№2-257/2011 решение о возложении обязанности предоставить жилье вне очереди



Дело № 2-257 (11)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык 28 апреля 2011 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Л.В.Беловой,

при секретаре О.Н.Росляковой,

с участием помощника Кувандыкского межрайонного прокурора А.А.Удотовой,

представителя ответчика – администрации муниципального образования <данные изъяты> Е.Ф.Вдовиной, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кувандыкского межрайонного прокурора в интересах Александрова П.Н. к администрации муниципального образования <данные изъяты> о возложении на ответчика обязанности предоставить П.Н.Александрову жилье вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Кувандыкский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Александрова П.Н. с иском к администрации муниципального образования <данные изъяты> о возложении на ответчика обязанности предоставить вне очереди жилье ребёнку-сироте. В обоснование иска указал, что П.Н.Александров, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец А.Н. лишен родительских прав, мать И. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Закрепленного жилья за ним нет, поэтому в силу ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 ЖК РФ П.Н.Александров имеет право на обеспечение его органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма после окончания пребывания в образовательном учреждении.

Распоряжением главы администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ П.Н.Александров был поставлен на учёт нуждающихся в жилых помещениях по списку внеочередного предоставления жилой площади, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено, в связи с чем прокурор просил суд обязать ответчика предоставить П.Н.Александрову вне очереди жилую площадь не менее 33 кв.м.

В судебном заседании помощник Кувандыкского межрайонного прокурора А.А.Удотова исковые требования, заявленные в интересах П.Н.Александрова, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что с момента постановки П.Н.Александрова на учёт по списку внеочередного получения жилой площади его материальное положение не улучшилось, жильё он не получил, постоянной регистрации по месту жительства не имеет. Право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма возникло у П.Н.Александрова после окончания Зиянчуринской школы-интерната, однако администрацией <адрес> в нарушение требований закона истцу жилье предоставлено не было. Просила иск прокурора, заявленный в интересах П.Н.Александрова, удовлетворить.

Истец П.Н.Александров, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск прокурора просил удовлетворить. Администрацию муниципального образования <адрес> просил перерегистрировать его в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования <адрес> Е.Ф.Вдовина против иска прокурора возражала. Пояснила, что в нарушение требований ст.8 Закона Оренбургской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» с момента постановки П.Н.Александрова на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени в администрацию муниципального образования <адрес> не обращались ни школа, представляющая интересы несовершеннолетнего воспитанника, ни П.Н.Александров, который ДД.ММ.ГГГГ достиг совершеннолетия. Александров П.Н. выехал на постоянное место жительство в г. Оренбург, что является основанием для снятия его с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях на территории <адрес>. В настоящее время лимит денежных средств, выделенных на 2011 год из бюджета Оренбургской области для приобретения жилья детям-сиротам, превышен. По указанным основаниям просила в иске прокурору отказать.

Представитель третьего лица относительно предмета спора - Правительства Оренбургской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Суд, выслушав помощника прокурора А.А.Удотову, представителя ответчика Е.Ф.Вдовину, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что П.Н.Александров относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец А.Н. решением Череповецкого районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав (л.д.9). Мать И. ДД.ММ.ГГГГ умерла, что следует из копии свидетельства о её смерти №, выданнанного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ П.Н.Александров воспитывался в школе-интернате и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой директора школы-интерната от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), копией свидетельства об окончании школы-интерната (л.д.55).

На время своего обучения П.Н.Александров был зарегистрирован по адресу школы-интерната: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что видно из копии свидетельства № о регистрации по месту пребывания (л.д.7).

Как следует из справки главы администрации <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ И. вместе с детьми, в том числе сыном П.Н.Александровым, была зарегистрирована по адресу: <адрес> где было временное жилье. В настоящее время <адрес> нет (л.д.11).

В связи с тем, что П.Н.Александров не имел закрепленного за ним жилого помещения по месту его выявления на территории Оренбургского района, директор школы-интерната ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> с ходатайством о постановке его на регистрационный учёт в жилищном отделе администрации, как нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.13).

