РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Кувандык 24 октября 2011 года Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Новиковой И.М., при секретаре Дегтяревой Т.С. с участием помощника Кувандыкского межрайонного прокурора Зубкова М.В., представителя ответчика Вдовиной Е.Ф., истца Сайфутдиновой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кувандыкского межрайонного прокурора в интересах Сайфутдиновой С.Р. к администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности предоставить Сайфутдиновой С.Р. жилье вне очереди, УСТАНОВИЛ: Кувандыкский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, в котором указал, что Сайфутдинова С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО4умерла ДД.ММ.ГГГГ, и в силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение ее вне очереди жилой площадью по договору социального найма. На основании постановления главы администрации муниципального образования <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ Сайфутдиновой С.Р. поставлена на учет на получение жилья вне очереди, однако до настоящего времени жилье ей предоставлено не было, в связи с чем прокурор просил суд обязать ответчика предоставить Сайфутдиновой С.Р. вне очереди жилую площадь не менее 33 кв.м. В судебном заседании помощник прокурора Зубков М.В. поддержал исковые требования в полном объеме. Истец Сайфутдинова С.Р. пояснила, что не имеет своего собственного жилья, ее родители умерли, своего жилья у них не было, за ней нет никакого закрепленного жилья. После школы она поступила в профессиональный лицей, закончила его в июне 2011г. Дом, в котором она прописана, принадлежит бабушке. Представитель ответчика администрации муниципального образования Кувандыкский район Вдовина Е.Ф. с иском не согласна, указала, что финансирование осуществляется через Министерство финансов Оренбургской области, которое должно быть также ответчиком в данном иске, так как администрация МО Кувандыкский район предоставляет жилье детям сиротам только после поступления субвенций из областного бюджета, самостоятельных средств для этих целей местным бюджетом не предусмотрено. . Представитель третьего лица Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Суд, выслушав помощника прокурора_ФИО5, истца Сайфутдиновой С.Р., представителя ответчика ФИО6, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что Сайфутдиновой С.Р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей – отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО4умерла ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из показаний истца, постановления главы Кувандыкского района от 29.07.2011 года № 1375-р Сайфутдинова С.Р. поставлена на регистрационный учёт для получения жилья вне очереди в жилищном отделе администрации муниципального образования Кувандыкский район, однако до настоящего времени она жильем не обеспечена. Согласно справке ГУП «Областной центр инвентаризации оценки недвижимости» и уведомлению Управления Росреестра по Оренбургской области недвижимости за Сайфутдиновой С.Р. не числится. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.4 названного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Частью 2 ст. 57 ЖК РФ также установлено, что лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок обеспечения жильем детей данной категории после окончания пребывания в образовательном учреждении, прекращении опеки (попечительства) органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.40 ГК РФ попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия С учетом приведенных выше требований закона Сайфутдинова С.Р. как не имеющая закрепленного жилья подлежала обеспечению жилым помещением для постоянного проживания, однако такое жилье администрацией муниципального образования Кувандыкский район до настоящего времени не предоставлено, чем нарушено его конституционное право на жилье, предусмотренное ст.40 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В связи с изложенным, суд считает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах Сайфутдиновой С.Р., законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии п.4 ст.2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно ч.1 ст.6 указанного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Следовательно, жилое помещение Сайфутдиновой С.Р. подлежит предоставлению за счёт расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области. Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области № 1347/285-IV-ОЗ от 13 июля 2007 года «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области», жилые помещения предоставляются по следующим нормам: для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма одиноко проживающим гражданам – 33 кв. м общей площади жилья, на семью из двух человек – 42 кв.м общей площади жилья. В связи с изложенным, суд считает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах Сайфутдиновой С.Р. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Кувандыкского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Сайфутдиновой С.Р. удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области предоставить Сайфутдиновой С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей статус ребенка-сироты, вне очереди жилое помещение, общей площадью не менее 33 квадратных метров. Жилое помещение подлежит предоставлению за счёт расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение 10 дней. Судья И.М. Новикова
В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.