решение о возмещении ущерба, причиненного трудовыми обязанностями



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык 30.08.2010 г.

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующей судьи Беловой Н.Н.,

при секретаре Росляковой О.Н.,

с участием истца Игнатьева В.Б.,

представителя ответчика Л.С. Зубановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьев В.Б. к ОАО «Южно-Уральский криолитовый завод» о взыскании 1 000 000 руб. компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Игнатьев В.Б. обратился в суд с иском к ОАО «ЮУКЗ» о взыскании 1 000 000 руб. компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что на ЮУКЗ проработал 27 лет в условиях воздействия вредных веществ и неблагоприятных для здоровья факторов. Вследствие работы на заводе он получил ряд профессиональных заболеваний, что подтверждается медицинскими заключениями № 39110 от 10.10.1997 года и № 39110 от 20.06.2006 года «Екатеринбургского МНЦ профилактики и охраны здоровья рабочих промышленности Роспотребнадзора». Ему было установлено наличие профзаболеваний, заключительный диагноз: хроническая профессиональная интоксикация соединениями фтора первой-второй стадии, признаки остеосклероза длинных трубчатых костей, деформирующий остеоартроз локтевых суставов с нарушением функции, деформирующий остеоартроз коленных суставов, хронический гастрит, нарушение липидной функции печени. Сопутствующие заболевания: распространенный остеохондроз с преимущественным поражением шейного отдела позвоночника, с-м левостороннего плечелопаточного периартроза умеренно выраженный болевой синдром. Эти заболевания причиняют ему ежедневные физические боли. Ему приходится приобретать дорогостоящие медицинские препараты, обращаться за медицинской помощью, проходить ежегодное болезненное лечение. С 1997 года ему была определена утрата профессиональной трудоспособности — 30 процентов, он ежегодно проходит переосвидетельствование. Считает, что работодатель ОАО «ЮУКЗ» не обеспечил безопасность труда и не создал условий, отвечающих требованиям охраны и гигиены труда, предусмотренных ст. 22 ТК, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1 000 000 рублей.

В судебном заседании истец Игнатьев В.Б. исковые требования поддержал полностью. Дополнительно пояснил, что в период нахождения дела в производстве суда он находился на лечение в больнице и ему в настоящее время определена утрата профессиональной трудоспособности 40 %.

Просит удовлетворить его требования полностью в части компенсации морального вреда и взыскать с ответчика все понесенные расходы в связи с проведением судебно-медицинской экспертизы, расходы понесенные с уплатой госпошлины и расходы за оформление искового заявления.

Представитель ответчика Л.С. Зубанова исковые требования не признала. Пояснила, что работать во вредный цех работы ответчик пришел добровольно, мог уволиться и уйти с работы, его никто с силой не держал во вредном цехе. Он работал добровольно и знал, на что шел. Кроме того, рабочие сами грубо нарушают правила безопасности для своего здоровья, не одевают спец одежду, не носят маски, за что их наказывали.

Прокурор в судебное заседание не явился. Представили заявление, в котором просят дело рассмотреть в отсутствие прокурора в связи с участием государственного обвинителя в уголовных делах и невозможностью участия других работников.

Из процессуальных документов суду представлены истцом:

- справка медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих пром.предприятий от 10.10.1997 года, из которой видно что Игнатьев В.Б. находился на лечение с профзаболеваниями в научном центре с 29.05.2006 года по 20.06.2006 года л.д.14) ;

-справка № 39110 МНЦ и охраны здоровья рабочих пром. предприятия из которой следует, что Игнатьев В.Н. находился на лечение с 22.09.по 10.10.1997 года в г. Екатеринбурге л.д.13);

-акт расследования профессионального заболевания от 17.10.1997 года, при поступление извещения о случае заболевания(л.д. 15);

- копия трудовой книжки Игнатьева В.Б., из которой видно, что действительно истец длительное время работал на предприятии ОАО «Южно- Уральский криолитовый» завод л.д. 17-19);

- справка серии МСЭ-2006 Номер обезличен от 27.02.2008 года, согласно которой у Игнатьева В.Б. определена степень утраты профессиональной трудоспособности на 30% л.д.21);

- справка серии МСЭ -2006 Номер обезличенот 24.03.2010 года, согласно которой степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах составляет 40%.

Таким образом, суд, выслушав участников процесса, изучив документы дела, установил, что в связи с полученным в период работы профессиональным заболеванием истцу действительно причинены физические и нравственные страдания.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

На основании ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя возмещается работнику в денежной форме, в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно статье 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при котором был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу приведенных норм закона, и установленных обстоятельств дела, суд считает, что требования Игнатьева В.Б. о выплате ему денежной компенсации за причинение морального вреда, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению о взыскании данной компенсации с работодателя в лице ОАО « ЮУКЗ».

Нахождение истца Игнатьева В.Б. в трудовых отношениях с ОАО «ЮУКЗ» с 1969г. по 1982 г. и с 1985 г. по настоящее время подтверждается, помимо пояснений истца, записями в его трудовой книжке, и не оспаривается представителем ответчика.