На основании пунктов 2 и 3 ст.52, п.2 ст.57 ЖК РФ распоряжением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р П.Н.Александров был поставлен на учёт нуждающихся в жилых помещениях по списку внеочередного предоставления жилой площади (л.д.8)

Из сообщении Кувандыкского отдела Управления Росрегистрации по Оренбургской области об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.5), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.53), ответа Кувандыкского филиала ГУП «Облтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54) видно, что право собственности на недвижимость за П.Н.Александровым на территории <адрес> и <адрес> не зарегистрировано.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.4 названного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ определёно, что дети-сироты и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 2 ст. 57 ЖК РФ также установлено, что лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учёт не по месту своего жительства.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок обеспечения жильем детей данной категории после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На момент постановки П.Н.Александрова на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях - ДД.ММ.ГГГГ и до окончания школы-интерната он проживал на территории <адрес>, что следует из свидетельства № о его регистрации по месту пребывания.

Согласно свидетельству об окончании образовательного учреждения <данные изъяты> П.Н.Александров окончил школу-интернат ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку на момент окончания школы-интерната П.Н.Александров проживал на территории <адрес>, не имел закрепленного жилья, то именно органы местного самоуправления <адрес> обязаны были предоставить ему вне очереди жилье, однако в нарушение требований ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 ЖК РФ после окончания школы-интерната П.Н.Александрову администрацией <адрес> не было предоставлено какое-либо жилое помещение вне очереди, как это предусмотрено Законом.

Доводы представителя ответчика о том, что П.Н.Александров выехал на постоянное место жительство в г. Оренбург, что является основанием для снятия его с учёта и обеспечения жильём органами исполнительной власти по новому месту жительства, суд считает необоснованными.

Как видно из представленной прокурором адресной справки отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ П.Н.Александров в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.36).

Согласно свидетельству № о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ П.Н.Александров имеет временную регистрацию по адресу: <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33).

В силу ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Таким образом, судом установлено, что истец имеет временное место жительство. Представителем ответчика не представлено доказательств того, что П.Н.Александров выехал в г. Оренбург или другой населенный пункт на постоянное место жительство, поэтому оснований для снятия его с учёта нуждающихся в жилых помещениях на территории <адрес> нет.

Кроме того, органами исполнительной власти Оренбургского района, на территории которого П.Н.Александров имел временную регистрацию, ему было отказано в постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом социального педагога <данные изъяты> № <адрес> Я. от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что П.Н.Александров обучался в указанном образовательном учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При исполнении ему 18 лет социальный педагог вместе с П.Н.Александровым обратился в жилищный отдел Оренбургского района с целью постановки его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании его временной регистрации, однако ему было отказано и предложено оформить документы на жилье в Кувандыкском районе (л.д.29).

Согласно письму главы муниципального образования Оренбургский район М. от ДД.ММ.ГГГГ № П.Н.Александров обращался в администрацию МО <адрес> для получения устной консультации о постановке на учёт как нуждающийся в жилом помещении, ему было рекомендовано обратиться в администрацию <адрес>, где он уже поставлен на такой учёт (л.д.52).

Из ответа начальника управления жилищной политики администрации города Оренбурга М. от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что П.Н.Александров на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации города Оренбурга не состоит и ранее не состоял (л.д.38).

Доводы представителя ответчика о том, что П.Н.Александров не прошел перерегистрацию, поэтому не имеет право на получения жилья вне очереди, суд также считает необоснованными.

В соответствии с ч.5 ст.8 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 №2733/489-III-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с такого учета.

В судебном заседании установлено что П.Н.Александров жилье по договору социального найма не получил, доказательств наличия оснований для снятия П.Н.Александрова с указанного учёта ответчиком не представлено.

С учетом приведенных выше требований закона П.Н.Александров, как не имеющий закрепленного жилья, подлежал обеспечению жилым помещением для постоянного проживания, однако, такое жилье администрацией муниципального образования <адрес> до настоящего времени не предоставлено, чем нарушено его конституционное право на жилье, предусмотренное ст.40 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области № 1347/285-IV-ОЗ от 13 июля 2007 года «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области», жилые помещения предоставляются по следующим нормам: для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма одиноко проживающим гражданам, – 33 кв. м общей площади жилья.

В связи с изложенным, суд считает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах П.Н.Александрова, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии п.4 ст.2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно ч.1 ст.6 указанного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Следовательно, жилое помещение П.Н.Александрову подлежит предоставлению за счёт расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.

Руководствуясь ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кувандыкского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Александрова П.Н., удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Александрова П.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющему статус ребенка-сироты, вне очереди жилое помещение, общей площадью не менее 33 квадратных метров. Жилое помещение подлежит предоставлению за счёт расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Белова