст. 167 КЗОТ РФ, действующая до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы т.е. именно периода по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

Учитывая, что ст. 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18,19 и 55 ч.1 Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения Горбуновой В.А. в отпуске по уходу за ребёнком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кувандыкском районе Оренбургской области № 89 от 05.07.2010 г. является незаконным, в связи с чем исковые требования Горбуновой В.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005 г. № 25, ч. ст. 6, ч.4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Горбуновой В.А.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кувандыкском районе включить Горбуновой В.А. в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3-х лет – с 21.09.1991 года по 01.09.1992 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кувандыкском районе назначить Горбуновой В.А. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 11.06.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.П. Чиркова