Дело № 2- 844-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Кувандык 22 сентября 2011 года Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.В.Беловой, при секретаре О.Н.Росляковой, с участием представителя администрации муниципального образования Кувандыкский район Е.Ф.Вдовиной, действующей на основании доверенности от 10 ноября 2010 года №01-09/2151, судебного пристава-исполнителя Кувандыкского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Н.А.Фроловой, предъявившей удостоверение ТО №174455 от 15 сентября 2009 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, УСТАНОВИЛ: Администрация муниципального образования Кувандыкский район обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора. В обоснование заявления указала, что администрацией муниципального образования Кувандыкский район 06 сентября 2011 года получено постановление о взыскании исполнительского сбора от 05 сентября 2011 года и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа, выданного на основании решения Кувандыкского районного суда от 06 июня 2011 года о возложении на администрацию муниципального образования Кувандыкский район и муниципальные общеобразовательные учреждения обязанности обеспечить учащихся образовательных учреждений горячим питанием в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года №45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» в срок до 01 сентября 2011 года. Из постановления следует, что исполнительный документ должником - администрацией Кувандыкского района в срок до 01 сентября 2011 года, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин. Данное постановление считают незаконным, поскольку в целях исполнения решения Кувандыкского районного суда от 06 июня 2011 года администрацией района организовано горячее питание в муниципальных образовательных учреждениях «Основная общеобразовательная школа № 4 г.Кувандыка» и «Основная общеобразовательная школа № 6 г. Кувандыка» посредством подвоза горячих блюд из муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 1 г.Кувандыка». В муниципальных общеобразовательных учреждениях: «Залужная начальная общеобразовательная школа», «Башкалганская начальная общеобразовательная школа», «Новоказанская начальная общеобразовательная школа» в соответствии с приказом Управления образования № 168 от 05 июля 2011 года предусмотрены большие перемены продолжительностью 45 минут для организации горячего питания учащихся по месту жительства с сохранением питания буфетной продукцией. Муниципальные общеобразовательные учреждения: Вьюжненская, Кайраклинская, Баш-Канчеровская, Мазовская, Юлгутлинская начальные общеобразовательные школы находятся в стадии ликвидации, с 01 сентября 2011 года деятельность указанных школ не осуществляется. Считают, что администрацией района проведены мероприятия по организации горячего питания учащихся школ до 01 сентября 2011 года. Кроме того, они обратились в суд с заявлением от 29 августа 2011 года об отсрочке исполнения решения суда до 01 сентября 2012 года, о чем был информирован судебный пристав-исполнитель. Просят суд отменить постановление от 05 сентября 2011 года о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока исполнения требований исполнительного документа в части взыскания исполнительского сбора и приостановить исполнительное производство. В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Кувандыкский район Е.Ф.Вдовина заявление полностью поддержала по доводам, в нём изложенным. Дополнительно пояснила, что решение суда от 06 июня 2011 года было полностью исполнено администрацией района в установленный в решении срок - до 01 сентября 2011 года, горячее питание в школах организовано. Однако 02 сентября 2011 года судебным приставом-исполнителем был составлен акт проверки и установлен новый срок исполнения. На момент вынесения решения судом в бюджет не было заложено средств для переоборудования образовательных учреждений в целях организации горячего питания учащихся в соответствии с утвержденными стандартами. По указанным основаниям считает постановление судебного пристава-исполнителя Н.А.Фроловой от 05 сентября 2011 года в части взыскания с администрации района исполнительского сбора незаконным, просила его отменить, а исполнительное производство, возбужденное в отношении администрации Кувандыкского района по факту невыплаты исполнительного сбора приостановить до вступления решения суда в законную силу. Судебный пристав-исполнитель Кувандыкского районного отдела судебных приставов УФССП России по Оренбургской области Н.А.Фролова против удовлетворения заявления возражала. Пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства по решению суда от 06 июня 2011 года было получено администрацией Кувандыкского района 30 июня 2011 года. Данным решением был установлен срок для его исполнения - 01 сентября 2011 года. К указанному сроку пять школ находилось в стадии ликвидации и не осуществляло свою деятельность. В школах № 4 и № 6 было организовано горячее питание. Однако организация питания в муниципальных образовательных учреждениях: Залужная, Башкалганская, Новоказанская начальные общеобразовательные школы посредством увеличения продолжительности перемен для организации горячего питания учащихся по месту жительства не соответствовала требованиям постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года №45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08». В связи с чем, 05 сентября 2011 года ею было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и должнику установлен новый срок исполнения – до 14 сентября 2011 года. На момент вынесения оспариваемого постановления решение суда по заявлению администрации Кувандыкского района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 06 июня 2011 года не было принято, отсрочка должнику не предоставлялась. Администрацией района не представлены доказательства наличия обстоятельств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, поэтому считает, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 05 октября 2011 года является законным. Просила в удовлетворении заявления администрации Кувандыкского района отказать. Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд считает, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав и на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, выслушав представителя администрации муниципального образования Кувандыкский район, судебного пристава-исполнителя, исследовав материалы дела, материалы исполнительных производств №7778/11/16/56, №13110/11/16/56, приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №299-ФЗ (в ред. от 18.07.2011) «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Согласно ч.3 названной нормы Закона, если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного его исполнения, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. Положения статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подлежат применению с учетом разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П относительно конституционно-правового смысла и сущности взыскиваемого в рамках исполнительного производства исполнительского сбора как санкции, меры публично-правовой ответственности должника за неисполнение им требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения. Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. Судом установлено, что решением Кувандыкского районного суда от 06 июня 2011 года на администрацию муниципального образования Кувандыкский район и муниципальные общеобразовательные учреждения: «Вьюжненская начальная общеобразовательная школа Новосаринского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области», «Залужная начальная общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области», «Кайраклинская начальная общеобразовательная школа Куруильского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области», «Баш-Канчеровская начальная общеобразовательная школа Зиянчуринского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области», «Башкалганская начальная общеобразовательная школа Оноприеновского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области», «Мазовская начальная общеобразовательная школа Новосаринского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области», «Новоказанская начальная общеобразовательная школа Оноприеновского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области», «Юлгутлинская начальная общеобразовательная школа Зиянчуринского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области», «Основная общеобразовательная школа №4 г.Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области», «Основная общеобразовательная школа №6 г.Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» возложена обязанность обеспечить учащихся данных образовательных учреждений горячим питанием в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года №45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» в срок до 01 сентября 2011 года. 17 июня 2011 года решение суда вступило в законную силу. 22 июня 2011 года выдан исполнительный лист №2-70/2011 (л.д.87-л.д.90), на основании которого 28 июня 2011 года в отношении администрации Кувандыкского района возбуждено исполнительное производство №7778/11/16/56, предмет исполнения: обязать обеспечить учащихся горячим питанием в срок до 01 сентября 2011 года (л.д.6, л.д.85). Согласно п.2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 28 июня 2011 года должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – до 01 сентября 2011 года. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пяти тысяч рублей с должника-организации (п.3 постановления о возбуждении исполнительного производства). Администрацией Кувандыкского района постановление о возбуждении исполнительного производства от 28 июня 2011 года получено 30 июня 2011 года, о чем свидетельствует штамп на постановлении о его получении должником. Данный факт представителем администрации Кувандыкского района в судебном заседании не оспаривался. Судом установлено, что в целях исполнения решения суда администрацией муниципального образования Кувандыкский район проведены мероприятия по обеспечению учащихся школ горячим питанием. В частности, расширен пищеблок с выделением дополнительных помещений для мясо-рыбного, овощного цехов, моечных для кухонной и столовой посуды в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Кувандыка» и приобретено необходимое оборудование и посуда для организации приготовления блюд, подвоз которых с 01 сентября 2011 года осуществляется в муниципальные общеобразовательные учреждения: «Основная общеобразовательная школа № 4 г.Кувандыка» и «Основная общеобразовательная школа № 6 г.