Дело № 2-308-2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Кувандык 02 мая 2012 года Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.В.Беловой, при секретаре О.Н.Росляковой, с участием помощника Кувандыкского межрайонного прокурора Е.К.Радостевой, истца Чиндяевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кувандыкского межрайонного прокурора в интересах Чиндяевой Т.А. к администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области о возложении на ответчика обязанности предоставить Чиндяевой Т.А. жилье вне очереди, УСТАНОВИЛ: Кувандыкский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, в котором указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать С.В.Ч. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец лишен родительских прав, и в силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение её вне очереди жилой площадью по договору социального найма. На основании постановления главы администрации муниципального образования Кувандыкский район № от ДД.ММ.ГГГГ Т.А.Чиндяева включена в список внеочередного получения жилой площади по категории «из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако до настоящего времени жилье ей предоставлено не было, в связи с чем, прокурор просил суд обязать ответчика предоставить Т.А.Чиндяевой вне очереди жилую площадь не менее 33 кв.м. В судебном заседании истец Т.А.Чиндяев пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, собственного жилья у неё нет. С ДД.ММ.ГГГГ она стоит на регистрационном учете на получение жилья, а летом ДД.ММ.ГГГГ её включили в список внеочередного получения жилой площади. Она закончила <данные изъяты> средне-специальных учебных заведения, так как на время обучения ей предоставляли общежитие и у неё было где жить. Дипломы об окончании обучения она представила в администрацию района, но до настоящего времени ей жилье не предоставили и она вынуждена снимать квартиру. Просит суд иск удовлетворить и обязать ответчика предоставить ей вне очереди жилье, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, площадью не менее 33 кв.м. В судебном заседании помощник Кувандыкского межрайонного прокурора Е.К.Радостева исковые требования, заявленные в интересах Т.А.Чиндяевой, поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика - администрации муниципального образования Кувандыкский район и представитель третьего лица - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица. В письменном отзыве на иск администрация муниципального образования Кувандыкский район против удовлетворения иска прокурора в интересах Т.А.Чиндяевой не возражала (л.д.39). Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в письменном отзыве на иск указал, что распорядителями денежных средств, предоставленных органам местного самоуправления для исполнения государственных полномочий по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда, являются соответствующие муниципальные образования. Обращение прокурора с иском об обеспечении жильем вне очереди Т.А.Чиндяевой нарушает права других детей, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых право на обеспечение жильем возникло раньше (л.д.32-л.д.33). Суд, выслушав помощника прокурора Е.К.Радостеву, истца Т.А.Чиндяеву, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что Т.А.Чиндяева относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать С.В.Ч. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что следует из копии свидетельства о её смерти №, выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24). Отец А.А.Ч. решением Кувандыкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении своей дочери Т.А.Чиндяевой (л.д.21-л.д.22). Как видно из справки заместителя главы администрации муниципального образования Новоуральский сельский совет Кувандыкского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Т.А.Чиндяева на территории муниципального образования <данные изъяты> сельский совет не имеет собственного жилья (л.д.14). Из Уведомления Управления Росреестра по Оренбургской области об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что право собственности на недвижимость за Т.А.Чиндяевой на территории <данные изъяты> не зарегистрировано (л.д. 15). Справкой начальника Управления образования администрации муниципального образования Кувандыкский район от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что за Т.А.Чиндяевой, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильё на территории <данные изъяты> не закреплено (л.д.17). Согласно справке ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, по картотеке предприятия Кувандыкского филиала за Т.А.Чиндяевой право собственности на недвижимость в <данные изъяты> не зарегистрировано (л.д.14). Постановлением главы муниципального образования Кувандыкский район № от ДД.ММ.ГГГГ Т.А.Чиндяева поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку внеочередного получения жилой площади по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.9), однако до настоящего времени она жильем не обеспечена. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.4 названного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ определёно, что дети-сироты и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Частью 2 ст. 57 ЖК РФ также установлено, что лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок обеспечения жильем детей данной категории после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На момент постановки Т.А.Чиндяевой на учёт в качестве нуждающейся в жилье, она проживала на территории Кувандыкского района. Согласно диплому, Т.А.Чиндяева ДД.ММ.ГГГГ закончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей № (л.д.10). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получен диплом об окончании Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональное училище № (л.д.11). Поскольку на момент окончания профессионального образовательного учреждения Т.А.Чиндяева проживала на территории Кувандыкского района, не имела закрепленного жилья, то именно органы местного самоуправления Кувандыкского района обязаны были предоставить ей вне очереди жилье, однако в нарушение требований ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ после окончания Профессионального училища № Т.А.Чиндяевой администрацией Кувандыкского района не было предоставлено какое-либо жилое помещение вне очереди, как это предусмотрено Законом. В соответствии с ч.5 ст.8 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 №2733/489-III-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с такого учета. Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области № 1347/285-IV-ОЗ от 13 июля 2007 года «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области», жилые помещения предоставляются по следующим нормам: для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма одиноко проживающим гражданам, – 33 кв. м общей площади жилья. В связи с изложенным, суд считает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах Т.А.Чиндяевой, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с п.4 ст.2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно ч.1 ст.6 указанного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Следовательно, жилое помещение Т.А.Чиндяевой подлежит предоставлению за счёт расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области. Руководствуясь ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Кувандыкского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Чиндяевой Т.А., удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области предоставить Чиндяевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, вне очереди жилое помещение, общей площадью не менее 33 квадратных метров. Жилое помещение подлежит предоставлению за счёт расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Л.В. Белова Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2012 года
Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учёт не по месту своего жительства.