о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной пенсии



Дело № 2-362(2012)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык 10 мая 2012 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующей судьи Л.В.Беловой,

при секретаре О.Н.Росляковой,

с участием истца Коноваловой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коноваловой М.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кувандыкском районе Оренбургской области о признании частично незаконным решения начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кувандыкском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета комсомола и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

М.П.Коновалова обратилась в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кувандыкском районе Оренбургской области (далее по тексту ГУ – УПФР в Кувандыкском районе). В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ начальником ГУ – УПФР в Кувандыкском районе ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности. Пенсионным органом из льготного стажа были исключены периоды её работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ секретарем Октябрьского райкома ВЛКСМ, всего <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня в связи с тем, что Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ 20 октября 2002 года № 781, должность секретаря комитета ВЛКСМ не предусмотрена.

С данным решением она не согласна, считает, что оно нарушает её конституционные права на пенсионное обеспечение, препятствует их реализации, ссылаясь на подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Положение «О Порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2- П, просит суд признать решение начальника ГУ - УПФ РФ в Кувандыкском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости частично незаконным. Обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода её работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря <данные изъяты> комитета ВЛКСМ, всего <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, и обязать ГУ – УПФР в Кувандыкском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ – с момента обращения за указанной пенсией.

ФИО5ФИО3 в судебном заседании свои исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что должность секретаря <данные изъяты> ВЛКСМ была выборной. Как секретарь комитета комсомола, она осуществляла контроль за работой комсомольских ячеек всех школ района, организовывала и проводила спортивные и культурно-массовые мероприятия с учащимися школ, то есть, её работа в указанной должности была связана с неблагоприятным воздействием на неё различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. До назначения на должность секретаря комитета комсомола и после работала учителем в школе. На день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, при условии включения спорного периода в её специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, он составит более 25 лет. Просила иск удовлетворить, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей с ответчика не взыскивать.

Представитель ответчика ГУ – УПФР в Кувандыкском районе в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. На основании ст.167 ГПК РФ суд определили рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В письменных возражениях на иск начальник ГУ – УПФР в Кувандыкском районе просил в иске М.П.Коноваловой отказать по тем основаниям, что определение права на досрочную пенсию производится в строгом соответствии со Списком № 781 от 29 октября 2002 года. Данный Список не предусматривает возможность зачета в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, выборную и другую ответственную работу в партийных и комсомольских органах. В рамках действия Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, право на включение в страховой стаж для получения досрочной пенсии по старости работы на выборных должностях приобреталось гражданами лишь при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, то есть, не менее 2/3 педагогического стажа. Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного постановления с 01 октября 1993 года. На 01 октября 1993 года М.П.Коновалова не приобрела права на зачет периода выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах в выслугу лет, так как продолжительность стажа в учреждениях по Перечню составила <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней (л.д.17-л.д.18).

Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования М.П.Коноваловой подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что М.П.Коновалова ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ –УПФР в Кувандыкском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в чем ей было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа педагогической работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (л.д.6-л.д.9).

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 этой же нормы Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В предшествующий период действовали Перечень, утвержденный Постановлением Совмина СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 года и постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года.

Из материалов дела следует, что М.П.Коновалова работала со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря <данные изъяты> РК ВЛКСМ, что подтверждается её трудовой книжкой (л.д.10-л.д.11) и архивной справкой ГБУ «Центр документации новейшей истории Оренбургской области» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

Мотивом отказа пенсионного органа во включении указанных периодов работы в специальный стаж истицы послужило то обстоятельство, что должность, в которой М.П.Коновалова работала в спорный период, не включена в действующий в настоящее время Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 № 781.

При этом, на основании представленной истцом трудовой книжки, специалистами ГУ –УПФР был подтвержден специальный педагогический стаж М.П.Коноваловой по ст. 27 п. 1 пп. 19 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» -<данные изъяты>.

Суд считает, что иск М.П.Коноваловой является обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года №463.

В силу пункта 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период работы истицы в должности секретаря Октябрьского райкома ВЛКСМ действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В соответствии с п.п. «а» пункта 1 указанного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Пунктом 4 Положения установлено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в оспариваемый период времени М.П.Коновалова работала на избранной должности секретаря <данные изъяты> комитета ВЛКСМ. Данная работа в указанной должности являлась выборной работой в комсомольских органах.

Доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях на иск, о том, что на момент отмены Положения № 1397 - с 01 октября 1993 года М.П.Коновалова не выработала 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Положением, поэтому не приобрела права на включение в педагогический стаж периодов работы в должности освобожденного секретаря комсомольской организации, суд считает необоснованными.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, работа М.П.Коноваловой в должности секретаря районного комитета ВЛКСМ в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась выборной работой в комсомольских организациях, поэтому она полежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновении у М.П.Коноваловой на то права.

Кроме того, судом установлено, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ у истца выработано <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев и <данные изъяты> дней по специальности. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается и подтверждается имеющимся в материалах дела решением ГУ – УПФР в Кувандыкском районе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцом выработано более 2/3 стажа в учреждении и должности, работа в которой дает право на эту пенсию, требуемого для ее назначения.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что доказательств наличия оснований для ограничения права М.П.Коноваловой на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с выработкой стажа педагогической деятельности 25 лет ответчиком суду не представлено.

То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истицы М.П.Коноваловой на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что М.П.Коновалова по нормам действующего законодательства не может быть лишена тех прав, которые ей предоставлялись ранее действовавшим законодательством, а потому имеет право на зачисление в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>.

Поскольку на момент обращения в ГУ - УПФ РФ в Кувандыкском районе Оренбургской области с заявлением о назначении пенсии педагогический стаж истицы с учетом работы секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты> составил более 25 лет, суд приходит к выводу, что требования М.П.Коноваловой основаны на законе, нашли свое подтверждение в судебном заседании, а поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь, подпунктом 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Коноваловой М.П. удовлетворить.

Признать решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кувандыкском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа включить в страховой стаж Коноваловой М.П., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кувандыкском районе Оренбургской области включить Коноваловой М.П. в страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периода работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кувандыкском районе Оренбургской области назначить Коноваловой М.П. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Л.В.Белова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