Екатеринбургским медицинским научным центром профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий у Игнатьева В.Б. 01.10.1997 г. выявлена хроническая профессиональная интоксикация соединениями фтора 1 стадии. Признаки остеосклероза длинных трубчатых костей, деформирующий остеоартроз локтевых и коленных суставов, хронический гастрит, нарушение липидной функции печени. При повторном обследовании 15.06.2006г. клинико-экспертной комиссией №1 Федерального государственного учреждения науки «Екатеринбургский медицинский научный центр пр0офилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора (протокол заседания №33) установлен заключительный диагноз: «Профессиональная хроническая интоксикация соединениями фтора второй стадии: остеосклероз длинных трубчатых костей, остеоартроз локтевых и коленных суставов, поверхностный гастрит». Данное заболевание у Игнатьева В.Б. возникло в результате длительного воздействия вредных веществ (фтора и его соединений), в условиях производства (работы на Южно-Уральском криолитовом заводе).

Заключениями медико-социальной экспертизы у Игнатьева В.Б. установлена утрата 40% профессиональной трудоспособности вследствие профессионального заболевания.

В соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы имеется прямая причинная связь между воздействиями фтора и его соединений на Игнатьева В.Б. во время его работы в ОАО «Южно-Уральский криолитовый завод» и заболеваниями, установленными врачебно-контрольной комиссией Медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий 01.10.1997г. и 15.06.2006г.

В связи с имеющими профессиональными заболеваниями Игнатьев В.Б. испытывает следующие физические страдания: боли в суставах рук и ног (особенно коленных), усиливающиеся при небольших физических нагрузках, боли в костях.

Суд считает, что совокупность вышеприведенных доказательств подтверждает, что имеющиеся у Игнатьева В.Б. профессиональные заболевания является следствием неправомерного бездействия ответчика, не обеспечившего для истца безопасных условий труда.

Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны труда и гигиены труда, возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред.

Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы для хронического профессионального заболевания, имеющегося у Игнатьева В.Б., характерен болевой синдром. Игнатьев В.Б. в течение с 1997 года т.е. около 13 лет, длительного времени испытывает боли в крупных суставах рук, суставах кистей и стоп. Выводы экспертизы соответствуют пояснениями истца о том, что он в течение длительного времени, постоянно испытывает физические страдания вследствие, чего имеет право на компенсацию морального вреда.

С учетом характера страданий истца, степени вины ОАО «ЮУКЗ», с учетом требований разумности и справедливости суд считает, что иск нужно удовлетворить частично на сумму 70 000р.

Определяя указанную сумму суд исходит из следующего, что Игнатьев В.Б. ежедневно чувствует и переносит боли в суставах рук и ног (особенно коленных), усиливающиеся при небольших физических нагрузках, боли в костях, функция пальцев рук ограничена, он не может допускать резких движений тела, так как теряет координацию, плечевые суставы рук ограничены, не может поднять руки до горизонтального положения, также его беспокоят боли в печени, сердце, постоянно болит голова, он не может заниматься элементарной физической работой. Указанные истцом обстоятельства очевидно свидетельствуют, какие мучительные ежедневные боли и страдания переносит Игнатьев В.Б. в связи с получившим им на предприятии заболеваний будучи еще в возрасте, кода можно работать.

С 1997 года Игнатьев В.Б. получает лечение, чем испытывает болезненные процедуры, тратит на приобретение дорогостоящих лекарств денежные средства, лежит в больницах, получил инвалидность третей группы.

В судебном заседании представитель ответчика не представила данные финансово – экономического обоснования состояния предприятия. Предприятие функционирует, заработная плата выплачивается на предприятие своевременно, ежемесячно.

Поэтому, при установленных в судебном заседании обстоятельствах, длительности переносимых болей и мучений Игнатьевым В.Б., суд считает, что компенсация морального вреда не может быть ниже 70 000 рублей.

Суждение представителя ответчика на то, что Игнатьев В.Б. мог не работать на вредном предприятии, что работал он добровольно и мог уйти на другое место работы – суд считает неправильными.

В городе, где Игнатьев В.Б. имеет семью, детей ОАО « Южно- Уральский криолитовый завод» одно из ведущих предприятий, куда можно было устроиться и содержать семью.

После детского дома, пояснил Игнатьев В.Б. как сирота, он был трудоустроен на работу на завод, получил квартиру завел семью, детей, которых нужно было содержать, поэтому он и работал на вредном заводе, поскольку других предприятий куда можно было устроиться в городе нет. Предприятие на котором он работал, т.е. ОАО « Южно- Уральский криолитовый завод» обязан был принять все меры для защиты здоровья своих рабочих. Доза вредного вещества в воздухе, в цехах не по вине рабочих часто превышала более 20 раз допустимой нормы, и такое было часто. Именно по вине и бездействия руководства завода рабочие получили профессиональные заболевания.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ- стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку Игнатьев В.Б. понес затраты на проведение экспертизы, оформление искового заявления у адвоката и уплатил госпошлину то данные расходы следует взыскать с проигравшей стороны, то есть с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст. 22, 237 ТК РФ, ст. 151,1101 ГК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Открытого Акционерного Общества «Южно-Уральский криолитовый завод» в пользу Игнатьев В.Б. 70 000 (семьдесят тысяч) рублей в счет компенсации морального вреда, в остальной части иска отказать.

Взыскать с Открытого Акционерного Общества «Южно-Уральский криолитовый завод» в пользу Игнатьев В.Б. 18 437 (восемнадцать тысяч четыреста тридцать семь) рублей в возмещение судебных расходов за проведение экспертизы, 1500 рублей за оформление иска и 100 рублей за уплату госпошлины.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Оренбургский областной суд после его вынесения в окончательной форме, через Кувандыкский районный суд.

Судья: Белова Н.Н.