Кувандыка». Муниципальные общеобразовательные учреждения: Вьюжненская, Кайраклинская, Баш-Канчеровская, Мазовская и Юлгутлинская начальные общеобразовательные школы находятся в стадии ликвидации, что подтверждается постановлениями главы администрации муниципального образования Кувандыкский район (л.д.12-л.д.31). Деятельность указанных учреждений с 01 сентября 2011 года не осуществляется. Как видно из приказа начальника Управления образования администрации муниципального образования Кувандыкский район № 168 от 05 июля 2011 года, в Залужной, Башкалганской и Новоказанской начальных общеобразовательных с 01 сентября 2011 года увеличены перемены до 45 минут для организации горячего питания учащихся по месту жительства. Сохранено питание учащихся буфетной продукцией (л.д.11). Вместе с тем, суд считает, что такая организация горячего питания не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года №45, устанавливающим требования об организации двухразового горячего питания учащихся в самих образовательных учреждениях. Таким образом, до 01 сентября 2011 года администрацией муниципального образования Кувандыкский район решение суда от 06 июня 2011 года в полном объеме исполнено не было. Отсутствие достаточного финансирования мероприятий по исполнению решения суда в смысле ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы. 02 сентября 2011 года судебный пристав-исполнитель проверил исполнение администрацией муниципального образования Кувандыкский район решения суда от 06 июня 2011 года, установив его частичное исполнение, обоснованно 05 сентября 2011 года вынес постановление о взыскании исполнительского сбора с должника. Довод представителя администрации Кувандыкского района о том, что при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом не был учтен факт обращения администрации района в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 06 июня 2011 года, суд считает необоснованным по следующим обстоятельствам. В соответствии сч.2 ст.37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. Таким образом, само по себе обращение должника в суд с заявлением об отсрочке исполнения не освобождает его от обязанности совершить действия, указанные в исполнительном документе, в том числе, и в период рассмотрения этого заявления судом. Реализация права должника на отсрочку исполнения возможна только после её предоставления судом. В судебном заседании установлено, что администрация Кувандыкского района обратилась в суд с заявлением от 29 августа 2011 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 06 июня 2011 года. Данное заявление суд рассмотрел и вынес определение об отказе в его удовлетворении 21 сентября 2011 года, то есть, после вынесения оспариваемого постановления. Указанные обстоятельства не являлись основанием для не применения мер принудительного исполнения в отношении должника. На основании изложенного суд приходит к выводу, что у судебного пристава-исполнителя Кувандыкского РОСП Н.А.Фроловой имелись предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» основания для вынесения в отношении администрации Кувандыкского района постановления о взыскании исполнительского сбора от 05 сентября 2011 года, поскольку в установленный в исполнительном документе срок – до 01 сентября 2011 года требования должником в полном объеме исполнены не были, частичное исполнение решения суда основаниям для освобождения от взыскания исполнительского сбора не является. Доказательств уважительности причин неисполнения решения суда администрацией Кувандыкского района не представлено. Отсутствие надлежащего финансирования не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы, вследствие которого решение суда не было своевременно исполнено. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, соответствует по своей форме и содержанию требованиям ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», поэтом оснований для его отмены нет. При указанных обстоятельствах суд считает, что заявленное администрацией муниципального образования Кувандыкский район требование об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 05 сентября 2011 года в связи с неисполнением решения Кувандыкского районного суда от 06 июня 2011 года удовлетворению не подлежит. Согласно ст.436 ГПК РФ суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве». В соответствии с п.3 ч.1 ст.39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случае оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Принимая во внимание, что администрацией Кувандыкского района оспаривается постановление о взыскании исполнительского сбора, суд считает, что до вступления решения в законную силу по данному заявлению исполнительное производство №13110/11/16/56 подлежит приостановлению до вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. 194-198, 254, 441 ГПК РФ, ст.30, 37, 39, 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд РЕШИЛ: Заявление администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Кувандыкского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области от 05 сентября 2011 года о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа в части взыскания исполнительского сбора оставить без удовлетворения. Исполнительное производство №13110/11/16/56 в отношении должника - администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области приостановить до вступления настоящего решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Л.В. Белова Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2011 года